Веления государственного органа могут

- быть обязательными либо для всех граждан, либо для определенного круга

- выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строительства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.

В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь ГОСУДАРСТВА и ПРАВА, механизм государства в целом и отдельного государственного органа.

(4) Имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий).Компетенция определяется задачами и функциями государственного органа и закрепляется в зависимости от места и роли такого органа либо в конституции либо в текущем законодательстве. Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

(5) Характеризуется определенной внутренней структурой, т.е. строением по видам отдельных служб, подразделений, которые скреплены единством целей.

(6) Состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Положение, права и обязанности госслужащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются законом.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество.

(7) Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, а также территориальным масштабом деятельности.

(8)Орган государства хотя и обладает определенной самостоятельностью (автономностью), однакоон является частью единого механизма государства,занимает в государственной машине свое место. Следовательно, органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Различаются государственные органы между собой по задачам, функциям, структуре, компетенции и сферам деятельности.

Государственных учреждения(В.М. Сырых их называет публичные службы) выступает важным элементом механизма государства, которые обеспечивают:

а) управление государственной собственностью;

б) регулирование бюджетно-налоговых отношений;

в) использование природных ресурсов;

г) материально-техническое обеспечение;

д) режимы использования людских ресурсов, имея в виду за­конодательство о труде, о занятости и т.д.

17.Государственная власть. Учение о разделении властей: теория и практика.

Государственная власть. В научной и учебной литературе под публичной властью по­нимается государственная власть, точнее — аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей.

Следует отметить, что в науке нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматри­вают в качестве одного из основных признаков государства. Иног­да — как синоним государства.

Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы еди­ны в том, что наличие государственной (публичной) власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне от­личающей ее от догосударственной, первобытнообщинной органи­зации.

В условиях первобытного строя власть имела общественный характер.

Она целиком и полностью совпадала непосредственно с населением. В обществе не было людей, которые бы ни занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли.

Не­посредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом.

Властные функции по управ­лению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объе­динений, существовавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрос­лыми членами этого общества.

Властные функции осуществлялись

- как через систему органов самоуправления — советы родов, фратрий, племен и др.,

- так и не­посредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объе­динений.

Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода. Не в при­мер государственным чиновникам, за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и принудительными органами, лю­бой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на мораль­ный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.

Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на фолее поздних этапах, в условиях общества, расколотого по мате­риальному и другим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, опирающейся на полити­ческий по своему характеру аппарат насилия и принуждения.

Государственная (публична) власть представляет собой особую разновидность общественной власти.

Термины «полити­ческая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, — синонимы.

Политическая власть (термин «политика» в пер. с греч. — государственный, искусство управления государством, участие в делах государства) в собствен­ном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Рассматривая государственную власть в качестве важнейшего, определя­ющего признака государства в отличие от организации ее в родовом обществе, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что это «осо­бая публичная власть».

Характерные черты этой свойственной государству особой публичной или политической власти, отличающие ее от, общест­венной власти доклассового обществазаключаются в следую­щем.

(1). При родовом устройстве общественная власть выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов, объ­единенных в том или ином коллективе — общине, роде, фрат­рии, племени и т.д.

Государственная власть носит классовый характер.

(2). Родовая власть доклассового общества, осуществляемая старейшинами и другими выборными лицами, которые были первыми среди равных, не знала какого-либо особого аппарата или слоя лиц, специально предназначенных для того, чтобы уп­равлять, и в этом смысле сливалась со всем населением.

Иначе обстоит дело с государственной властью. Она в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населени­ем, осуществляется выделенным из человеческого общества ап­паратом управления, состоящим из категории людей, которые только тем и заняты, чтобы управлять другими.

(3). При родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было никаких других способов принуждения к подчинению власти старейшин и соблюдению обычаев, кроме общественного мнения.

Государственная же власть опирается на возможность государст­венного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы.

(4). Государственная власть предполагает содержания разветвленного государственного аппара­та, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания этой публичной власти необ­ходимы взносы граждан — налоги, которые были неизвестны ро­довому устройству общества.

(5). При родовой организации общества люди подразделялись по принципу кровного родства; учреждение государственной влас­ти, знаменующее возникновение государства, сообразуется с раз­делением населения по территориальному признаку.

Учение о разделении властей: теория и практика. Основателями учения о разделении властей считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк (1633— 1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689—1755).

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделе­ния властей были изложены в главном его труде "Два трактата о государственном правлении" (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения — в романе "Персидские письма"; историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян" и основном его произведе­нии — "О духе законов" (1748).

Согласно философским и политическим воззрениям Дж. Лок­ка, если абсолютная монархия — эта тирания и беззаконие — на­ходится в глубоком противоречии с природой человека и обществен­ным договором, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.

Обосновывая данный тезис, автор обращался к таким природ­ным чертам человека,

- как его способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими;

- как способность претворять в жизнь принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям;

- наконец, как способность не только устанавливать, но и поддерживать на опре­деленном уровне и в определенных рамках свои сношения с дру­гими людьми.

Наличием данных природных черт человека обосно­вывались необходимость и естественность разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (ве­дающую международными отношениями) власти.

Аналогичные идеи о разделении властей развивались и до­полнялись позднее в работах Ш. Монтескье. В каждом государ­стве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного пра­ва, и власть исполнительная, ведающая вопросами права граждан­ского».

В силу первой власти государь или учреждение создает зако­ны, временные или постоянные, и исправляет или отменяет суще­ствующие законы. В силу второй он объявляет войну или заклю­чает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает пре­ступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую — просто исполнитель­ной властью государства.

Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполни­тельной и судебной властей со временем стала классической фор­мулой теории конституционализма.

Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию сложив­шегося в условиях предреволюционной Франции компромисса бур­жуазии и дворянства. Государственной формой такого компромис­са во Франции, так же как и в Англии, усматривалась конститу­ционная монархия.

В настоящее время, так же как и в прошлом, теория, или прин­цип разделения властей, имеет не только научное, академическое, но и практическое значение.

Особенности применения принципа разделения властей в России. Особенностью применения принципа разделения властей в Рос­сии, по сравнению с рядом других государств, является его консти­туционное закрепление.

Конституция РФ 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Согласно Конституции законодательным и представительныморганом Российской Федерации является Федеральное Собрание —парламент. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Го­сударственной Думы (ст. 94, 95).

Исполнительную властьв стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110).

Судебная власть осуществляется "посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизвод ства" (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляю щих судебную власть, в конституционном порядке выделяются сле­дующие.

Конституционный Суд Российской Федерации выступает как судебный орган конституционного контроля, "самостоятельно и не­зависимо осуществляющий судебную власть посредством конститу ционного судопроизводства".

Верховный Суд Российской Федерации является "высшим су­дебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции" (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступа­ет как высший судебный орган "по разрешению экономических спо­ров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами" (ст. 127 Конституции РФ).

Значительной особенностью применения принципа разделения властей в государственном механизме России является фактичес­кое доминирование исполнительной власти в лице Президента над всеми другими ветвями власти.

По природе и характеру выполняемых, согласно Конституции России, своих функций Президент является не только главой госу­дарства, но и фактически главой исполнительной власти.

В соответствии со своими конституционными полномочиями президент назначает с согласия Государственной Думы Председа­теля Правительства России; принимает решение об отставке пра­вительства; имеет право председательствовать на заседаниях Пра­вительства; по предложению Председателя Правительства РФ на­значает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государ­ственной Думе кандидатуру для назначения на должность предсе­дателя Центрального банка России, а также ставит вопрос о его освобождении.

Являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Си­лами России, Президент подчиняет себе непосредственно так назы­ваемые "силовые структуры" (армию, милицию и др.), зачастую вмешивается в повседневную деятельность Правительства.

Сочетание полномочий главы государства с фактическими пол­номочиями главы Правительства позволяет Президенту России со­средоточить в своих руках огромную, поистине "суперпрезидентс­кую", власть.

18.Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства и права в политической системе общества.

Что дать понятия политической системы общества необходимо поразмышлять над тем, а какова вообще структура общества?

Структура общества может быть представлена в виде различных взаимодействующих систем:

¨ политической, экономической, идеологической, правовой

¨ и некоторых других (напр., религиозной)

Перечисленные системы складываются и существую объективно.

Они представляют объединение различных социальных элементов, которые

§ взаимосвязаны, имеют определенный характер этих взаимосвязей,

§ их деятельность определяется целями, задачами и иными критериями жизни общества.

К эти элементам, образующие разные общественные системы, относятся:

§ социальные институты (напр., государство, партии, церковь и т.п.);

§ институты, объединяющие культурные начала (идеологические, религиозные течения, традиции, язык и т.д.);

§ экономические организации (предприятия, учреждения, органы экономического управления);

§ правовые начала(нормы, правовые институты, законодательство)

Перечисленные элементы в разных сочетаниях и СТРУКТУРИРУЮТ ОБЩЕСТВО на системы, а теоретическая мысль выделяет и изучает эти системы:

q политические , социальные, правовые, экономически и т.д.

Разумеется, что системная организация общества не является единственной в виду того, что общество бесконечно сложное образование.

Можно выделить структуры общества формирующиеся не по системным образованиям, например,

v по критерию соотношения индивида (личности) и коллектива;

v можно выделить в обществе базис и надстройку и т.п.

Но системная организация оказывается одной из самых важных структур общества и позволяет

· с наибольшей полнотой разобраться во многих сторонах жизни общества,

· в том числе и соотношениях государства с другими политическими элементами общества.

Поэтому теория государства в этих целях

· выделяет прежде всего политическую систему общества,

· рассматривает элементы, которые входят в нее,

· изучает характер их связей.

Исходя из сказанного можно дать следующее определение политической системы общества: политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных, общественных и иных организаций, базирующихся на разных формах собственности, отражающие интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

В рамках политической системыосновным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служитВЛАСТЬ, которую и используют субъекты политической системы, в качестве которых выступают (основные):

· государство

· политические п а р т и и, которые могут быть классовыми (представляют интересы социальных групп), национальными, религиозными, государственно-патриотическими, «гротескные партии» (вроде партии любителей пива;

· профсоюзы и другие организации;

· движения,участвующие в сфере общественной жизни,

где ядром является завоевание, удержание и использование власти.

ИменноВЛАСТЬ и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, которые и образуют политическую систему.

В этой сфере общественной жизни – завоевание, удерживание, использование власти –проявляются и отношения классов, и других социальных групп, наций.

Общественные отношения тут как раз и возникают по поводу власти и связанных с властью других социальных ценностей: суверенитет, свобода личности, самоуправления.

Эти общественные отношения проявляются не само по себе, а через организацию и деятельность различных общественных образований

– от государства до молодежных образований,

- от партий до органов самоуправления, которые и образуют в совокупности политическую систему.

Сфера жизни общества это власть, суверенитет, свобода личности, которые затрагивают интересы множества людей и становится политической сферой. Поэтому политика начинается там, где та или иная деятельность государства, партий, иных организаций, затрагивают жизненные интересы множества людей.

Такие понятия как политика, политические организации, политические система характеризуют отношения государства, классов, партий, наций и других социальных институтов по поводу завоевания, удержания и использования власти в обществе.

В современных условиях политическая система призвана обеспечить:

· эффективное управлениевсеми общественными делами;

· все более активное участие граждан в государственной и общественной жизни,

· сочетаниереальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом и согражданами.

Наши рекомендации