Типологии политических систем
В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации.
В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые изакрытыеполитические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей.
Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.
Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:
- либеральные демократии,
- коммунистические (авторитарно-радикальные),
- традиционные,
- популистские,
- авторитарно-консервативные.
С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:
- примитивные системы,
- патримониальные империи,
- кочевые или завоевательные империи,
- феодальные системы,
- централизованные бюрократические империи,
- современные системы.
Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные.
Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:
- тоталитарную,
- авторитарную,
- демократическую.
Билет 21 вопрос 1
Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.
Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.
Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.
В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:
1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;
3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных — наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;
4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
5) малодетные(1—2 ребенка), среднедетные(3—4 ребенка) и многодетные семьи(5 и более детей).
Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.
Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет собой юридическиоформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.
В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. В то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, т. е. в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.
Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом.
Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:
а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.
Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:
а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;
б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);
в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;
г) признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся вследствие психического расстройства.
Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.
Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территорииРоссийской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.
Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:
а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий егозаключения;
б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ?инфекции;
в) заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.
Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.
От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. Последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.
В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:
1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.
Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.
В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:
1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).
Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).
Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.
При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.
Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.
Брак считается прекращенным:
а) в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
б) в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).
Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.
Вопрос 2
Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.
Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.
Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.
Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.
Демократия характеризуется следующими признаками:
1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;
3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;
5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;
7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;
9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.
На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos — толпа и cratos — власть, т. е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам. Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.
Всеобщие институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят: выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.
Все это укрепляет демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной власти. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах.
Особую роль среди них играет парламент— высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения.
Билет 22 вопрос 1
1. Социальная норма— установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Признаки правовой нормы
— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.
— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.
— Издается в конкретной форме.
— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.
— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.
— Всегда представляет собой властное предписание государства.
— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.
— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.
3.Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.
Структура нормы права | |||||||
гипотеза | диспозиция | санкция | |||||
это структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие | это структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов | это структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции | |||||
Основной элемент правовой нормы | |||||||
Виды правовых норм
Основания для классификации | Наименование видов | Их сущность |
По субъектам правотворчества | Нормы, исходящие от государства | Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти |
Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения | Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны | |
По социальному назначению | Учредительные | Нормы — принципы |
Регулятивные | Нормы — правила поведения | |
Охранительные | Нормы — стражи порядка | |
Обеспечительные | Нормы — гарантии | |
Декларативные | Нормы — объявления | |
Дефинитивные (от лат. definitio — определение) | Нормы — определения | |
Коллизионные (от лат. collisio — столкновение противоположных сил) | Нормы — арбитры | |
Оперативные | Нормы — инструменты | |
По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения | Обязывающие | Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия |
Управомочивающие | Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий | |
Запрещающие | Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий | |
По функциональной роли | Общие | Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права |
Специальные | Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы | |
По методу правового регулирования | Императивные (лат. imperativus — повелительный) | Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении |
Диспозиционные | Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений | |
Рекомендательные | Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения | |
Поощрительные | Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования | |
По сфере и субъектам действия | Общего действия | Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства |
Ограниченного действия | Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами | |
Локального действия | Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация) |
5. Норма права — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.