Типология политических процессов
Типология политических процессов – это их группировка на основании определенных критериев, в качестве которых могут выступать их социокульутурные особенности; масштабы пространственно-временных параметров; формы проявления; цели и результаты. Поэтому в политической науке существует несколько систем типологизации политических процессов.
Так, американский политолог Л. Пай, исходя из социокульутурных особенностей, выделил «западный» и «незападный» типы политического процесса, связывая их принципиальные различия с культурным «кодом», определяющим политические ориентации и поведение населения в западном и незападном мире. При этом ученый выявил семнадцать характерных черт политического процесса «незападного» типа: 1) в «незападном» обществе нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений; 2) политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни; 3) в политическом процессе преобладают клики; 4) характер политических ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики; 5) оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений; 6) политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы; 7) политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей; 8) для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений; 9) незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия; 10) интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений; 11) отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей; 12) в политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли; 13) национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы; 14) неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике; 15) эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем; 16) велика роль харизматических лидеров; 17) политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров» (от англ. broker – посредник).
«Западный» тип политического процесса является противоположностью «незападного». Однако культурная неоднородность западного общества обусловливает существование в современной политической науке двух версий политического процесса «западного» типа: 1) неэтатистского (демократического) и этатистского (технократического, элитарного). Этим двум политико-культурным ориентациям соответствуют две интерпретации политического процесса: как горизонтально организованного (неэтатистский тип) и вертикально организованного (этатистского тип) политических процессов.
Согласно первой версии, политический процесс представляет собой взаимодействие целе- и ценностно-рационально действующих субъектов. Горизонтально организованный политический процесс исходит из признания формального равенства и относительной автономности его акторов, которые сотрудничают или соперничают друг с другом, следуя общим правилам «политической игры», которые задаются правовыми нормами и неэтатистской системой ценностей, в которой доминируют ценности свободы и консенсуса. При этом горизонтально организованный политический процесс может принимать форму культурного «торга» между его субъектами, в котором каждый жертвует чем-то для того, чтобы достичь поставленной цели (либеральная версия), либо политический процесс будет представлять «согласование» позиций функционально специализированных элементов социальной системы (консервативная традиция). Идеалом горизонтального политического процесса является «круглый стол», многосторонние консультации всех главных участников, посредством которых принимаются важнейшие политические решения. Институциональной формой такого политического процесса стал трипартизм: постоянное юридически оформленное взаимодействие правительства, предпринимателей и профсоюзов.
Согласно второй версии, политический процесс есть взаимодействие управляемых и управляющих как проявление интересов, потребностей, образа мыслей иррациональных масс, которому противостоят органы государственной власти, организованная система ценностей и политическая наука. Смысл этого взаимодействия сводится к выработке принципов «правильного» поведения управляющих и управляемых: управляющие должны уметь согласовывать интересы различных социальных групп; управляемые – проявлять желание договариваться друг с другом на основе уважения к закону. При вертикально организованном политическом процессе управляемые признают авторитет власти (управляющих), а правители гарантируют членам общества определенную степень свободы. Осмысленность политического взаимодействия между управляемыми и управляющими задается правительством, которое стремится навязать гражданам ценности определенной политической культуры, такие как: ответственность, законопослушность и рациональность. В силу этого вертикально организованный политический процесс предполагает усиление элементов предсказуемости и конструктивности благодаря способности органов государственной власти интегрировать требования различных социальных групп в определенную программу политических действий. Идеальный образ вертикально организованного политического процесса – это «экспертный совет» политиков, ученых, а также представителей различных групп интересов.
В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных особенностей выделяют технократический, идеократический и харизматический типы политического процесса. Технократический тип политического процесса, свойственный англосаксонским и романо-германским странам, характеризуется постепенным приспособлением политической системы к изменяющимся условиям среды, исключающим из политической практики радикальной ломки политических структур, а также приоритетом процессуального подхода при внесении изменений в политическую систему. Идеократический тип политического процесса, характерный для стран, переживающих начальные стадии модернизации, отличается господством одной политической идеи, в отношении которой имеется или декларируется общенациональный консенсус. Эта идея определяет цель, содержание и направленность политического процесса, формы и способы взаимодействия политических субъектов. Харизматический тип политического процесса характеризуется автократией харизматического лидера, который сам определяет цель, содержание и направленность политического процесса, основные идеологические доктрины и политические институты.
По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы в политической науке подразделяют на глобальные и локальные. Первые оказывают свое воздействие на всю систему международных отношений. Вторые затрагивают интересы локальных политических сообществ и составляющих его региональных групп.
Выделяют также внешнеполитические (международные) и внутриполитические процессы. Они различаются специфической предметной сферой, особыми способами взаимодействия политических субъектов и функционирования политических институтов.
С точки зрения значимости для общества политические процессы подразделят на общие, или базовые, и частные, или периферийные. Политические процессы этих типов отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но И целями, содержанием, формами протекания, и результатами. Общие политические процессы связаны с изменениями базовых свойств политической системы общества. Частные политические процессы включают в себя многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы в целом. Частные политические процессы, связанные с изменениями в периферийных областях политической системы общества, не оказывающих принципиального влияния на формы и способы взаимодействия политических субъектов.
В зависимости от форм проявления выделяют явные и скрытые; открытые и закрытые политические процессы. Явный тип политического процесса характеризуется тем, что интересы граждан или отдельных социальных групп артикулируются в их публичных притязаниях к органам государственной власти, деятельность которых при подготовке и принятию политических решений делает доступной для общественного контроля. Скрытый тип политического процесса базируется на деятельности «теневых» центров политической власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.
Открытый тип политического процесса, «сюжеты» которого реализуются в ситуации политической неопределенности и повышенных политических рисков, основывается на возможности реализации различных сценариев развития политической системы с недостаточно ясными политическими результатами и их значимостью для тех или иных социальных групп. Закрытый тип политического процесса имеет однозначную направленность, обусловленную политическими предпочтениями доминирующей элиты или большинства граждан политически консолидированного общества.
В зависимости от направленности политические процессы иногда делят на стабильные и нестабильные. Для стабильного типа политического процесса характерна явно выраженная направленность политических изменений и преобладание привычных форм и способов взаимодействия политических субъектов. характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а так же функционально отработанными механизмами приятия политических решений. Стабильный политический процесс основывается на устойчивых формах политической мобилизации граждан, их политической активности и легитимном характере принятия политических решений. Нестабильный типа политического процесса характерен для тех переходных обществ, политическая система которых не способна эффективно реагировать на его новые потребности и удовлетворять интересы его основных групп адекватным образом. Этому типу политического процесса свойственна несбалансированная активности основных политической субъектов и недостаточная ясность целей политических изменений, а также нелегитимность принимаемых органами государственной власти политических решений.