Лекция 5. Законы Драконта и Солона в Афинах - пролог демократии
В Х в. до н.э. в отличие от других греческих городов Афины не находились в упадке. Афины сумели отразить дорийское нашествие (впоследствии афиняне гордились своей автохтонностью, т. е. тем, что они являлись потомками коренных жителей - ахейцев) и стали центром колонизации Малой Азии. Афинская керамика протогеометрического периода была лучшей в Греции. Предания о мифическом герое Тесее отражают мощь и значение доархаических Афин. С именем Тесея традиционно связывают и синойкизм - слияние разрозненных общин Аттики (Элевсина, Рамнунта, Марафона и др.) в единый полис. Главной крепостью Аттики и резиденцией органов власти стал афинский акрополь, удобно расположенный сравнительно недалеко от моря и от природы хорошо защищенный. После синойкизма Аттика стала одним из крупнейших государственных образований по территории и населению в Греции. Характерно, что лежащая к северу от Аттики область Беотия, сопоставимая по размерам с Аттикой, так и не стала единым полисом, хотя Фивы, крупнейший город, играли первенствующую роль.
Однако конец периода "темных веков" и начало архаического периода были временем упадка и сравнительной слабости Афин. В это время на первый план выходят соседи Афин на Истме - Коринф и Мегара, а также эвбейские полисы Халкида и Эретрия. В конце VIII или в начале VII в. до н.э. между Халкидой и Эретрией вспыхнула Лелантинская война за обладание плодородной Лелантинской долиной, в которой приняли участие многие греческие полисы.
Поскольку Аттика не была завоевана дорийцами, в ней не было зависимого населения, в отличие от Лаконии или более близкой Мегариды. Географически Аттика делилась на три района: Педиэю (равнинные земли вокруг Афин и Элевсина), Паралию (прибрежную полосу от Афин до Суния) и Диакрию (гористую восточную Аттику). Подобно другим ионийским полисам, в Афинах существовали четыре филы ("племени"), делившиеся в свою очередь на фратрии ("братства"). Более мелкой единицей был генос ("род"), хотя по поводу афинского рода нет уверенности в том, что в него всегда входили исключительно родственники, а не соседи. Основой же социальной жизни в Афинах, как и во всей Греции, был ойкос (домохозяйство, большая семья). Выделялись более знатные семьи, гордившиеся своим древним происхождением и обладавшие богатством.
Царская власть в Аттике исчезла уже в "темные века", и во главе полиса стояли архонты ("начальники"). К VII в. до н.э. религиозные обязанности царя и некоторые ограниченные судебные функции исполнял архонт-басилей, войско возглавлял полемарх ("военный архонт"), гражданскими делами ведал архонт-эпоним, по имени которого с 683 г. назывался год в Афинах. Экс-архонты становились членами Совета, который заседал на Ареопаге (холме Ареса) рядом с Акрополем. Совет Ареопага следил за выполнением должностными лицами своих обязанностей, наблюдая за исполнением обычаев и законов. Народное собрание (экклесия) имело немного прав, но достаточно фундаментальных. На народном собрании избирались архонты, хотя соискатели обязательно должны были быть знатного происхождения и обладать богатством, каждый гражданин имел право в особых обращаться к народному собранию.
К середине VII в. коллегия из шести фесмофетов стала собирать и записывать законы, но не публиковала их. Большинство граждан было заинтересовано в публикации законов, чтобы ограничить субъективизм архонтов-аристократов в толковании обычного права. Напряженной обстановкой в городе воспользовался молодой аристократ Килон и в 636 г. при поддержке мегарского тирана Феагена попытался захватить тираническую власть в Афинах. Попытка провалилась: против Килона выступили даже малосведущие в политике аттические крестьяне, осадившие заговорщиков на Акрополе. Килону удалось бежать, но его сторонники, укрывшиеся у алтаря Афины, были вопреки обычаю перебиты. Осадой руководил архонт этого года Мегакл из знатного рода Алкмеонидов, и в конце VII в. этот род был изгнан из Аттики за преступление против божества. Уже в это время, таким образом, можно наблюдать противоборство двух группировок аттической аристократии - представители одной из них, Алкмеониды, связанные с торговлей, были сторонниками постепенной демократизации государства.
Вскоре после заговора Килона, в 621 г. фесмофетом Драконтом был обнародован первый афинский свод законов, известный своей суровостью ("драконовы законы"): за большинство преступлений полагалась смертная казнь. По преданию, когда Драконта спросили, почему он назначил одно и то же наказание и за мелкую кражу, и за убийство, он ответил: "Первое я счел достойным смертной казни, а за второе не нашел более сурового наказания". С одной стороны, издание законов было уступкой демосу, с другой стороны, сами законы отражали ситуацию в обществе, реальной властью в котором обладали аристократы. В итоге социальная борьба не ослабла, и результатом ее стало введение нового свода законов - законов Солона.
Солон был избран архонтом на 594/3 г., причем не просто архонтом, а "примирителем". Его полномочия напоминали полномочия эсимнета, и в своих стихах Солон отмечал, что ему было очень просто захватить тираническую власть. Солон тем не менее использовал свой авторитет для законотворчества, и в афинской традиции именно Солон считался основателем афинского государства.
Солон был аристократом по происхождению (он принадлежал к древнему царскому роду Кодридов, обедневшему к рубежу VII - VI вв.), но источником его богатств была торговля. Солон был преуспевающим купцом (известно о его поездках в Египет), весьма образованным человеком, одним из известнейших раннегреческих поэтов: свои законы он "пропагандировал" в элегиях. Главной своей заслугой он считал сисахфию ("стряхивание бремени") - ликвидацию долговой кабалы, ситуации, когда должник отвечал не только своим имуществом, но и свободой. Камни с записью долговых обязательств были сброшены с полей мелких аттических земледельцев, были освобождены обращенные в рабство за долги афиняне. Были введены верхние пределы земельных владений, и после Солона Аттика развивалась как страна мелкого и среднего крестьянского землевладения. Однако Солон резко выступил против требований беднейших крестьян о переделе земель.
Солон поощрял ремесло и торговлю, стремился привлечь в Афины квалифицированных ремесленников из всей Греции. Переселенцы не получали гражданства, но становились метеками ("живущими рядом"), они были лично свободными, их имущественные права защищало афинское государство. Со времени Солона в Афинах начинается расцвет ремесла, и прежде всего производства керамики. Через несколько десятилетий, к середине VI в. до н. э. афинская чернофигурная керамика, судя по результатам археологических раскопок, господствовала не только в Греции, но и в значительной части Средиземноморья, причем многие известные мастера-керамисты были неафинянами по происхождению.
Солон провел также реформу политического устройства, введя имущественный ценз. Афинские граждане отныне разделялись на четыре категории: 1) пентакосиомедимны (пятисотмерники) - граждане с доходом более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла - наиболее богатые афиняне; 2) всадники - граждане, которые могли содержать боевого коня (их доход был свыше 300 медимнов); 3) зевгиты (от "дзевгос" - упряжка) - средние крестьяне с доходом 200 медимнов и выше; 4) феты - малоимущие с доходом менее 200 медимнов. Некоторые должности могли занимать только пентакосиомедимны (архонты, казначеи), большинство - граждане трех высших категорий. Феты не могли быть избранными на государственные должности, но имели право голосовать (выборы всех важнейших должностей отныне проводились народным собранием). Был учрежден также избиравшийся по филам Совет четырехсот, имевший право предварительного обсуждения законов и предложений, принимавшихся затем народным собранием.
Солону также приписывают некоторые менее важные законы: так, он запретил вывоз зерна из Аттики, что объяснялось ростом городского населения Афин, и поощрял оливководство; сын мог не содержать престарелого отца, если тот не позаботился об обучении его какому-нибудь ремеслу, и некоторые другие. Законы Солона были вырезаны на четырех сторонах специальных вращающихся деревянных таблиц (аксонах), доступных для обозрения всем гражданам. Этот факт свидетельствует, кроме всего прочего, о значительном распространении грамотности в архаических Афинах. Законы Солона не устраивали аристократов-землевладельцев, против них выступала и радикально настроенная часть демоса. Солон проводил среднюю линию, ориентировался на нарождающийся "средний класс", призывал действовать постепенно. Аристотель в трактате о государственном устройстве Афин приводит следующие стихи Солона:
"Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен -
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, - чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других".
Может быть, именно поэтому установлениям Солона была суждена парадоксальным образом одновременно долгая и недолгая жизнь. Долгая потому, что на солоновском законодательстве было основано все афинское право, и Солон справедливо считался основателем афинского государства. Недолгая же из-за того, что после реформ Солона социальная борьба в Афинах продолжалась с еще большим ожесточением, и сам законодатель добровольно ушел в изгнание. Причиной было то, что ни одна из социальных групп не считала себя полностью удовлетворенной солоновскими законами: аристократы-землевладельцы негодовали из-за отмены долгов, беднейшие крестьяне не добились передела земель.
На пятый и на десятый год после архонтства Солона в Афинах из-за борьбы политических группировок не были проведены выборы архонтов (возникла анархия). Термин этот стал впоследствии нарицательным для обозначения безвластия. Напряженной ситуацией в Афинах воспользовался один из аристократов - Писистрат, который около 560 г., использовав приданных ему по решению народного собрания дубинщиков, захватил тираническую власть в городе.
Правление Писистрата длилось с 560 до 528 г. до н.э., когда он умер, но прерывалось два раза его изгнанием из Афин. Писистрат то конфликтовал, то вступал в союз с представителями различных группировок аттической знати, в том числе с Мегаклом Алкмеонидом, и в конце концов ему удалось одолеть своих противников. Писистрат не изменил законы Солона, он как бы поставил себя выше их. Тем не менее тиран стремился подчеркнуть свою приверженность соблюдению законов: вызванный на суд Ареопага в качестве ответчика, он явился на заседание. Его нововведениями были взимание подушного налога (1/10 или 1/20 части всех доходов) и организация "судей по демам" - разъездных судебных коллегий, которые решали мелкие дела, не отрывая крестьян от их повседневных дел.
Подобно другим тиранам, Писистрат проводил активную культурную политику: с его именем обычно связывают организацию празднования Великих Панафиней, на которых проводились мусические и гимнастические состязания. К этому празднеству часто возводят истоки афинского театра, а панафинейские амфоры, вручавшиеся победителям состязаний, являются одной из вершин греческой вазописи. При Писистрате в Афинах были записаны поэмы Гомера, причем была произведена их окончательная редакция. Ко двору его сыновей были приглашены Симонид и Анакреонт - крупнейшие греческие поэты архаической эпохи.
Тирания не смогла прервать естественный процесс развития афинского полиса, развития в сторону демократии. Законы Солона заложили прочный фундамент для будущего государственного устройства Афин, государственный строй солоновского времени афиняне V - IV вв. до н. э. называли "отеческим". Тирания, возможно, ускорила политическое размежевание в Афинах и установление демократического правления. В конце архаического периода Афины выходят на передовые позиции в социально-экономическом развитии в Греции и становятся одним из ведущих полисов.
Лекция 6. Демократические преобразования Клисфена: демократия с аристократами во главе
VI век до н. э. был временем бурного развития экономики Афин, периодом важных и глубоких социальных сдвигов в афинском обществе. Больше всего сведений сохранилось о производстве керамики: афинская расписная керамика распространилась по всему Средиземноморью и Причерноморью, значительно потеснив коринфскую. Во второй половине VI в. до н. э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной расписной керамике в Афинах, что позволяло вазописцам лучше изображать человеческое тело.
Производство керамики было сосредоточено в небольших мастерских, где существовало разделение труда. Наиболее тяжелые и грязные работы выполнялись рабами-иноземцами, о чем говорят их имена Скиф, Лид ("лидиец") и т. п. Мастерская обычно принадлежала хозяину мастерской - гончару, который нанимал вазописцев - художников по росписи керамики. Гончар был, как правило гражданином или метеком, вазописцами были как метеки, так и рабы. Некоторые рабы смогли выкупиться на волю и, становясь вольноотпущенниками, переходили в сословие метеков. Выпускалась как массовая продукция, так и высокохудожестенные вазы по специальному заказу.
К концу VI века благосостояние афинских ремесленников и торговцев возросло, о чем свидетельствуют их посвящения на афинском акрополе: в надписях часто указывалось, что посвятитель жертвовал богине Афине десятую часть своих годовых доходов. О ярко выраженном стремлении к обогащению свидетельствуют и некоторые надписи на керамике: например, сцена продажи оливкового масла сопровождается надписью "Зевс-отец, вот бы мне разбогатеть!"
Отношение афинских ремесленников к труду, к своей профессии характеризует надпись на посвящении неизвестного ремесленника (около 500 г.): "Благородно приобретать премудрость в ремесле. Тот, кто владеет ремеслом, имеет и лучшие средства существования". Такая нацеленность афинских ремесленников (перекликавшаяся с законом Солона), несомненно, способствовала прогрессу ремесленного производства. С середины VI в. до н. э. в Афинах получает широкое распространение практика подписывания своих изделий гончарами и вазописцами, которые стремились "идентифицировать" их, поставить свою "торговую марку". Ремесленники-вазописцы стали изображать на вазах не только мифологические сцены, но и ремесленников, занятых различными видами труда и отдыхающих от него. Проявляется профессиональная гордость: на одной из ваз сохранилась занимательная надпись - "Расписал Евтимид, сын Поллия, как Евфроний никогда бы не смог", Значительное развитие претерпело также кузнечное ремесло, деревообработка.
Экономическое процветание не могло не сказаться на социальном самосознании. К концу VI в. до н. э. афинский демос уже не был аморфной массой, мало интересующейся политической борьбой. Этому содействовало как материальное благосостояние, так и сравнительно высокий культурный уровень, почти повсеместное распространение грамотности. По экономическому положению верхушка демоса сближалась с той частью аристократии, которая строила свое благосостояние на торговых операциях и в меньшей степени была связана с землевладением и эксплуатацией (до реформ Солона) зависимого сельского населения. И перипетии, и результат политической борьбы в Аттике в конце VI в. до н. э. невозможно объяснить без учета экономического роста и социальных перемен в афинском обществе.
В 528 г. до н.э. умер афинский тиран Писистрат. Ему наследовали сыновья - Гиппий, Гиппарх и Фессал, но реальная власть была в руках старшего, Гиппия. В начале правления наследники Писистрата чувствовали себя неуверенно - возможно, этим объясняется инспирированное ими убийство олимпионика (победителя на Олимпиаде) Кимона Коалема. Авторитет победителя Олимпиад в любом греческом полисе был очень высок. Существовал обычай, по которому при встрече олимпионика сограждане разбирали часть городской стены - город, в котором живет столь доблестный муж, не нуждается в стенах. Афинский аристократ Кимон Коалем из рода Кимонидов трижды подряд (в 536, 532 и 528 гг. до н.э.) был чемпионом Олимпиады в наиболее престижном виде - состязании колесниц-четверок. Авторитет олимпионика был очень опасен для тирана. И хотя одну из своих побед Кимон "передал" Писистрату, заслужив этим возвращение из изгнания, для наследников Писистрата все равно он был слишком опасен.
На основании сообщений Геродота, Фукидида, Аристотеля и других древних авторов ученые делали вывод, что Гиппий сразу после прихода к власти вступил в борьбу с аристократией. Но в 1936 г. американские археологи во время раскопок на афинской агоре (рыночной площади) обнаружили часть списка первых архонтов - высших должностных лиц Афин, по имени которых обозначался год, и выяснилось, что первыми архонтами в 20-е годы VI в. были не только тиран Гиппий и его сын Писистрат Младший, но и Мильтиад Младший, сын Кимона Коалема, и Клисфен Алкмеонид, в будущем - инициатор демократических преобразований. Дело в том, что внешнеполитическое положение Писистратидов стало ухудшаться, и им было необходимо хотя бы на время примириться с аристократической оппозицией. Спартанцы изгнали наксосского тирана Лигдамида, союзника Писистратидов; другой тиран, Поликрат Самосский, был убит персами. Персы также угрожали афинским владениям в Троаде, на северо-западе Малой Азии. Но больше всего Гиппий опасался спартанцев, которые были враждебны любой тирании. Для защиты от них было начато строительство крепости в Мунихии (в районе Пирея), куда в случае опасности могла эвакуироваться семья и сторонники тиранов.
Писистратиды продолжали культурную политику отца. При их дворе жил замечательный поэт Анакреонт, регулярно проводились Панафинейские игры, на агоре был воздвигнут алтарь 12 олимпийских богов.
В 514 г. Гармодий и Аристогитон из рода Гефиреев составили заговор с целью убийства тиранов. Заговор удался лишь частично: был убит Гиппарх, а старший из братьев, Гиппий, жестоко расправился с заговорщиками. Часть аристократов-противников тиранов бежала из Афин и укрепилась в пограничной крепости Липсидрии, но в конце концов была вынуждена покинуть и ее. Только благодаря прямому военному вмешательству Спарты тирания была свергнута в 510 г. и Гиппий удалился в изгнание.
Сначала у власти оказались поддержанные Спартой аристократы во главе с Исагором. Но в 508 г. в результате восстания демоса Исагор был свергнут, и спартанский гарнизон был вынужден покинуть Афины. Возглавил эту "демократическую революцию" Клисфен Алкмеонид. Алкмеониды выделялись из аттической знати источниками своего богатства (торговые операции, добыча полезных ископаемых), связями с демосом. Клисфен привлек на свою сторону демос обещанием реформ. И демос и "новая" аристократия были заинтересованы в таком административном делении Аттики, которое исключало бы возможность как сохранения зависимости сельского населения от влиятельных аристократов, так и - в результате этого - существования на локальной основе "традиционных" политических группировок аристократов.
Клисфеновские преобразования продолжались с 508 по 500 г. до н.э. и затронули разные стороны государственного устройства Афин. В результате клисфеновских реформ самой мелкой административной единицей стал дем (селение либо городской квартал). Дем был территориальной единицей: его членами были все граждане, проживавшие на его территории, вне зависимости от принадлежности к тому или иному геносу (роду). Жители дема избирали демарха, в деме велись списки граждан и т. п.
Вместо старых фил были образованы 10 новых, каждая из которых включала в себя три части (триттии) - одну городскую, одну из приморских районов, одну из внутренних районов Аттики. Новый Совет пятисот формировался на основе новых фил (по 50 булевтов, членов Совета, от каждой) и имел право предварительного рассмотрения решений, выносившихся затем на народное собрание. Клисфену удалось "перемешать" граждан; этим он буквально выбивал почву из-под ног своих противников из числа знати и уничтожал саму возможность существования политических группировок на локально-родовой основе.
Считается, что при Клисфене был введен остракизм, который стал применяться двумя десятилетиями позже, в середине 80-х гг. V в. до н.э. Остракизм - это голосование черепками (острака) о том, необходимо ли изгнать из Афин кого-либо из политических деятелей, заподозренных в стремлении к тиранической власти. Остракизм часто использовался впоследствии в борьбе политических группировок в Афинах. В результате клиофеновских реформ руководство армией было передано коллегии из десяти выборных стратегов, координирующую роль при этом должен был играть архонт-полемарх.
Итогом клисфеновских реформ стало введение в Афинах демократии, но это была еще ранняя стадия демократии. Активную роль в политической жизни могли играть только богатые граждане, поскольку государственные должности не оплачивались. Было достигнуто единство между частью аристократии и демосом по вопросу о направлении политического развития Афин. Это не исключало в дальнейшем острой политической борьбы, но она уже перешла в другое русло, велась вокруг степени развития демократии, в то время как общее направление развития было заложено реформами Клисфена. К началу греко-персидких войн Афины стали по мощи вторым, после Спарты, государством Греции, и именно в Афинах наиболее ярко воплотились черты древнегреческой демократии, все ее достижения и вся ее ограниченность.