Каковы были основные направления и итоги внутренней политики александра i ?

После дворцового переворота 11 марта 1801 г. новым императором стал Александр I. Его воспитателем в детстве был известный швейцарский политик, приверженец идей эпохи Просвещения Ф. С. Лагарп. Он не только способствовал получению Александром европейского образования, но и пытался довести до сознания будущего монарха либеральные идеи. Заложенные Лагарпом идеи конституционализма сыграли свою роль.
Для осуществления реформаторских замыслов молодой император должен был опираться на круг близких соратников. Сподвижниками-реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он воспитывался и учился. Среди них были граф П. А. Строганов, его двоюродный брат Н. Н. Новосильцев, князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей. Они вошли в созданный при царе совещательный Непременный (т. е. постоянный по своему составу) совет из 12 человек, в обязанности которого входили разработка и обсуждение важнейших законопроектов. Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г. Главным их результатом должно было стать ограничение самодержавия, с чем, казалось, был согласен и сам царь. Но для этого вначале необходимо было провести административную реформу.
В сентябре 1802 г. начинается реформа высших органов государ-
ственной власти: Сенату придаются в качестве основных функции; высшей судебной инстанции и органа надзора за администрацией. Одновременно главными органами государственного управления взамен архаичных петровских коллегий становятся 8 министерства военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, фи-нансов, народного просвещения, коммерции. Утверждается также Комитет министров для обсуждения общих вопросов управления страной. Все члены Негласного комитета вошли в состав правитель-ства.
Одним из самых крупных решений Александра был Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Царь исходил из того, что сами дворяне должны решать этой вопрос. Однако за 25 лет царствования Александра I лишь 47 тысяч крестьян (т. е. меньше 0,5% от общего числа крепостных) смогли та-ким образом купить себе свободу.
В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем «показать пример всей России».
Первый проект политических преобразований М. М. Сперанский предложил царю уже в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой он ста-, вил вопрос о необходимости осторожного введения в России конституционной монархии и предотвращения таким образом для, России «французского революционного кошмара». Однако лишь после «тильзитского перелома» царь поручил ему составить проект всеобъемлющего реформирования России. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором основу составляли:
- идея разделения властей;
- законодательная власть должна была сосредоточиться в новом, парламентском учреждении - Государственной думе;
- исполнительную власть должны были осуществлять министерства;

- судебные функции принадлежали бы Сенату;
- новый орган - Государственный совет при императоре - должен был стать совещательным органом при императоре, рассматривающим все законопроекты до их поступления в Думу;
- устанавливалось три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие;
- политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);
- избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. первые два сословия);
- выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили бы выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали бы членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум и лишь губернские думы выбирали бы депутатов Государственной думы);
- руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
План Сперанского был компромиссным и не мог быть иным. В случае своей реализации он со временем должен был получить развитие в других реформах. Конечной же их целью Сперанский видел ограничение самодержавной власти императора и ликвидацию крепостного права.
Александр I в принципе одобрил политическую реформу Сперанского. Однако он должен был реализовывать ее постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы: в 1810 г. царь создал Государственный совет (сам Сперанский стал в нем государственным секретарем). Полномочия Госсовета были иными, чем в проекте Сперанского, но это объяснялось незавершенностью самой реформы.
Однако даже эти мероприятия, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чинов и крупнейших крепостников, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа было в памяти судьба убитого отца.
Александр принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль сыграли при этом намерения царя объединить общество накануне приближающегося наполеоновского нашествия.
Несмотря на то что ни один проект реформ Сперанского не задевал основ феодально-абсолютистского строя в России, реализованы они так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в послевоенный период были предложены очередные проекты перемен.
Легенда о добровольном рабстве



Наши рекомендации