Социальная защита населения: понятие, формы, принципы и факторы формирования.
Понятия: Социальная защита– комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи (Рассмотрение с позиции инструмента оказания помощи, представителям особо уязвимых категорий населения для поддержания минимального уровня их жизни).
Широкое понятие СЗ- это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.
Узкое понятие СЗ - это политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей.
СЗ направлена не только на минимизацию негативных последствий социальных рисков, но и на предупреждение новых соц проблем, а также на форм-ние у представителей особо уязвимых категорий населения необходимых способов, навыков разрешения индивидуальных социальных проблем самостоятельно.
Основные цели СЗ: 1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума; 2) оказание мат-ной помощи населению в экстремальных условиях; 3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики
Принципы СЗ:1. Принцип гуманизма и социальной справедливости - правильная оценка личностного потенциала чел-ка, его внутр ресурсов, основных причины жизненных затруднений и путей выхода из них.
2.Принцип системности и комплексности. Комплексность обеспеч-ся:1). единством целей, принципов и направлений деятельности; 2) всесторонним изучением объекта СЗ; 3). координацией и соглас-тью действий субъектов СЗ; 4). контролем за осущ-ем мер по оказанию помощи и поддержки людям.
3. Принцип превентивности мер по социальной защите. Превентивность –создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:1). помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду, развития надомного труда; 2). поддержки негос систем соц страхования; 3). рав различ форм участия нас в финансировании соц программ; 4). сочетания платных и бесплатных услуг, способству-х обеспеч воспроизводственных возможностей субъектов СЗ.5). поддержания величины доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что сочетанием разл форм соц помощи, участ-м в форм-нии рынка труда, исп-ем общ работ.
4. Принцип адресности. Критериями предоставления адресности:1). размер совокупного сем или среднедушевого дохода (ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи). использование в качестве единственного критерия, без учета доп доходов семьи, может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы и соц активности нуждающихся; 2). отсутствие средств к существованию; 3). - одиночество и неспособность к самообслуживанию; 4). мат ущерб или физ повреждение.
5. Принцип адаптивности.Адаптивность это способность системы приспосабливаться к условиям внешней среды. В процессе взаимодействия орг-ций СЗ и их клиентов, при котором происходит согласование притязаний и возможностей обеих сторон
6. Принцип многосубъектности.Важнейшим субъектом СЗН является государство(экономическая и провавая основа)профсоюзы(деятельность на предприятии).общ объединения(обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты населения.) работодатели.«обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование).
Формы СЗ населения: 1.обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения; 2. гос соц страхование;3.соц обслуживание; 4.соц помощь. Понятия:
Социальный риск –вероятность наступления мат необеспеченности (отсутствие зар платы, дохода в связи с такими причинами, как потеря работы, инвалидность, старость, потеря кормильца, в связи с расходами на воспитание детей, а также в связи с удовлетворением потребности в мед и соц услугах).
Социальное страхование– система созданных гос правовых, эконом, организмер, которые направлены на компенсацию последствий социального риска, прежде всего работающих граждан, а также и других граждан, если это предусмотрено закономГос соц страхование осущ за счет спец фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и работников, а также дотаций из фед бюджета на мат обеспечработников и членов их семей.
Социальное обслуживание –деятельность соц служб по соц поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в ТСЖ.
Социальная помощь –предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гр. за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.
Факторы формирования системы социальной защиты населения: 1.Политические факторы. Законы, регулирующие социальные отношения в этой сфере: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Комплексные программы: «Дети России», «Старшее поколение». Активизация деятельности общ объединений и полит партий.
2.Экономические факторы.СЗ влияет на уровень накоплений и инвестиций, спрос и предложение труда, хар-р управления предприятиями и на стратегию руководства. Различные стороны СЗ содействуют росту производительности труда работников.
3.Нравственно-психологические факторы. -способствуют восстановлению соц справедливости, законных прав клиента, реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека.
4.Культурные факторы –соответствиекультурным нормам и ценностям общества (этнической группы) или, не противоречие им.