Идеологический фактор в политике (К. Мангейм).
Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо сначала дать определение понятию «идеология» Однако это и сложно, поскольку её определение, отношение к этому духовному феномену различно.
Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться как своеобразная форма интеграции политического сознания на уровне групповых, классовых, национальных и межнациональных интересов, т.е. как форма специализированного, интегрированного сознания или как “надстройка” над общественной психологией.
Следует обратить внимание, что феномен идеологии нельзя отождествлять ни с идей, ни с философией, ни с политикой, ни наукой или мировоззрением. Это всё, что может помочь ограничить область определения понятия «идеология». Политология 1) превращения идей в рычаги социального действия; 2) идеология скорее популязирует те или иные философские и научные концепты, причём ориентация здесь всегда не достижение достоверных знаний, а на действие, практику. 3) Последнее хоть и сближает идеологию с политикой, но они не тождественны. Как отмечал М. Дюверже, существует политическая борьба не из-за каких либо идеологических установок (принципов), а за власть.
Итак, идеология - формирование сознания людей и манипулирование их поведением путем воздействия на сознание(А.Зиновьев). В этом смысле цели идеологии и политического действия могут выступать как тождественные, поскольку они определяются эффективностью .
Современная политическая идеология является многоуровневой. Обычно выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный(элитарный), программно-политический(пропагандистски-просветительный) и актуализированный (житейский).
1. научные открытия синтезируются с идеологическими догмами, разрабатываются политические теории, обосновываются идейные принципы политических групп, партий и движений.
2. теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой - проникает в школы и университеты, газеты и журналы, кинофильмы, телевизионные передачи и рекламу.
3. выявляется степень эффективности идеологической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия. Именно на этом уровне развертывается идеологическое пространство(дискурс) с такими его элементами как идеологические политические культуры, идеологическая агрегация, идеологические требования и.т. д.
Тем не менее, исследование идеологии как феномена началось пожалуй лишь в конце 19 века. Отношение к этому феномену было двойственным.
Понятие “идеология” было введено в научный оборот в 1796 г. А.Дестуттом де Траси - лидером группы философов, получивших в дальнейшем название “идеологов”, в докладе “Проект идеологии”. Он стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей нового времени. Однако пришедший к власти наболеон назвал группу «идеологов» болтунами.
С аналогичным предубеждением относился к идеологии К.Маркс, рассматривая «идеологию», как обозначение различного рода идей, существующих не в пустом пространстве, а коренящихся в классовых интересах. Последователи Маркса(Ленин в том числе), хотя и признавали значение “социалистической идеологии” как фактора мобилизации массового пролетарского движения, сохраняли вместе с тем и отрицательный смысл самого понятия в его применении к “буржуазной идеологии”.
Несколько другие выводы из марксистской концепции идеологии сделал немецкий философ и социолог Карл Мангейм. Основу видения системы мира К. Мангейма составляли два постулата: о познаваемости социальных процессов и о том, что продукты и формы мышления порождаются процессом исторического развития, т.е. обусловлены историческими, социальными, классовыми и культурными факторами. Как следствие, возникают различные «стили мышления» с отличающимися ценностями и нормами, а также с неодинаковыми познавательными возможностями («перспективами»). В данной связи К. Мангейм выделял две системы взглядов, связанные со стилями мышления, – т.н. идеологию и утопию. Идеология, по К. Мангейму, – «духовное образование», складывающееся у правящей группы как теоретическое обоснование определенной социально политической ситуации, отвечающей интересам этой группы. Любая идеология ориентирована на сохранение сложившегося статус-кво и выделяет в реальном мире лишь то, что соответствует установкам властителей. Утопия, с точки зрения К. Мангейма, – идеи с критической социальной функцией, негативный вариант идеологии, фиксирующий то, что определенные угнетенные группы заинтересованы разрушить или преобразовать. Отсюда общая направленность утопии на будущее и залог ее превращения в идеологию в случае прихода ее носителей к власти.
Однако, такое противопоставление “консервативной идеологии” и “революционной утопии” оказалось в конечном итоге несостоятельным. В дальнейшем сам Маннгейм был вынужден говорить о невозможности в принципе заранее предвидеть - какую идею “следует рассматривать в качестве истинной(т.е. реализуемой также в будущем)утопии восстающих классов” и какую - “в качестве чистой идеологии господствующих(но также и восстающих) классов”.