Характеристика нормативно-правовой базы по работе с обращениями граждан в органах местного самоуправления
В настоящее время основными законами, регулирующими обращения граждан в органы местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон от 02.05.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы работы с обращениями граждан, в том числе Закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Статья 18 Конституции Российской Федерации указывает, что права и свободы гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, практическую деятельность государственных и других органов и организаций. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [1, ч. 1 ст. 45]. Должностные лица органов власти принимают властные решения посредством издания обязательных для исполнения правовых актов. Гражданин пользуется, своей властью, как правило, только в случаях нарушения своих прав и посредством направления всякого рода жалоб и заявлений в различные инстанции. Таким образом, происходят взаимоотношения властного характера между этими субъектами общественных отношений.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года регулирует отношения связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статья 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года закрепляет трактовку основных терминов используемых в рассматриваемом Федеральном законе.
Самую главную роль в работе с обращениями играют многочисленные инструкции, которыми преимущественно и руководствуются сотрудники различных муниципальных образований, рассматривая поступающие к ним обращения граждан. Эти инструкции свои в каждом муниципальном образовании, и предназначены они для служебного пользования, то есть не публикуются и потому для граждан недоступны. Кроме того, делопроизводство по обращениям граждан, играющее огромную роль в реализации всех их функций по сей день остается непрозрачным, закрытым и архаичным.
Принятие Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» явилось для общества важным политическим событием. Объясняется это тем, что в обращениях часто ставятся вопросы, касающиеся не только законных прав и личных интересов авторов обращений, но также интересов других граждан и целых коллективов.
Технология работы с письменными обращениями граждан включает в себя:
- прием и первичную обработку обращений граждан;
- регистрацию обращения в день его поступления (занесение в базу данных), составление РКК - регистрационно-контрольной карточки (с аннотацией содержания обращения), проверку на повторность обращения;
- проставление штампа организации и регистрационного индекса обращения;
- направление обращений на рассмотрение руководству для получения резолюции;
- уведомление заявителя (ответ) о рассмотрении обращения (или о направлении обращения в другие организации);
- исполнение обращения (при необходимости запрашивание дополнительных сведений по обращению), либо передача обращения в другое подразделение;
- контроль за исполнением обращения в установленные сроки;
- вынесение решения по обращению;
- подготовку ответа заявителю о вынесенных решениях;
- решение о снятии обращения с контроля с записью в РКК (после проверки исполнения);
- информационно-справочную работу по обращениям (по картотекам);
- анализ поступивших обращений (подготовку аналитических справок);
- учет обращений (работу с базой данных);
- группировку обращений в дела, формирование дел в установленном порядке;
- передачу дел на хранение в ведомственный архив организации.