Сущность и функции политических партий. ПАРТИЯ – общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества по средствам формирования и выражения политической воли

ПАРТИЯ – общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества по средствам формирования и выражения политической воли участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления. (По закону РФ «О политических партиях» (2001 г.)).

Первые партии появились в большинстве стран Европы в конце 19-начале 20 века и выражали интересы определенных социальных слоев.

М. Вебер считает, что партии прошли в своем развитии 3 этапа: 1) аристократические группировки

2) политические клубы 3) массовые партии.

В России первые клубы – Декабристские организации. Однако Вебер подчеркивает, что не все партии прошли в своем развитии 3 этапа. Большинство возникали уже в виде массовых партий в конце19-нач.20 века.

К основным функциям партий относят, прежде всего, следующие:

1) Выявление обоснования и представления интересов больших социальных групп

2) Обеспечение взаимосвязи между гражданским обществом и государством

3) Стимулирование участия граждан в политической жизни

4) Участие в борьбе за власть, участие в осуществлении власти

5) Парламентская и непарламентская деятельность

6) Политическое воспитание и развитие политической культуры граждан

7) Подготовка и выдвижение кадров для гос. аппарата и общественно-политических организаций

По российскому законодательству, федеральная партия должна быть численностью не менее 50 тыс. человек. (Для сравнения, в 30х гг. в партии должна была быть тысяча человек).

Источники финансирования партий:

1) Взносы (не всегда обязательны, но не ограничиваются, есть определенный минимум).

2) Во многих странах партиям выдаются средства из госбюджета на организацию проведения кампании выборов в парламент

3) Средства от спонсоров (физические или юридические лица). Формально ограничивается.

4) Партии продают места в своем списке

5) В некоторых странах партии могут получать материальную поддержку из зарубежных источников

6) Доходы от собственных предприятий

Если партия преодолевает 4% барьер, то ей возвращается избирательный залог (60 (?)млн.руб.)

Если партия получает больше 3% голосов, то она получает гос. Финансирование на след. 4 года (5 рублей за голос)

Если партия получила менее 1%, то ей придется оплатить время, которое предоставлялось ей на избирательные эфиры по радио и телевидению и публикации в газетах.

Типологии

1) По характеру идеологии:

А) Левые (КПРФ, НБП)

Б) Правые (СПС, ДПНИ)

В) Центристские (ЕР, ЛДПР)

Традиционно коммунистические и социально-демократические партии относят к левым.

Консервативные – к правым.

А партии, ориентированные на существующую власть – к центристским.

2) По характеру организационной структуры:

А) централизованные (большинство российских партий) – характерно наличие лидера и партийной структуры. Существуют правила приема и исключения из партии. Существуют членские взносы и партийные билеты ( => есть реальное представление о численности партии).Регулярно проводятся партийные форумы.

Б) децентрализованные – (партии со свободным членством) – активизируются только на время избирательной кампании. Нет строгих правил членства партию Партийные форумы проводятся нерегулярно, их решения носят необязательный характер. (?) нет разветвленного (?) партийного аппарата.

По численности

А)кадровые – небольшие партии, состоят из лидера и его ближайшего окружения (500-1000 человек)

Б) Массовые – (большинство партий РФ) – кроме лидера и его окружения есть значительное количество рядовых партийцев.

ЛДПР: 12 апреля 1991 г. партия была зарегистрирована Министерством юстиции СССР как ЛДПСС (Либерально-демократическая партия Советского Союза). 14 декабря 1992 г. перерегистрирована Минюстом Российской Федерации как ЛДПР. Инициативная группа под названием «Либерально-демократическая партия» сложилась летом-осенью 1989 года вокруг Владимира Валентиновича Богачёва. Осенью 1989 года к Богачеву присоединился Владимир Жириновский. На президентских выборах в РСФСР в 1991 г. В. Жириновский набрал 7,81 % голосов, получив третье место. В декабре 1991 года ЛДПСС проводила митинги против распада СССР. Согласно официальной программе ЛДПР, партия выступает за либерализм и демократию. ЛДПР категорически отрицает коммунистическую идеологию и марксизм в целом. При этом считается, что главным выразителем интересов людей и общества является государство и что все интересы граждан должны быть ему подчинены. Личная свобода также признаётся в той мере, в которой она не входит в противоречие с государственными и общественными интересами. Позиция ЛДПР по отношению к корпоративной собственности состоит в том, что государство должно осуществлять над ней жёсткий контроль. ЛДПР призывает к восстановлению России как империи и великой державы без её разделения на национальные республики. Партия настаивает, что Россия находится в опасности в связи с непрофессионализмом власти, внутренними и внешними врагами. Представители партии неоднократно выступали против «засилья нерусских в бизнесе и властных структурах», против «международного сионизма», за «приоритет русского народа в государстве».

Типы избирательных систем

Структура институтов государственной власти зависит от избирательной системы, установленной в стране.

Избирательная система – порядок организации проведения и определения результатов выборов

Основными ИС, которые используются в различных странах (с теми или иными особенностями) являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними определяются по принципу подсчета голосов, способом голосования для избрания кандидатов в высшие органы, количеством партий и их ролью….

При мажоритарной ИС, основанной на принципе большинства, от каждого избирательного круга избирается один депутат, поэтому победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1 голос) и относительным (больше, чем у соперника). Результат голосования зависит от того, как подсчитывается большинство голосов:

При мажоритарной системе голосуют за конкретного человека, при пропорциональной – за партийный список. Распределение мест в парламенте между партиями производится пропорционально с количеством полученных ими голосов. Для определения результатов голосования вся страна делится на избирательные округа, где каждая партия выдвигает свой список кандидатов. Кроме того, устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного места в парламенте.

Для того, чтобы парламент не был слишком фрагментарным, устанавливается избирательный порог – у нас 7%. В Моск. Думу – 10%.

В ряде стран существует смешанная, пропорционально-мажоритарная ИС. Так, в ФРГ одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства) а вторая половина депутатов бундестага – на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Партийные системы

Под партийной системой понимается отражение соотношения и расстановки сил действующих в стране партий.

Партийные системы определяют сущность политических режимов.

Партийная система фиксирует степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении.

В зависимости от того, сколько партий существует в стране и от того, как они взаимодействуют с исполнительной властью, принято выделять одну-, двух- и многопартийные системы.

ОДНОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА: Складывается тогда, когда у одной партии находится вся власть, причем часто она сращивается(?) с исполнительной (Китай, Куба, Северная Корея).

ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА: Она функционирует там, где есть несколько партий, 10 и более, поскольку у 2х есть реальная возможность победить на выборах и прийти к власти. Эти 2 партии и сменяют друг друга у власти (Великобритания, США, Ирландия, Австралия, Канада).

В некоторых странах существует несколько модифицированная система: 2: 5 или система 2+ 1 (Германия).

МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА:Функционирует в тех странах, где (3, 2 ????) и более партий набирает значительное количество голосов на выборах, но ни одна из них не имеет большинства (Франция, Греция, Япония, Италия, Финляндия, Швейцария, Швеция, Австрия).

При этой системе создаются блоки и коалиции, которые становятся правящими.

Большинство политологов считают, что у двухпартийной системы по сравнению с многопартийной есть ряд преимуществ:

1) Двухпартийная способствует постепенному смягчению идеологических противоречий и постепенному переходу партий на умеренные позиции (полит. Система более устойчива).

2) Двухпартийная система позволяет победившей партии формировать правительство, которое не подвержено кризисам

3) С точки зрения избирателя, такая система облегчает выбор при голосовании

4) Двухпартийная система позволяет приблизится к идеалу – «ответственному правлению», когда одна партия – у власти, а другая – в оппозиции.

С 1999 по 2003 г. РФ – классическая многопартийная система. В 1999 – 27 партий, 2003 – 23, 2997 – 11.

Сейчас в России министерством юстиции зарегистрировано около 30 партий, причем не все можно назвать общефедеральными. Для этого партия должна соответствовать следующим требованиям:

1) Не менее 50 тыс. человек

2) Региональные отделения должны быть более чем в половине субъектов РФ

3) В региональных объединениях должно быть не менее 250 ч-к.

Поэтому политологи считают, что в России – система переходного типа. Скорее всего, система 2+1.

Наши рекомендации