Государство и гражданское общество взаимосвязь осуществляют на различных уровнях –на

- общегосударственном

- региональном

- местном.

Так, с политическими партиями, другими общественными объединениям государство взаимодействует через право. Закрепляя в праве порядок формирования и деятельности, государство как бы определяет рамки дозволенного поведения объедини граждан и осуществляет контроль за соблюдением ими предписаний права.

В случае нарушения законодательства госу­дарство применяет к правонарушителям предусмотренные правом меры.

Важное значение в сохранении стабильности и правопо­рядка в обществе играют взаимоотношения государства и религии. В современных цивилизованных странах религия отделе­на от государства и существует самостоятельно как одна из структур гражданского общества. Религия — это особая идео­логическая сила, основанная на вере в Бога.

Религия оказывает положительное влияние на формирование гражданского об­щества, главным образом путем внедрения в сознание людей норм морали, нравственности, уважительного отношения к старшим, послушания, ответственности за свои неправиль­ные поступки.

Еще одним важным институтом гражданского общества признающимся в определенной степени его основой, являет­ся семья. Внутренние отношения в семье регулируются нормами права, морали, нравственнос­ти, взаимным уважением. Руководство семейной жизнью осу­ществляют родители, которые одновременно обязаны содер­жать и воспитывать малолетних и несовершеннолетних де­тей. В свою очередь взрослые трудоспособные дети обязаны оказывать помощь престарелым родителям.

Государство с помощью права регулирует порядок заклю­чения и расторжения брака, имущественные отношения меж­ду членами семьи, в первую очередь между супругами, поря­док наследования, обязанность трудоспособного супруга ока­зывать помощь нетрудоспособному.

Принципиальное значение имеет взаимодействие государ­ства сэкономическими и предпринимательскими структурами, не зависимыми от государства и являющимися частью гражданского общества.

Их деятельность имеет очень важ­ное значение, поскольку создает материальную основу суще­ствования общества и государства.

Главным средством воздействия государства на частные предпринимательские фирмы и предприятия является пра­во.

Основным рычагом, способствующим активной и эффективной деятельности частных предпринимателей, выступает

- их материальная заинтересованность,

- получение прибыли.

Поэтому государство обязано

- обеспечить полную свобо­ду предпринимательству отдельных граждан или их объеди­нений,

- искать и находить формы и способы честного зараба­тывания денег, независимо от государства, которое не может иметь никаких прав на вмешательство в предпринимательс­кую деятельность за исключением случаев совершения пра­вонарушений предпринимателями.

Деятельность государ­ственных органов по отношению к хозяйствующим структу­рам может иметь только регистрационный характер

Таковы направления взаимосвязи государства и гражданского общества.

20. Социальное государство: понятие, условия формирования и проблемы функционирования.

Формула «социальное государство» присутствует в ряде принятых в последние десятилетия консти­туций и активно используется в политическом и юридическойобиходе.

В ч.1 ст. 7 Конституции РФ сказано, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Признание о том, что государство является социальным требует от этого государства обеспечить каждому достойный уровень жизни, создать условия для гармоничного развития личности.

Международно-правовые документы (Всеобщая декларацияправ человека, Международные пакты о правах человека, Евро­пейская социальная хартия и др.), определяют социальную деятельность государства как за­боту государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень (включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Так, в ч.2 ст. 7 Конституции записано, что в «РФ охраняется труд и здоровье населения, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система специальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

В соответствии с Международным пактом об экономиче­ских, социальных и культурных правах государства сами добро­вольно возлагают на себя обязанность заниматься социальной деятельностью. Она, эта деятельность, должна быть направлена на достижение определенных конкретных задач и реализаций важных принципов.

Существует ряд общих задач, к достижению которых стремятся все социальные государства:

а) поддерживать определенный, доступный для всех уровень жизни членов общества как непреложное условие существования и функционирования самой государственности;

б) уменьшать остроту свойственной любому обществу соци­альной напряженности, предотвращать социальные расколы и конфликты в нем;

в) соблюдать (как участнику мирового сообщества госу­дарств) гуманитарные нормативы цивилизованного общежития;

г) выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки-принципы: альтруизм, милосер­дие, благотворительностьи т. п.

Реализация этих задач достигается на основе следующих основных принципов.

(1) Принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и лип наемного труда и их профсоюзов на автономию.

Этот принцип лежит в основе регулирования со­циально-трудовых отношений посредством переговорного про­цесса и выработки соглашений и коллективных договоров, через систему социального партнерства, при непременном уча­стии государства в создании правового обеспечения условий для этого.

(2) Принцип участия в управлении(его еще называют экономи­ческой демократией). Его реализация позволяет работникам участвовать в выработке и реализации социально-экономиче­ских решений, касающихся труда, его условий и оплаты, пер­спектив развития своей организации и др., что создает условия сопричастности и заинтересованности работника в коллектив­ных результатах.

(3) Принцип ответственности всех членов общества за положение дел в обществе.Этот принцип предполагает солидарное участие и заботу всего общества о тех, кто еще не работает — детях, или уже не работает, т. с. нетрудоспособных по разным причинам. С помощью правового регулирования социальное государство не допускает неправомерных разрывов в доходах разных кате­горий своих граждан и поддерживает их высокую социальную защиту.

(4) Принцип ответственности государства за выработку и со­блюдение правил поведения на рынке, за создание соответст­вующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни,не допуская разрушительного действия рын­ка прежде всего на социальную сферу — занятость, доходы, уровень жизни, образование, науку, культуру, здравоохране­ние и др.

На основе этих задач и принципов можно сделать вывод, что социальным можно считать лишь то государство, которое будет (в этом и заключаются его социальные ценности):

(1) опираться на господство права и обеспечивать прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека;

(2) создавать гражданам возможность свободно реализовать тру­довой и интеллектуальный потенциал, с тем чтобы на этой ос­нове они обеспечили себе и своей семье материальное благопо­лучие;

(3) осуществлять при любых системных и структурных преобра­зованиях в обществе сильную, последовательную государственную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

(4) распределять между всеми хозяйствующими субъектами и собственниками средств производства определенную социаль­ную нагрузку;

(5) создавать благоприятные условия для реального участия ра­ботников в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях управления и власти;

(6) признавать и реализовать систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государ­ства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;

(7) ориентироваться на укрепление семьи, на духовное, куль­турное, нравственное развитие граждан, на бережное отноше­ние к наследию предков и преемственность поколений, со­хранение самобытных национальных и исторических тради­ций.

21. Государство и личность: соотношение и взаимодействие. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Государство и личность: соотношение и взаимодействие. Человеческое общество состоит из конкретных людей, находя­щихся в системе многообразных связей.

Человек представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах.

Однако в характеристике социальной сути человека принци­пиально важным является его понимание какгражданина, т.е. лица, которое имеет правовую принадлежность к тому или иному государ­ству, подпадает под действие его законов, иных нормативно-право­вых актов и сообразует свое поведение с правовыми установлениями этого государства.

Гражданство характеризует взаимные ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ человека и государства. В лице своих органов и должностных лиц госу­дарство ответственно перед гражданами, обязуется действовать во благо их и общества, всемерно защищать права граждан как на своей территории, так и вне ее.

В свою очередь, гражданин обязуется не­укоснительно исполнять нормативные установления государства, не нарушать прав и законных интересов иных субъектов права, не при­чинять вред окружающей природной среде, защищать общество, го­сударство от нападений извне.

Таким образом,гражданин — это человек, взятый в его соотноше­нии с государством, политической властью в обществе и законом, осно­ванным на государственно-правовом признании конкретного индивида носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Государственно-правовыми связями гражданина с государством не исчерпыва­ется все многообразие его статуса в области политики, культуры, эко­номики. Для этого используется специальное понятие«личность».

Совокупность свойств, которые характеризуют человека как со­циальное существо, участника общественных отношений, охваты­вается понятием личности. «Сущность «особой личности», — писал К. Маркс, — составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество».

Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий может выс­тупать в этом качестве. Так, личностью не являются ребенок и ду­шевнобольной человек.

Таким образом, понятия «человек» и «личность», отражая разные аспекты одного целого — отдельного индивидуума, находятся меж­ду собой в тесной взаимосвязи. Как продукт природы конкретный человек выступает материальной, биологической основой личнос­ти.

Личность, будучи продуктом общества, характеризуется един­ством ее индивидуальных социальных и биологических черт и, в ча­стности, включает в себя:

— признаки, характеризующие социальные связи и отношения человека (экономические, политические, национальные, классовые, юридические, моральные и др.);

— приобретенные личным опытом знания, навыки, привычки, культурный уровень;

— биологически обусловленные черты: инстинкты, темперамент, чувства, элементарные потребности, состояние здоровья;

— черты индивидуальной психики и мышления, способности по­знавать мир, создавать произведения литературы, науки и искусства.

Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Правовой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает лич­ность в соответствии с действующими нормами международного и внут­ринационального права.

В зависимости от уровня норм права, предоставляющих соот­ветствующие права и закрепляющих обязанности, правовой статус личности подразделяется на такие виды статуса как:

- общий(конституционный);

- специальный (родовой);

- индивидуальный статус;

- статус иностранных граждан и лиц без гражданства или с двойным гражданством; статус беженцев;

- статус российский граждан, находящихся за рубежом;

- профессиональные и должностные статусы (например, статус депутата, министра, судьи, прокурора); статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (например, Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

С приведено перечня статусов видно, что набор правовых статусов велик. Но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют пять видов:

1) международно-правовой;

2) конституционный;

3) отраслевой;

4) специальный и

5) индивидуальный.

Международно-правовой статус личности образуют права и свобо­ды, закрепленные нормами международного права. Основополагающим документом по этому вопросу является Всеобщая декларация прав человека, обязывающая все государства — члены ООН, предостав­лять своим гражданам закрепленные ею права и свободы. Каждый житель земного шара имеет право на труд, на отпуск, на образова­ние, на свободное передвижение в пределах государства и т.д. Права и свободы гражданам государств — членов Совета Европы — допол­нительно закреплены в Европейской конвенции о защите прав че­ловека и основных свобод.

Конституционный правовой статус личности образуют ее права, сво­боды и обязанности, закрепленные конституцией страны. Все совре­менные демократические государства своими конституциями пре­доставляют гражданам большую часть прав, закрепленных нормами международного права, в том числе Всеобщей декларацией прав че­ловека. Однако полного совпадения между международно-правовым статусом и конституционным статусом личности, как правило, не наблюдается.

Во-первых, конституция страны может предоставлять гражданам более широкий по содержанию и объему спектр прав и свобод. На­пример, Всеобщая декларация прав человека требует от каждого го­сударства обеспечения общеобязательного и бесплатного начально­го образования. Однако большинство современных демократичес­ких государств предоставляет своим гражданам право получить на бесплатной основе не только общее, но и высшее профессиональное образование.

Во-вторых, отдельные права личности, предусмотренные норма­ми международного права, могут отсутствовать в конституции стра­ны. Например, в Конституции РФ отсутствует право человека на та­кой жизненный уровень, который необходим для поддержания здо­ровья и благосостояния его самого и его семьи, предусмотренное Всеобщей декларацией прав человека.

В-третьих, конституцией страны могут возлагаться на личность определенные обязанности, которых вообще нет в международно-правовых актах. Согласно КонституцииРФ граждане и иные лица обязаны платить законно установленные налоги и сборы, беречь па­мятники истории и культуры, бережно относиться к природным богатствам. В силу названных отличий, выделение конституционного статуса личности наряду с международно-правовым является оправ­данным и правомерным.

Отраслевой статус личности составляют ее права, свободы и обя­занности, предусмотренные гражданским, трудовым, семейным и дру­гими отраслями права. Каждая отрасль права сообразно своему пред­мету закрепляет правовой статус личности, меру ее свободы в соот­ветствующей сфере общества. Например, в избирательном праве закреплен статус депутата. Гражданское право определяет правовые возможности личности в сфере пользования, владения и распоряжения имуществом, защиты чести и достоинства, охраны и защиты авторских прав. Трудовое право закрепляет права и обязанности, которые имеет, личность, осуществляющая свою тру­довую деятельность по найму.

Таким образом, в отраслевом статусе личности получает развитие и конкретизация ее конституционных прав, свобод и обязанностей применительно к отдельной сфере жиз­недеятельности общества.

Специальный правовой статус образуют права, свободы и обязанно­сти, которые характерны для отдельных социальных слоев, социальных групп общества в силу специфики их социального, политического и даже географического положения. Например, жители районов Крайнего Севера имеют право на получение надбавки к заработной плате, на удлиненный оплачиваемый отпуск и другие социально-трудовые льготы, которые отсутствуют у жителей других регионов Российской Федерации.

Индивидуальный правовой статус составляют права, свободы и обязанности личности, которые она приобретает в процессе актив­ного участия в делах общества и государства, вступая в конкретные правоотношения.

Каждый человек является уникальным и характе­ризуется множеством конкретных только ему присущих социальных связей, обусловленных спецификой его пола, возраста, отношением к работе или учебе, семейным и материальным положением, ины­ми социальными свойствами. Совокупность социальных связей, возможностей личности определяет и ее индивидуальные правовые возможности. Личность, будучи равной с другими в конституционном, отраслевом и специальном статусах, оказывается способной ре­ализовать далеко не все предоставленные ею абстрактные права. На­пример, человек, имеющий слабое здоровье, не может стать летчи­ком, сталеваром и даже шофером. Лица с незначительным материальным достатком не могут приобрести в личную собствен­ность ценные вещи, купить предприятия, оборудование, поехать в отпуск за границу.

Совокупность конкретных прав и обязанностей, ко­торую личность приобретает, вступая в конкретные правоотношения, либо способна реально приобрести, образует ее индивидуальный право­вой статус. Индивидуальные правовые статусы весьма сложны и мно­гообразны. Их насчитывается в стране ровно столько, сколько в ней проживает граждан и иных лиц.

Права и свободы личности, закрепленные конституцией страны, отдельными отраслями права, а также составляющие ее специаль­ный и индивидуальный статус, охраняют от нарушений государством, его органами. Международно-правовой статус личности также мо­жет защищаться и охраняться государством, его органами. Но госу­дарство может и нарушать права личности, поэтому в настоящее вре­мя созданы и действуют различные международные организации, призванные защищать права человека, закрепленные нормами международного права.

22. Государство и церковь: формы взаимоотношений.

Церковь — это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношении между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями.

Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства — черта современного мира.

В Российской Федерации Государственной Думой 19 сентября 1997 г. принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с данным законом, религиозное объединение — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организаиионных формах:

- религиозной группе и

- религиозной организации.

Религиозная группа — добровольное объединение граждан, исповедующее и распространяющее веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация — добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории государства, образованное в целях совместного исповедания религии и зарегистрированное в качестве юридического лица.

В современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются государства

- светские, теократические,

- клерикальные и атеистические.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества.

Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.).

Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии.

Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.

Клерикальное государство — это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. Государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства налоговые льготы, субсидии. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств.

В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной. Однако позиции католицизма в этом государстве попрежнему очень сильны.

Атеистическое государство — это государство, в котором религиозные сообщества преследуются властями. Они, как правило, запрещаются либо находятся под жестким государственным контролем.

В таких государствах церковь лишается имущества, запрещено издание и распространение религиозной литературы. Любая религиозная агитация наказывается. Верующие и священнослужители подвергаются репрессиям. Нередко применяется открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем.

Таким государством был Советский Союз и другие так называемые страны народной демократии, Китай в 50—60-е гг. прошлого столетия.

23. Государство, этнос, нация: соотношение и взаимосвязь.

Исследование процесса соотношения этноса и государства необходимо начинать с определения понятия «этнос». (Нация о лат. слова племя , народ – это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Нация складывается от различных племен и народносте. БЭС).

Термин "этнос" ввел в международный обиход в 1921 г. русский ученый С. М. Широкогоров в качестве собирательного термина для обозначения этнических общностей.

В научной литературе сложилось два основных подхода в определении этноса. Первый состоит в том, что этнос— это исторически возникшая общность (форма социальной группировки) людей, которая обладает общностью территории, языка, культуры, религии, другими общими признаками.

Сторонники данного подхода исходят из того, что этнос — явление социальное, ибо он не существует вне собственных социальных институтов различных уровней — от семьи до общества. Следовательно, этнос подчинен законам развития общества и потому не имеет собственных закономерностей. Социальное в широком значении, утверждают они, включает в себя и этническое. Значит, сами этносы представляют собой социальные институты .

Согласно второму подходуэтнос — это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющих себя всем другим аналогичным коллективам. Сторонники этого подхода исходят из того, что этнос — явление биологическое (природное).

Согласно БЭС этнос- это исторически возникающий вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Этнос близок понятию «народ».

Как соотносится этнос и государство?

Процесс соотношения этноса и государства можно рассматривать с двух позиций. Первая — в рамках взаимоотношений «государство — общество», вторая — «государство — природа».

В первом случае исследователь понимает под этносом социальное явление, во втором — биологическое.

Сторонники первого подхода считают, что этносом можно управлять путем:

-разработки оптимальндй социальной политики в национальных отношениях;

- целенаправленного руководства ее развитием, в том числе планирования, организации, регулирования и контроля;

- обнаружения и преодоления национальных противоречий;

- обеспечения стабильности и совершенствования структурно-функционального единства этноса.

Такое видение процесса соотношения этноса и государства, с одной стороны, предполагает очень сильную зависимость этноса от государства, изначально допускает субъективное воздействие на этнос со стороны лиц, стоящих во главе государства и его органов, а с другой — не раскрывает особенности этого соотношения на различных фазах развития этноса.

Имеющий, на первый взгляд, положительные и привлекательные цели такой подход на практике имеет и негативные последствия.

Примеров этому в истории человечества более чем достаточно. Это и уничтожение эксплуататорских классов в социалистических странах, кланов в среднеазиатских республиках Советского государства, и депортация наций, и произвольное изменение ландшафтов — места проживания этносов.

При таком понимании государство по существу вправе произвольно определить грани взаимоотношений с этносом, какие его элементы пригодны, а какие — нет. В результате не учитывается, что этнос — система взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенные функции. Ликвидировав один из элементов этноса, объективно возникает необходимость осуществления его функций другим элементом. Так, в результате уничтожения эксплуататорских классов в социалистических странах их функции начала выполнять партийная номенклатура. Не имея исторического опыта управления, коммунисты превратили отношения внутри этноса в тоталитарные.

Сторонники второго подходаутверждают:

- в этносе, в отличие от общества, работают не сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы;

- поведение каждого этноса — это способ его адаптации к своей географической и этнической среде;

- недопустимо противопоставление одних внутриэтнических единиц (элементов этноса) другим, все они выполняют конструктивные функции;

- этнос динамически изменяется, проходит в своем развитии ряд фаз, каждая из которых имеет свои особенности как строения (этнической иерархии), так и функциональных связей .

Согласно этому подходу соотношение этноса и государства следует рассматривать лишь в рамках конструкции «этнос — природа — государство».

Конструкция же «этнос — общество — государство» нежизнеспособна и бесперспективна, поскольку этнос существует и взаимодействует с окружающим миром как часть природы, а не как часть общества.

Процесс соотношения государства и этноса зависит

- от фазы развития самого этноса и проявляется в воздействии, с одной стороны, государства на этнос — его защита или разрушение посредством разработки и проведения соответствующей политики, изменения ландшафта и т.п., а с другой стороны — этноса на государство — влияние на его формы, функции, особенности развития.

Исследуя процесс взаимоотношений современных народов государств, американский ученый С. Хантингтон отметил по этому поводу, что современная история будет твориться на границах цивилизационных разломов, и главный аспект взаимоотношений между народами перенесется с экономики на этнический уровень, уровень неизбежного столкновения цивилизаций.

Это высказывание есть признание того, что в ближайшее историческое время отношения между суперэтносами и государствами, их представляющими, станут определяющими.

Познание процесса этноса и его соотношения с государством трудно переоценить. Оно имеет огромное значение и в зависимости от целей субъекта, обладающего этим знанием, может иметь как положительные, так и негативные и даже катастрофические последствия.

Наши рекомендации