От перестройки к революции.

Территория и население.

В период 1980-1991 гг. СССР продолжал оставаться крупнейшим в мире государством, занимавшим почти 1/6 части суши - 22402,2 тыс. км2 . По численности населения СССР занимал 3-е место в мире. По данным переписи 1989 г. в стране проживало 286,7 млн. человек. Обратите внимание на то, что средняя плотность населения в СССР была 12 чел. на 1 км2, а в европейской части-35 чел. на .1 км2.

Отметьте, что в 80-е гг. продолжался ускоренный рост городского и сокращение сельского населения (не только относительно, но и абсолютно). В 1989 г. в городах проживало примерно 67% населения, в сельской местности - 33%. В это время быстро выделяются города-миллионеры: Москва, Ленинград, Киев, Ташкент и др.

Социально-экономическое развитие.

Основное внимание обратите на то, в каких направлениях проходило реформирование экономической системы СССР, начатое с 1985 г.

1) Экономические реформы виделись руководству как поступательное движение вперед (“ускорение”) на основе поведенияпорядка и дисциплины на производстве. Была предпринята очередная попытка повышения самостоятельности хозяйственных единиц. Внедряются различные модели “хозрасчета, применяются рыночные рычаги в советской экономике.

2) Разгосударствление, равноправие всех форм собственности (совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств), возрождение частного сектора, расширение сферы деятельности для частной инициативы;

3) Преобразования в области внешней торговли, допущение инвестиций иностранных компаний в советскую экономику.

Выделите, что реформы прошли два этапа. На втором этапе (с 1990 г.) правительство вынуждено было признать необходимость разрешения частной собственности на средства производства. Но одновременно государство пытается возвратиться к директивному управлению, устанавливая план, определяя номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Сформулируйте, каковы были результаты реформ к 1991 г.

Политический строй.

Отметьте, что в политической сфере М.С.Горбачев выдвинул лозунг “гуманного, демократического социализма с человеческим лицом”, т.е. “перестройка” должна была осуществиться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного в октябре 1917 года.

Отметьте основные направления реформы в политической сфере:

1) Реформирование высших органов законодательной и исполнительной власти (1989 г.), учреждение должности президента СССР (1990 г.)

2) Ликвидация однопартийной, появление большого числа неформальных групп и организаций, формирование новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов.

3) Гласность и плюрализм мнений.

Обратите внимание на тот факт, что деформации в области национально-государственного строительства в предшествующие десятилетия СССР привели к тому, что в начале 90-х гг обострился "национальный вопрос" в нашей стране и начался “парад суверенитетов". Отметьте этапы нарастания этого кризисного процесса.

Отметьте, чем было вызвано создание ГКЧП в августе 1991 г. Сформулируйте причины его неудачи. Укажите, почему после ликвидации ГКЧП сохранение СССР стало практически невозможным.

Качественные изменения произошли во внешнеполитическом курсе, который получил название “нового политического мышления”. В основу его был положен отказ от конфронтации, поворот не только к мирному сосуществованию, но сотрудничеству. Определите основные направления реализации этого курса.

Дайте оценку всех этих перемен и их результатов.

Религия и церковь.

Зафиксируйте, что перестройка принесла качественные изменения в отношения государства с церковью. В СССР стали восстанавливаться храмы и монастыри, были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Распространялись наряду с православием мусульманство, иудаизм, буддизм и иные религии.

Сформулируйте причины такого "религиозного возрождения".

Культура.

Обратите внимание на то, что в период перестройки решающее значение для развития отечественной культуры имела гласность. Классовый подход стал постепенно заменяться утверждением общедемократических и общечеловеческих ценностей. С 1988 г. фактически ликвидирована цензура.

В 1987 г. началась реформа средней и высшей школы. Её главным направлением стала интеграция образования, производства и науки.

Отметьте, что серьезные проблемы встали перед наукой и учеными. Испытывает кризис фундаментальная наука, сокращается научный потенциал (за счет оттока ученых другие сферы и недостаточного финансирования).

Как один из важнейших результатов перемен в духовной жизни укажите, что перестройка вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов “реального социализма”. Одновременно в страну хлынул поток массовой западной культуры, особенно американской. Общество оказалось на распутье.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое перестройка?

2.Назовите основные этапы перестройки. Дайте их характеристику.

3.Что представлял собой курс на ускорение социально-экономического развития страны в конце 80-х гг.?

4.Какие политические партии и общественные движения действовали в нашей стране в начале 90-х гг.?

5.Что такое "новое политическое мышление"? Сформулируйте его основные направления.

6.Объясните, почему перестройка потребовала проведения радикальной экономической реформы.

7.Каковы причины отставания социальной сферы в 80-е гг.?

8.Сформулируйте причины неудачи концепции перестройки.

Наши рекомендации