Государство и гражданское общество взаимосвязь осуществляют на различных уровнях –на
- общегосударственном
- региональном
- местном.
Так, с политическими партиями, другими общественными объединениям государство взаимодействует через право. Закрепляя в праве порядок формирования и деятельности, государство как бы определяет рамки дозволенного поведения объедини граждан и осуществляет контроль за соблюдением ими предписаний права.
В случае нарушения законодательства государство применяет к правонарушителям предусмотренные правом меры.
Важное значение в сохранении стабильности и правопорядка в обществе играют взаимоотношения государства и религии. В современных цивилизованных странах религия отделена от государства и существует самостоятельно как одна из структур гражданского общества. Религия — это особая идеологическая сила, основанная на вере в Бога.
Религия оказывает положительное влияние на формирование гражданского общества, главным образом путем внедрения в сознание людей норм морали, нравственности, уважительного отношения к старшим, послушания, ответственности за свои неправильные поступки.
Еще одним важным институтом гражданского общества признающимся в определенной степени его основой, является семья. Внутренние отношения в семье регулируются нормами права, морали, нравственности, взаимным уважением. Руководство семейной жизнью осуществляют родители, которые одновременно обязаны содержать и воспитывать малолетних и несовершеннолетних детей. В свою очередь взрослые трудоспособные дети обязаны оказывать помощь престарелым родителям.
Государство с помощью права регулирует порядок заключения и расторжения брака, имущественные отношения между членами семьи, в первую очередь между супругами, порядок наследования, обязанность трудоспособного супруга оказывать помощь нетрудоспособному.
Принципиальное значение имеет взаимодействие государства сэкономическими и предпринимательскими структурами, не зависимыми от государства и являющимися частью гражданского общества.
Их деятельность имеет очень важное значение, поскольку создает материальную основу существования общества и государства.
Главным средством воздействия государства на частные предпринимательские фирмы и предприятия является право.
Основным рычагом, способствующим активной и эффективной деятельности частных предпринимателей, выступает
- их материальная заинтересованность,
- получение прибыли.
Поэтому государство обязано
- обеспечить полную свободу предпринимательству отдельных граждан или их объединений,
- искать и находить формы и способы честного зарабатывания денег, независимо от государства, которое не может иметь никаких прав на вмешательство в предпринимательскую деятельность за исключением случаев совершения правонарушений предпринимателями.
Деятельность государственных органов по отношению к хозяйствующим структурам может иметь только регистрационный характер
Таковы направления взаимосвязи государства и гражданского общества.
20. Социальное государство: понятие, условия формирования и проблемы функционирования.
Формула «социальное государство» присутствует в ряде принятых в последние десятилетия конституций и активно используется в политическом и юридическойобиходе.
В ч.1 ст. 7 Конституции РФ сказано, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Признание о том, что государство является социальным требует от этого государства обеспечить каждому достойный уровень жизни, создать условия для гармоничного развития личности.
Международно-правовые документы (Всеобщая декларацияправ человека, Международные пакты о правах человека, Европейская социальная хартия и др.), определяют социальную деятельность государства как заботу государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень (включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Так, в ч.2 ст. 7 Конституции записано, что в «РФ охраняется труд и здоровье населения, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система специальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах государства сами добровольно возлагают на себя обязанность заниматься социальной деятельностью. Она, эта деятельность, должна быть направлена на достижение определенных конкретных задач и реализаций важных принципов.
Существует ряд общих задач, к достижению которых стремятся все социальные государства:
а) поддерживать определенный, доступный для всех уровень жизни членов общества как непреложное условие существования и функционирования самой государственности;
б) уменьшать остроту свойственной любому обществу социальной напряженности, предотвращать социальные расколы и конфликты в нем;
в) соблюдать (как участнику мирового сообщества государств) гуманитарные нормативы цивилизованного общежития;
г) выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки-принципы: альтруизм, милосердие, благотворительностьи т. п.
Реализация этих задач достигается на основе следующих основных принципов.
(1) Принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и лип наемного труда и их профсоюзов на автономию.
Этот принцип лежит в основе регулирования социально-трудовых отношений посредством переговорного процесса и выработки соглашений и коллективных договоров, через систему социального партнерства, при непременном участии государства в создании правового обеспечения условий для этого.
(2) Принцип участия в управлении(его еще называют экономической демократией). Его реализация позволяет работникам участвовать в выработке и реализации социально-экономических решений, касающихся труда, его условий и оплаты, перспектив развития своей организации и др., что создает условия сопричастности и заинтересованности работника в коллективных результатах.
(3) Принцип ответственности всех членов общества за положение дел в обществе.Этот принцип предполагает солидарное участие и заботу всего общества о тех, кто еще не работает — детях, или уже не работает, т. с. нетрудоспособных по разным причинам. С помощью правового регулирования социальное государство не допускает неправомерных разрывов в доходах разных категорий своих граждан и поддерживает их высокую социальную защиту.
(4) Принцип ответственности государства за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни,не допуская разрушительного действия рынка прежде всего на социальную сферу — занятость, доходы, уровень жизни, образование, науку, культуру, здравоохранение и др.
На основе этих задач и принципов можно сделать вывод, что социальным можно считать лишь то государство, которое будет (в этом и заключаются его социальные ценности):
(1) опираться на господство права и обеспечивать прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека;
(2) создавать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал, с тем чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;
(3) осуществлять при любых системных и структурных преобразованиях в обществе сильную, последовательную государственную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;
(4) распределять между всеми хозяйствующими субъектами и собственниками средств производства определенную социальную нагрузку;
(5) создавать благоприятные условия для реального участия работников в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях управления и власти;
(6) признавать и реализовать систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;
(7) ориентироваться на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.
21. Государство и личность: соотношение и взаимодействие. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
Государство и личность: соотношение и взаимодействие. Человеческое общество состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей.
Человек представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах.
Однако в характеристике социальной сути человека принципиально важным является его понимание какгражданина, т.е. лица, которое имеет правовую принадлежность к тому или иному государству, подпадает под действие его законов, иных нормативно-правовых актов и сообразует свое поведение с правовыми установлениями этого государства.
Гражданство характеризует взаимные ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ человека и государства. В лице своих органов и должностных лиц государство ответственно перед гражданами, обязуется действовать во благо их и общества, всемерно защищать права граждан как на своей территории, так и вне ее.
В свою очередь, гражданин обязуется неукоснительно исполнять нормативные установления государства, не нарушать прав и законных интересов иных субъектов права, не причинять вред окружающей природной среде, защищать общество, государство от нападений извне.
Таким образом,гражданин — это человек, взятый в его соотношении с государством, политической властью в обществе и законом, основанным на государственно-правовом признании конкретного индивида носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Государственно-правовыми связями гражданина с государством не исчерпывается все многообразие его статуса в области политики, культуры, экономики. Для этого используется специальное понятие«личность».
Совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений, охватывается понятием личности. «Сущность «особой личности», — писал К. Маркс, — составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество».
Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий может выступать в этом качестве. Так, личностью не являются ребенок и душевнобольной человек.
Таким образом, понятия «человек» и «личность», отражая разные аспекты одного целого — отдельного индивидуума, находятся между собой в тесной взаимосвязи. Как продукт природы конкретный человек выступает материальной, биологической основой личности.
Личность, будучи продуктом общества, характеризуется единством ее индивидуальных социальных и биологических черт и, в частности, включает в себя:
— признаки, характеризующие социальные связи и отношения человека (экономические, политические, национальные, классовые, юридические, моральные и др.);
— приобретенные личным опытом знания, навыки, привычки, культурный уровень;
— биологически обусловленные черты: инстинкты, темперамент, чувства, элементарные потребности, состояние здоровья;
— черты индивидуальной психики и мышления, способности познавать мир, создавать произведения литературы, науки и искусства.
Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
Правовой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает личность в соответствии с действующими нормами международного и внутринационального права.
В зависимости от уровня норм права, предоставляющих соответствующие права и закрепляющих обязанности, правовой статус личности подразделяется на такие виды статуса как:
- общий(конституционный);
- специальный (родовой);
- индивидуальный статус;
- статус иностранных граждан и лиц без гражданства или с двойным гражданством; статус беженцев;
- статус российский граждан, находящихся за рубежом;
- профессиональные и должностные статусы (например, статус депутата, министра, судьи, прокурора); статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (например, Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).
С приведено перечня статусов видно, что набор правовых статусов велик. Но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют пять видов:
1) международно-правовой;
2) конституционный;
3) отраслевой;
4) специальный и
5) индивидуальный.
Международно-правовой статус личности образуют права и свободы, закрепленные нормами международного права. Основополагающим документом по этому вопросу является Всеобщая декларация прав человека, обязывающая все государства — члены ООН, предоставлять своим гражданам закрепленные ею права и свободы. Каждый житель земного шара имеет право на труд, на отпуск, на образование, на свободное передвижение в пределах государства и т.д. Права и свободы гражданам государств — членов Совета Европы — дополнительно закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституционный правовой статус личности образуют ее права, свободы и обязанности, закрепленные конституцией страны. Все современные демократические государства своими конституциями предоставляют гражданам большую часть прав, закрепленных нормами международного права, в том числе Всеобщей декларацией прав человека. Однако полного совпадения между международно-правовым статусом и конституционным статусом личности, как правило, не наблюдается.
Во-первых, конституция страны может предоставлять гражданам более широкий по содержанию и объему спектр прав и свобод. Например, Всеобщая декларация прав человека требует от каждого государства обеспечения общеобязательного и бесплатного начального образования. Однако большинство современных демократических государств предоставляет своим гражданам право получить на бесплатной основе не только общее, но и высшее профессиональное образование.
Во-вторых, отдельные права личности, предусмотренные нормами международного права, могут отсутствовать в конституции страны. Например, в Конституции РФ отсутствует право человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, предусмотренное Всеобщей декларацией прав человека.
В-третьих, конституцией страны могут возлагаться на личность определенные обязанности, которых вообще нет в международно-правовых актах. Согласно КонституцииРФ граждане и иные лица обязаны платить законно установленные налоги и сборы, беречь памятники истории и культуры, бережно относиться к природным богатствам. В силу названных отличий, выделение конституционного статуса личности наряду с международно-правовым является оправданным и правомерным.
Отраслевой статус личности составляют ее права, свободы и обязанности, предусмотренные гражданским, трудовым, семейным и другими отраслями права. Каждая отрасль права сообразно своему предмету закрепляет правовой статус личности, меру ее свободы в соответствующей сфере общества. Например, в избирательном праве закреплен статус депутата. Гражданское право определяет правовые возможности личности в сфере пользования, владения и распоряжения имуществом, защиты чести и достоинства, охраны и защиты авторских прав. Трудовое право закрепляет права и обязанности, которые имеет, личность, осуществляющая свою трудовую деятельность по найму.
Таким образом, в отраслевом статусе личности получает развитие и конкретизация ее конституционных прав, свобод и обязанностей применительно к отдельной сфере жизнедеятельности общества.
Специальный правовой статус образуют права, свободы и обязанности, которые характерны для отдельных социальных слоев, социальных групп общества в силу специфики их социального, политического и даже географического положения. Например, жители районов Крайнего Севера имеют право на получение надбавки к заработной плате, на удлиненный оплачиваемый отпуск и другие социально-трудовые льготы, которые отсутствуют у жителей других регионов Российской Федерации.
Индивидуальный правовой статус составляют права, свободы и обязанности личности, которые она приобретает в процессе активного участия в делах общества и государства, вступая в конкретные правоотношения.
Каждый человек является уникальным и характеризуется множеством конкретных только ему присущих социальных связей, обусловленных спецификой его пола, возраста, отношением к работе или учебе, семейным и материальным положением, иными социальными свойствами. Совокупность социальных связей, возможностей личности определяет и ее индивидуальные правовые возможности. Личность, будучи равной с другими в конституционном, отраслевом и специальном статусах, оказывается способной реализовать далеко не все предоставленные ею абстрактные права. Например, человек, имеющий слабое здоровье, не может стать летчиком, сталеваром и даже шофером. Лица с незначительным материальным достатком не могут приобрести в личную собственность ценные вещи, купить предприятия, оборудование, поехать в отпуск за границу.
Совокупность конкретных прав и обязанностей, которую личность приобретает, вступая в конкретные правоотношения, либо способна реально приобрести, образует ее индивидуальный правовой статус. Индивидуальные правовые статусы весьма сложны и многообразны. Их насчитывается в стране ровно столько, сколько в ней проживает граждан и иных лиц.
Права и свободы личности, закрепленные конституцией страны, отдельными отраслями права, а также составляющие ее специальный и индивидуальный статус, охраняют от нарушений государством, его органами. Международно-правовой статус личности также может защищаться и охраняться государством, его органами. Но государство может и нарушать права личности, поэтому в настоящее время созданы и действуют различные международные организации, призванные защищать права человека, закрепленные нормами международного права.
22. Государство и церковь: формы взаимоотношений.
Церковь — это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношении между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями.
Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства — черта современного мира.
В Российской Федерации Государственной Думой 19 сентября 1997 г. принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с данным законом, религиозное объединение — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организаиионных формах:
- религиозной группе и
- религиозной организации.
Религиозная группа — добровольное объединение граждан, исповедующее и распространяющее веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозная организация — добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории государства, образованное в целях совместного исповедания религии и зарегистрированное в качестве юридического лица.
В современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются государства
- светские, теократические,
- клерикальные и атеистические.
Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества.
Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.).
Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии.
Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Клерикальное государство — это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. Государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства налоговые льготы, субсидии. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств.
В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной. Однако позиции католицизма в этом государстве попрежнему очень сильны.
Атеистическое государство — это государство, в котором религиозные сообщества преследуются властями. Они, как правило, запрещаются либо находятся под жестким государственным контролем.
В таких государствах церковь лишается имущества, запрещено издание и распространение религиозной литературы. Любая религиозная агитация наказывается. Верующие и священнослужители подвергаются репрессиям. Нередко применяется открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем.
Таким государством был Советский Союз и другие так называемые страны народной демократии, Китай в 50—60-е гг. прошлого столетия.
23. Государство, этнос, нация: соотношение и взаимосвязь.
Исследование процесса соотношения этноса и государства необходимо начинать с определения понятия «этнос». (Нация о лат. слова племя , народ – это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Нация складывается от различных племен и народносте. БЭС).
Термин "этнос" ввел в международный обиход в 1921 г. русский ученый С. М. Широкогоров в качестве собирательного термина для обозначения этнических общностей.
В научной литературе сложилось два основных подхода в определении этноса. Первый состоит в том, что этнос— это исторически возникшая общность (форма социальной группировки) людей, которая обладает общностью территории, языка, культуры, религии, другими общими признаками.
Сторонники данного подхода исходят из того, что этнос — явление социальное, ибо он не существует вне собственных социальных институтов различных уровней — от семьи до общества. Следовательно, этнос подчинен законам развития общества и потому не имеет собственных закономерностей. Социальное в широком значении, утверждают они, включает в себя и этническое. Значит, сами этносы представляют собой социальные институты .
Согласно второму подходуэтнос — это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющих себя всем другим аналогичным коллективам. Сторонники этого подхода исходят из того, что этнос — явление биологическое (природное).
Согласно БЭС этнос- это исторически возникающий вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Этнос близок понятию «народ».
Как соотносится этнос и государство?
Процесс соотношения этноса и государства можно рассматривать с двух позиций. Первая — в рамках взаимоотношений «государство — общество», вторая — «государство — природа».
В первом случае исследователь понимает под этносом социальное явление, во втором — биологическое.
Сторонники первого подхода считают, что этносом можно управлять путем:
-разработки оптимальндй социальной политики в национальных отношениях;
- целенаправленного руководства ее развитием, в том числе планирования, организации, регулирования и контроля;
- обнаружения и преодоления национальных противоречий;
- обеспечения стабильности и совершенствования структурно-функционального единства этноса.
Такое видение процесса соотношения этноса и государства, с одной стороны, предполагает очень сильную зависимость этноса от государства, изначально допускает субъективное воздействие на этнос со стороны лиц, стоящих во главе государства и его органов, а с другой — не раскрывает особенности этого соотношения на различных фазах развития этноса.
Имеющий, на первый взгляд, положительные и привлекательные цели такой подход на практике имеет и негативные последствия.
Примеров этому в истории человечества более чем достаточно. Это и уничтожение эксплуататорских классов в социалистических странах, кланов в среднеазиатских республиках Советского государства, и депортация наций, и произвольное изменение ландшафтов — места проживания этносов.
При таком понимании государство по существу вправе произвольно определить грани взаимоотношений с этносом, какие его элементы пригодны, а какие — нет. В результате не учитывается, что этнос — система взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенные функции. Ликвидировав один из элементов этноса, объективно возникает необходимость осуществления его функций другим элементом. Так, в результате уничтожения эксплуататорских классов в социалистических странах их функции начала выполнять партийная номенклатура. Не имея исторического опыта управления, коммунисты превратили отношения внутри этноса в тоталитарные.
Сторонники второго подходаутверждают:
- в этносе, в отличие от общества, работают не сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы;
- поведение каждого этноса — это способ его адаптации к своей географической и этнической среде;
- недопустимо противопоставление одних внутриэтнических единиц (элементов этноса) другим, все они выполняют конструктивные функции;
- этнос динамически изменяется, проходит в своем развитии ряд фаз, каждая из которых имеет свои особенности как строения (этнической иерархии), так и функциональных связей .
Согласно этому подходу соотношение этноса и государства следует рассматривать лишь в рамках конструкции «этнос — природа — государство».
Конструкция же «этнос — общество — государство» нежизнеспособна и бесперспективна, поскольку этнос существует и взаимодействует с окружающим миром как часть природы, а не как часть общества.
Процесс соотношения государства и этноса зависит
- от фазы развития самого этноса и проявляется в воздействии, с одной стороны, государства на этнос — его защита или разрушение посредством разработки и проведения соответствующей политики, изменения ландшафта и т.п., а с другой стороны — этноса на государство — влияние на его формы, функции, особенности развития.
Исследуя процесс взаимоотношений современных народов государств, американский ученый С. Хантингтон отметил по этому поводу, что современная история будет твориться на границах цивилизационных разломов, и главный аспект взаимоотношений между народами перенесется с экономики на этнический уровень, уровень неизбежного столкновения цивилизаций.
Это высказывание есть признание того, что в ближайшее историческое время отношения между суперэтносами и государствами, их представляющими, станут определяющими.
Познание процесса этноса и его соотношения с государством трудно переоценить. Оно имеет огромное значение и в зависимости от целей субъекта, обладающего этим знанием, может иметь как положительные, так и негативные и даже катастрофические последствия.