Разведка - нерв экономической войны
Экономическая война
Утверждения о разрушении и захвате японцами целых отраслей промышленности превратились уже в банальный штамп. Так, если взять производство фотооборудования, то во Франции и в Великобритании уже не осталось ни одного производителя любительских фотоаппаратов, а в ФРГ еще остающиеся на плаву доживают свои последние дни. В области производства мотоциклов в Западной Европе и в США осталось только несколько фирм, занимающихся производством машин специального назначения. Что касается бытовых электронных товаров широкого потребления, то уже сейчас крайне трудно купить высококачественный магнитофон или проигрыватель не японского производства. В ближайшее время наступит, по-видимому, черед средств информатики и автоматизации, телевидения высокой четкости и автомобилестроения. Но на этот раз японцы были столь любезны, что предупредили нас: "В области автомобилестроения выживут только пять крупных концернов: три японских и два западноевропейских", заявил недавно президент фирмы "Nissan" (Япония). Следует отметить, что наступление уже идет полным ходом, так как периферийные рынки (Африка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия) уже захвачены японцами. Именно поэтому Эдит Крессон, бывший министр внешней торговли, а сейчас премьер-министр Франции, заявила:
"Я констатирую, что в ряде областей промышленности мы находимся на грани национальной катастрофы и при этом по-прежнему ничего не предпринимаем. Как же мы до этого дошли? "
После Второй мировой войны США, а вслед за ними и Западная Европа, безраздельно господствовали в мировой экономике. Затем пробил час де колонизации и быстрого роста мощи новых стран - Японии и четырех азиатских драконов (Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга). Нефтяной кризис 1973 г. на некоторое время замаскировал этот новый расклад сил. Кризис роста валового национального продукта в западных странах был отнесен на счет ОПЕК, то есть вместо объективного анализа ситуация объяснялось стремлением ОПЕК к получению сверхприбыли. Однако азиатские страны, энергетика которых находится еще в большей зависимости от внешних поставок, очень быстро оправились от кризиса. И только тогда Запад осознал, что ситуация в чем-то изменилась. Следует однако, отметить, что сигналов - предвестников было вполне достаточно. Так, начиная а 60-х годов, японские товары начали захватывать американский рынок. Вначале крупные американские компании с презрением и пренебрежением наблюдали за этим процессом, считая, что потребители быстро пресытятся этими дешевыми недоброкачественными товарами - побрякушками. В этом и заключалась их ошибка! Технико-экономический анализ позволил японцам определить наиболее выгодные виды товаров, а их до сих пор непревзойденное владение процессами производства позволило в конце концов разгромить конкурентов.
Однако и после этого мы продолжаем оставаться слепыми вплоть до настоящего времени, ярким доказательством чего является недавнее установление японской фирмой "Fujitsu" контроля над фирмой "ICL", которая являлась главным производителем компьютеров в Великобритании.
Статья о японской настольной игре Го, опубликованная во внутренней газете фирмы "Fujitsu", позволяет понять причины этого ее поступка, который, по всей видимости, подготавливался на протяжении долгого времени. В отличие от шахмат, цель игры Го заключается не в поражении пешек и фигур противника, а в захвате территории. Иными словами, в настоящее время мы находимся на основном и решающем этапе глобализации японской промышленности средств информатики. Японская точка зрения была ясно изложена в одной из ведущих экономических газет Японии "Nihon Keizai Shimbun": Национальная промышленность против фирмы "IBM". Отныне вопрос заключается в следующем - сможет ли кто-нибудь еще, кроме фирмы "IBM" и японских компаний, выжить на мировом рынке?
Десять лет назад дефицит внешнеторгового баланса Западной Европы в области средств информатики составлял 20 млрд. французских франков. В настоящее время он достиг 70 млрд. франков, а в 1993 г. превысит 100 млрд. франков. Приведенные цифры, а также многочисленные неудачные попытки объединения усилий западноевропейских фирм, имевшие место за последние 10 лет, ясно показывают, что японская стратегия основана на глубоком знании рынка, действующих на нем лиц, конкурентов и тенденций развития. Это является результатом долговременного использования всех возможностей экономической разведки во всех ее видах и проявлениях.
Послужат ли эти поражения уроком для Западной Европы? В этом можно усомниться, читая следующую заметку, опубликованную в "Financial Times" 14 августа 1990 г.: один из лондонских университетов, столкнувшись с сокращением финансовых средств, выделяемых британской электронной промышленностью на научно-исследовательские работы, принял решение о создании специального бюро по связям с японскими промышленными кругами и об организации междисциплинарного научно-исследовательского центра по полупроводникам, рассчитывая при этом на поддержку государства! Зная, что один из японских подходов для бесплатного получения результатов научно-исследовательских работ заключается в частичном финансировании научной кафедры или лаборатории, несложно прийти к выводу, что такой поступок сводится к предложению японцам купить того самого коня с помощью которого они возьмут приступом новую Трою.
Для правильного понимания ситуации необходимо учитывать, что экономическая война, о которой идет речь, ведется неравноценным оружием. Ведь речь идет не о борьбе между фирмами, а о сражении, в котором с одной стороны выступает нация, имеющая достаточно воли и средств для экономических завоеваний, а с другой - разрозненные фирмы. Так, когда в 60-е годы Министерство внешней торговли и промышленности Японии приняло решение о повороте японской промышленности в сторону развития информатики, то есть отрасли, которая была признана стратегической, то при этом министерство выделило определенное количество фирм, которые и должны выполнять эту задачу ("Fujitsu", "Hitachi", "NEC", "Toshiba", "Mitsubishi Electric" и "Oki Electric"), и оказывало им финансовую поддержку вплоть до того момента, когда они наконец превратились в доходные предприятия, т.е. примерно до 1980 г.! Следует добавить, что за право сохранить присутствие на японском рынке это министерство потребовало от фирмы "IBM" поделиться многими важными технологиями. А что сейчас осталось американского в японском филиале фирмы "IBM"?
Этот пример прекрасно иллюстрирует японские приемы ведения экономической войны. Прежде всего японцы точно определяют те отрасли, которые им необходимо развивать. Затем они анализируют наличные силы и слабые места своих противников. И, наконец, они умеют терпеливо выжидать и не жалеют времени для достижения успеха. Третий пункт заключается в необходимости наличия достаточной воли к победе. Первые два пункта связаны, несомненно, со способностью и умением собирать и анализировать информацию. В настоящее время, как, впрочем, и в былые времена, стратегия тесно связана с информацией.
В IV веке до нашей эры великий китайский стратег Сун Цзе сформулировал следующий совет: "Самое важное в войне - это борьба со стратегией врага". Его стратегия выражает его намерения, которые могут быть выяснены только с помощью разведки. Поэтому разведка является подлинным нервом войны. В военной области большинство крупных поражений было связано с несостоятельностью разведки. Чтобы убедиться в этом достаточно вспомнить о том, как генеральный штаб гитлеровской Германии отказался принять во внимание планы союзников о высадке на северном побережье Франции или об операции американцев в Иране, что привело к катастрофе. Точно так же, в экономической войне японские победы над Западом были одержаны благодаря глубокому знанию рынка, экономики, социальных факторов и технологий. А если все это сопоставить со странами, занимающимися, в основном, продажей сырья или сельскохозяйственной продукции, единственной стратегией которых является стратегия картеля, то становится очевидным то, насколько важную роль играет разведка.
Говорят, что нервом войны является золото. Однако в экономической войне вознаграждение своих войск не производится за счет ограбления поверженного противника. Ведь цель заключается не в однократной продаже своих товаров, а в долгосрочном закреплении своих позиций на завоеванном рынке. Классические навыки и умения фирм и предприятий (маркетинг, производственная деятельность, финансовая деятельность, работа с кадрами и т.п.) оказываются недостаточными для ведения борьбы в этой ситуации. Для обеспечения гарантированного принятия правильных решений необходимо также научиться работать с информацией, поступающей с поля экономической битвы.
Сбор разведданных и разведслужбы (большие маневры)
Естественно, человечество отнюдь не пребывало в ожидании того момента, когда будет дано точное определение понятия информация и будут созданы формализованные методы стратегической разведки. Многие государи, князья и генералы очень рано поняли все значение разведки для ведения войны и в области дипломатии, так как это, со всей очевидностью, было вопросом жизни или смерти. Возвратимся к китайскому стратегу Сун Цзе, который почти 2500 лет назад преподал следующий блестящий урок: "Если просвещенный государь или рассудительный генерал одерживают победу над противниками каждый раз, когда они переходят к действиям, то это достигается благодаря предварительной информации. Так называемая предварительная информация не может быть получена ни от духов, ни от божеств, ни по аналогии с прошлыми событиями, ни путем расчетов. Ее необходимо получить от человека, который знаком с ситуацией противника" ("Искусство войны").
Ближе к нашим дням такие государственные деятели, как Людовик ХI, Ришелье и его верный святой отец Жозеф, Кромвель, чей заместитель государственного секретаря Джон Тюрлоэ "носил на своем поясе секреты всех государей Европы", Бисмарк, информируемый грозным Вильгельмом Штибером и многие другие сумели создать очень эффективные службы, наследниками которых являются современные разведслужбы.
Очень рано появилась также коммерческая разведка. С ее помощью, например, итальянские города-государства прокладывали путь на Восток. Так, в Венеции коммерческая разведка и государственная разведка были очень тесно переплетены между собой. Начиная с ХI века все богатство, а, следовательно, мощь и выживание Венеции все в большей и большей степени зависели от торговли с Востоком и, естественно, от всех случайностей и опасностей, связанных с этим видом деятельности. Все купцы и дипломаты, отправлявшиеся в зарубежные страны, в обязательном порядке становились агентами разведки Светлейшего (титул правителя Венеции) как по коммерческим, гак и по политическим вопросам. Благодаря этому маленькой республике удалось занять ведущие позиции и сохранить их, несмотря на открытие новых океанских путей и появление больших государственных образований и великих держав.
Однако первая настоящая частная разведслужба была создана флорентийскими купцами-банкирами (эти виды деятельности в то время часто совмещались) в ХIV веке. Затем такую разведслужбу создали Фуггеры из Аугсбурга, которые в XV и XVI веках входили в число крупнейших промышленников и дельцов. Они составили свое огромное состояние благодаря монополии на разработку медных и серебряных рудников в Центральной Европе, а затем постепенно занялись финансовой деятельностью, предоставляя кредиты и займы императорам и королям. В 1607 г. они разорились после череды банкротств в Испании. Под руководством Якоба Фуггера (1459 - 1525) функционировала высокоэффективная разведывательная сеть, основой которой служили многочисленные представительства фирм в различных европейских странах. Распространялось далее специальное информационно письмо, содержащее всю последнюю информацию о политических и коммерческих делах.
Высокой эффективностью своей разведслужбы прославились Ротшильды. В конце XVIII века пять братьев основали банки в пяти европейских столицах (Лондоне, Париже, Вене, Франкфурте и Неаполе). Они были убеждены, что раньше или позже Наполеон будет разбит. Они были также убеждены, что, чем дольше Наполеон останется на престоле, тем больше он разорит и истощит Европу. Поэтому они решили ускорить его падение. Они навербовали более 200 агентов и предоставили все свои разведанные, а также свои возможности и способности по межгосударственному переводу капиталов в распоряжение Англии. Все расходы они с лихвой покрыли с помощью ловкой биржевой аферы. Благодаря своим информаторам, Натан Ротшильд первым в Лондоне узнал о поражении Наполеона. Он немедленно приступил к массовой продаже своих акций. Все остальные биржевики сразу же последовали его примеру, так как решили, что сражение проиграли англичане. Когда цены упали до предельно низкого уровня, Ротшильд все скупил!
Англичане первыми расширили деятельность своих секретных служб на область экономики. Главной ставкой в игре послужила текстильная промышленность. Благодаря технологическому превосходству, явившемуся результатом промышленной революции, Великобритания обеспечивала себе в области текстиля практически монопольное положение. Однако в конце ХVIII в. представители южных штатов Америки не пожалели финансовых средств на организацию промышленного шпионажа на английских фабриках в Ланкашире, в результате чего им удалось получить чертежи прядильной машины. Это послужило отправной точкой для создания и развития хлопчатобумажной промышленности в Америке. Благодаря наличию дешевой, в большинстве своем рабской рабочей силы американская хлопчатобумажная промышленность представляла реальную угрозу для Англии. Поэтому последняя решила любой ценой защитить конкурентоспособность своей промышленности. Ей это удалось за счет максимальной эксплуатации пахотных земель и сельскохозяйственных угодий в своих колониальных владениях путем создания огромных хлопковых плантаций в Африке и Вест-Индии. Эту миссию успешно выполнил Генри Уикхем, который уже до этого великолепно себя зарекомендовал, когда нелегально вывез из Бразилии семена гевеи, разрушив тем самым монополию этой страны в области каучука.
В ХVII и ХIХ веках хлопковая война развивалась по четырем направлениям: протекционизм, технологическое пиратство, территориальные захваты и война цен. В период между двумя мировыми войнами с помощью примерно этих же методов японская текстильная промышленность одержала верх над своими британскими и американскими конкурентами. Японское государство дошло даже до того, что компенсировало своим фирмам и предприятиям высокие таможенные пошлины.
Организация экономики Германии является синтезом прусского дирижизма (директивных методов государственного руководства экономикой) и динамизма Ганзейского Союза в сочетании с англосаксонскими методами. Ее создание стало возможным благодаря союзу между банками, промышленными картелями, торговыми домами, транспортными фирмами и государством. С помощью эмигрантов (в США, Бразилию и т.д.), дипломатических и консульских работников и широкой сети коммерческих фирм Германии удалось собрать всю информацию, необходимую ей для экспансии. Приведем в качестве примера отрывок из памятки коммивояжера, который является центральным звеном политики захвата внешних рынков.
Кто ваши конкуренты?
С какими товарами конкуренты действуют на рынке?
В чем заключается стратегия конкурентов?
В каких областях конкуренты имеют преимущества?
В каких областях ваше предприятие является лидером?
Может ли продукция вашего предприятия заменить товары конкурентов?
Какие позиции занимает на рынке каждый из конкурентов?
Существует ли в вашей отрасли фирма, которая задает тон?
Существует ли какой-либо "порог", за которым следует реакция?
Сталкивались ли вы с чем-либо таким в прошлом?
Какие фирмы реагировали с особой частотой и активностью?
Существуют ли у вашего предприятия дружеские связи с конкурентами?
Кто поставляет информацию?
Как используется эта информация?
Уже давно в Германии вся собранная информация сводится в тематические картотеки, что обеспечивает заметное превосходство в области технологии обработки информации.
Причины нынешнего успеха германских фирм в странах Центральной Европы не могут быть объяснены без учета той огромной каждодневной работы, проделанной за последние 20 лет и позволившей создать сеть сбора информации по всем ключевым отраслям. С этой целью широко использовались многочисленные немецкоязычные общины и землячества в странах Центральной Европы. От них были получены рекомендации и советы о способах и приемах деятельности в условиях социалистической экономики (черный рынок, коррупция и т.п.). Таким образом, Германия создала очень надежную сеть сбора информации и сейчас использует ее с большой пользой для себя.
Япония и Германия очень близки друг другу по многим методам и приемам деятельности: организация крупных коммерческих фирм, использование дипломатических работников для поддержки коммерческой деятельности, создание картотек по рынкам, конкурентам, товарам и т.п.
Германия научилась у англичан использовать все преимущества, связанные с привлечением к работе интеллектуальной элиты. Британская интеллигенция часто вносила безвозмездный вклад в дело укрепления империи. Японцы распространили эту практику на всех инженерно-технических работников своей промышленности.
Вклад Советского Союза заключается в использовании методов манипулирования информацией: дезинформация, избыточная информация, недостаточная информация, резонансная камера. Так, Советский Союз постоянно практикует фильтрацию и тщательную дозировку информации, переводимой на иностранные языки. Такая тактика недостаточной информации оправдала себя, так как помешала западным странам точно определять цели Советского Союза. Кроме того, Советский Союз широко использует метод избыточной информации, который заключается, например, в публикации толстых докладов, заполненных недостоверными данными, которые подаются в качестве подлинной информации.
Не следует забывать, что еще в начале ХIХ века в Японии царил феодальный строй и страна была изолирована от внешнего мира. Трансформация в этой стране началась в 1867 г., когда император Медзи положил конец Сегонату (военной диктатуре) самурайского рода Токугава. Стремительное развитие Японии (за несколько десятилетий) не может быть объяснено без учета интенсивного использования разведметодов. Доказательством этого может служить история создания морского флота. В этой области Японии пришлось начинать с нуля, так как в эпоху правления Токугава страна пребывала в состоянии полной самоизоляции: поездки за границу были полностью запрещены, въезд иностранцев на территорию Японии был запрещен (за исключением въезда некоторых представителей Голландии и Китая на маленький остров Десима, расположенный вблизи Нагасаки), строительство морских кораблей также находилось под запретом. В 1853 г. визит в Японию Перри во главе небольшой американской эскадры, вооруженной пушками, явился большим потрясением, которое способствовало началу революции Медзи, а также побудило Японию приступить к созданию передового в техническом отношении флота во избежание повторения подобного унижения. Поэтому Япония разместила свои заказы на британских морских судостроительных верфях. Однако японцы при этом стремились получить только чертежи и техническую документацию. Как только они их получали, они сразу же аннулировали свои заказы. Затем, для постройки кораблей на основании добытых чертежей и технической документации, японцы привлекли видных специалистов, таких, как Уильям Уайт. За несколько лет они построили судостроительные верфи, которые позволили создать мощный военный и торговый флот, бороздящий все моря и океаны нашей планеты. Доказательством высокого технического совершенства этого флота явился в 1905 г. разгром в Цусимском сражении русского флота эскадрой адмирала Того.
Для сбора разведданных используются самые различные методы. Многие из них не отличаются особой порядочностью, однако все они являются неизменно эффективными:
закупка товаров конкурента;
неизменное присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т.п., при этом собирается вся доступная или оставленная по недосмотру документация и информация, фотографируется все, что возможно;
посещение предприятий (в конце 70-х годов 1500 японских экспертов буквально наводнили Кремниевую (Силиконовую) Долину в Калифорнии, США);
финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом с целью проникновения в некоторые лаборатории (с этой целью в 1986 г. знаменитая "MIT" получила от японских фирм 10 млн. долларов);
отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров (только в США - 140 тыс. человек);
бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;
похищение чертежей и технической информации (см. историю создания японского флота);
шпионаж и простое воровство (дело "IBM" против "Hitachi").
Все это не должно скрывать того факта, что большую часть информации обычно получают за счет чтения различных изданий. Доля получаемой за счет этого информации в среднем составляет 50 %, а по некоторым исследовательским лабораториям достигает даже 7О%. Даже правительство Японии приняло во внимание этот факт и в 1957 г. организовало Японский научно-технологический информационный центр (JICST), который ежегодно анализирует 11000 журналов, в том числе 7000 зарубежных, 15000 технических отчетов и докладов и рассылает более 50000 резюме?
Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в фирме "NEC" информационной работой постоянно занимаются 250 человек. В фирме "Mitsubishi" ЗО человек занимаются патентами, 50 человек занимаются только технологией и т.д. Как очень удачно заявил Коносуке Мацусита: "Вы, на Западе, совершаете два смертельных греха - ищите то, что уже было найдено, и покупаете то, что можно иметь бесплатно".
Японии удалось создать великолепную машину экономической войны, так как там сумели осознать, что информация является жизненно важным сырьем. Вынужденная силой открыться внешнему миру, эта страна, чтобы не превратиться в обычную колонию, должна была быстро интегрироваться в систему мировых обменов товарами и идеями, усвоить плюрализм, культуру, все последствия и достижения технологического прогресса. Несомненно, островное положение, обостренный национализм и клановая организация общества в Японии в значительной степени упростили информационный обмен внутри страны и ограничили утечку информации за рубеж. Этот небольшой обзор ведущих стран, занимавшихся или занимающихся разведкой в экономических целях, был бы неполным без СССР. Начиная с НЭПа, периода либеризации с 1921 по 1929 гг. перед тотальной коллективизацией, государственным органам было поручено заниматься экономической разведкой. Для этого использовались различные способы - от объявления ложных конкурсов между зарубежными фирмами до закупки технологий с целью копирования. В 20-е годы главной целью этой деятельности являлись Франция и Великобритания, в 30-ые годы наступил черед Германии, а затем и США. Американская помощь в период Второй мировой войны позволила значительно расширить эту деятельность. Однако СССР никогда не рассматривался в качестве реального конкурента в области экономики. Поэтому с расширением холодной войны защитные меры были приняты только в военной области.
Кстати, катастрофа "Ту-144", имеющего большое сходство с "Конкордом", продемонстрировала всю порочность простого копирования. Анализ обломков показал, что применявшиеся сплавы не обладали механическими свойствами, требуемыми для самолетов этого типа.
В нашем обзоре мы еще не коснулись двух стран - Франции и США. Пример США может послужить хорошим уроком.
В отличие от Японии, которая с момента отказа от самоизоляции вынуждена была противостоять всему остальному миру, США, благодаря своим гигантским размерам, на протяжении долгого времени не интересовались событиями, происходящими за пределами их границ. Это становится в общем-то понятно, если учесть, что еще в 50-е годы доля внутреннего рынка США в мировой экономике составляла порядка 50%. Из-за таких огромных масштабов экономики в сочетании с доктриной попустительства американские фирмы ограничили свою разведдеятельность наблюдением за непосредственными конкурентами. Так, гигантские автомобилестроительные концерны Детройта были слишком заняты взаимной слежкой и не заметили японской угрозы. Однако, даже почувствовав себя атакованными, США не реагировали. Потребовалось значительное время для того, чтобы эта страна осознала угрозу своей безопасности и предприняла ответные меры. Событием, ускорившим принятие таких мер, явился арест двух сотрудников японской фирмы "Hitachi" за попытку приобретения чертежей последней модели ЭВМ фирмы "IBM": их задержало ФБР 22 июня 1982 г. Это событие раскрыло глаза американским властям, которые наконец-то заметили, что зависимость США от Японии в области электронных компонентов достигла 90%! Пентагон принял решение об ответных мерах. В 1988 г. адмирал Имман, бывший директор Агентства по национальной безопасности (АНБ), занимающегося прослушиванием, а также защитой линий связи, организовал два консорциума. Один из них был чисто исследовательским с капиталом 100 млн. долларов, а второй - научно-производственным с капиталом 250 млн. долларов. Однако эти попытки завершились полу провалом. Хотя этим консорциумам и удалось передать несколько новых технологий своим членам, однако последним так не удалось избавиться от традиционной взаимной подозрительности и недоверия. Последний из таких консорциумов "US Memories", объединявший крупнейшие американские фирмы, работающие в области информатики (от "IBM" до "Digital", включая "Hewlett Packard"), также потерпел неудачу после того, как фирма "Intel" предпочла объединиться с японской фирмой "NMB Semiconductor". Последствия: американские фирмы контролируют только 15% своего внутреннего рынка, а японские фирмы захватили 75% мирового рынка.
Можно утверждать, что США, как впрочем, и Франция, обладают низкой культурой разведки. Это связано, по-видимому, с историческими и географическими условиями. Ведь речь идет о богатых странах, исторически слабо зависимых от внешнего мира, с доминирующим сельским хозяйством и малоуязвимых благодаря своему географическому положению, из-за чего они не проявляли особого интереса к событиям в других странах.
Однако целый ряд иных стран совсем по-другому относился к разведке, так как считал информацию залогом процветания и безопасности своего общества. Доказательством этого является пример Венеции, а также Англии времен королевы Елизаветы 1. В этом случае речь идет о торговых странах, обладающих обостренным чувством своей уязвимости и зависимости от внешнего мира. Так, Венеция должна была бороться за сохранение своей коммерции в Средиземном море, несмотря на противодействие со стороны Оттоманской империи. Что касается Англии, то она должна была защищать свое морское государство от Испании, Голландии и Франции. Общества этого типа обладают высоким сознанием своей национальной принадлежности и превосходства: "Самый худший из нас - лучше любого из них". Позднее и другие страны (бисмарковская Германия, императорская Япония, Россия Петра Великого, а затем и СССР, Китай Мао Цзе Дуна, Тайвань, Южная Корея и некоторые другие) обладали навыками того, что можно назвать "культурой разведки".
Ситуация во Франции
По масштабам Европы Франция является большой страной. Однако, как говорил Валери, Европа является всего лишь полуостровом Азии. До недавнего времени Франция являлась сельскохозяйственной и очень воинственной страной. Поэтому ее элита на протяжении долгого времени оставалась близкой к земле и не интересовалась коммерцией. Естественно, для ведения войны требовалась разведка, однако она в основном ограничивалась чисто военными аспектами и пренебрегала информацией экономического и социального характера, необходимой, например, для успешной коммерческой деятельности. Трудолюбивые торговые и буржуазные семейства долго оставались во Франции исключением. Кстати, когда в 1789 г. им удалось изменить установленный порядок, то они заморозили свое состояние в земельных владениях вместо того, чтобы вкладывать капитал в средства производства и положить начало, как в Англии, промышленной революции. А изучением и освоением мирового пространства занимались купеческие венецианские, генуззские, ганзейские, голландские, португальские и британские династии. Тем не менее, благодаря активной военной политике и отдельным талантливым индивидуумам, Франции все же удалось создать колониальную империю. Однако ее развитие тормозилось нерешительностью и безразличием ее государственных сановников и политикой "железнодорожных" выборов.
Эти исторические и географические условия в большой степени объясняются отсутствием во Франции культуры разведки. Основой французской экономики долгое время являлось сельское хозяйство. Поэтому правящим классом являлись землевладельцы, вся деятельность которых делилась между неторговой и нетоварной экономической деятельностью практически обособленного характера и государственной службой военного характера. По тем же причинам отсутствовали благоприятные возможности для развития городов, хотя проводились ярмарки и работали торговые рынки. За исключением отдельных непродолжительных периодов (Людовик ХI, например, был большим поклонником итальянских городов) центральные власти, ревностно дорожащие своими прерогативами, относились с нетерпимостью к существованию вольных городов, живущих за счет коммерции (особенно после отмены Нантского эдикта). Продолжением всего этого является высокая степень иерархизации общества, которая даже сегодня ясно просматривается при сравнении организационных структур французских фирм и фирм большинства других стран. Жесткая иерархическая структура в значительной степени тормозит нормальную циркуляцию информации, что объясняется боязнью поставить под сомнение свою власть.
Со своей стороны, французская интеллигенция, в отличие от английской, почти всегда относилась с презрением к любой деятельности, кроме умственной. При этом они презирали не только ручной труд, но также государственную и коммерческую деятельность. На этой основе развился комплекс превосходства, в соответствии с которым Франция считалась центром мира. Естественно, Европа и мир многим обязаны Франции, начиная с готических соборов и заканчивая идеей прав человека, включая картезианскую философию. Однако одним из порочных и вредных следствий этого явилось убеждение в том, что французам нечему учиться за пределами своей страны. Таким образом, за исключением нескольких кратких периодов эйфорической экспансии под предводительством самоотверженных деятелей, французы предпочитают оставаться дома.
Кроме всего прочего, одним из важных следствий всего этого является также полное отсутствие сотрудничества между государством и коммерческими фирмами. Лучшим доказательством этого является тот факт, что французские дипломаты традиционно испытывают святой ужас по отношению к коммерции. Являясь выходцами из семей, для которых дипломатия являлась одной из форм службы государю, они интересуются только политикой и отвергают экономическую разведку как крайне малопочтенное занятие. Не желая пачкать рук, они передоверяют эту задачу коммерческим атташе, полная бесполезность которых сейчас является общепризнанной.
Ни одно из французских правительств после Второй мировой войны даже не попыталось взяться за разработку и проведение в жизнь глобальной стратегии коммерческой экспансии. Были только лишь созданы структуры материально-технической и тыловой поддержки, такие как Французская компания страхования и кредита внешней торговли, а также организации "DRE" и "CFCE". Этого явно недостаточно по сравнению с тем, что делают в этой области Германия и Япония.
Такое отсутствие государственного вмешательства выглядит тем более серьезно и странно, если принять во внимание, что Франция обладает давней и сильной традицией кольбертизма. Именно государственные власти часто брали на себя в этой стране инициативу по внедрению различных новшеств. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить историю создания Севрской мануфактуры или историю внедрения в сельскохозяйственную практику выращивания картофеля. Когда в Англии и в Германии дороги и пути сообщения перешли в ведение местных общин и даже купеческих гильдий, то французские провинции в это же время переходили под власть короля.
Безусловно, экспортные успехи французских фирм являются достаточно очевидными. Однако, в отличие от японских фирм, которые еще в 30-е годы начали заключать между собой соглашения о ненападении, французские фирмы с давних пор имели обыкновение открыто бороться между собой. Так, например, в 60-е годы фирма "Thompson" вела борьбу с фирмой "CSF", в 70-е годы фирма "Alcatel" боролась с фирмой "Thompson", а совсем недавно велось сражение между фирмами "Bouygues" и "Dumez". Не будет преувеличением утверждать, что эта страна, обладающая большим творческим потенциалом, продемонстрировала явный дефицит желания и склонности к деятельности, требующей настойчивости и упорства. Становится одновременно смешно и печально, когда вспоминаешь о различных гениальных семействах автомобилей фирмы "Citroen", каждый раз новых и с длинной чередой поломок и возвратов. В то же время, фирма "Mersedes" совершенствовала свою модель автомобиля постепенно, вводя новые технологии только тогда, когда это было действительно необходимо и когда они были полностью отработаны.
Очевидно одно - невозможно ничего сделать без целеустремленной воли государства, которое должно в сотрудничестве с организациями предпринимателей и промышленниками выработать стратегию для этой новой формы войны. Речь идет не только о стратегии деятельности, но и о стратегии в области информации, так как пренебрежение последней равнозначно попыткам поймать черную мышь в темной комнате. С этой точки зрения полезным уроком должен послужить пример Японии и ФРГ. В этих странах экономическая политика определяется путем согласования между частными и государственными предприятиями, административными органами и банковской системой. Для этого Япония объединила свои министерства промышленности и торговли, создав единое Министерство внешней торговли и промышленности, а ФРГ создала специальные структуры для согласования вопросов между предприятиями, банками и административными органами, что, в частности, достигается с помощью специальных фондов, финансируемых местными общинами и предприятиями.
Хотя в целом Франция не обладает высокой культурой разведки, было бы преувеличением утверждать, что у нее полностью отсутствуют традиции и навыки в этой области. Бурное воинственное прошлое Франции очень рано вынудило ее правителей приступить к созданию разведслужбы, деятельность которой была в основном направлена на политические и военные аспекты. Такие французские политические деятели, как Людовик ХI и Ришелье, довели это искусство до совершенства.
В настоящее время во Франции в области экономики сосуществуют три формы практической деятельности этого типа: государственная поддержка стратегических отраслей (нефтяная промышленность, военная промышленность и т.п.), несколько высокоэффективных фирм ревностно охраняют свою компетентность и "ноу-хау" (фирмы "Michelin", "Shumberger", "Air Liquide", "Bouygues"), а также умения и навыки, импортированные из США рядом транснациональных корпораций ("IBM", "Texas Instruments", и т.п.). Таким образом, не может быть и речи о том, чтобы начинать полностью с нуля.
В вышеописанной ситуации естественным образом напрашивается вопрос: что делать? Успешный опыт Японии и Германии, а также Южной Кореи и скандинавских стран подсказывает необходимость деятельности в три этапа:
по инициативе правительства установить тесные связи между предприятиями и государственным аппаратом;
путем согласований определить долгосрочные экономические и коммерческие цели;
создать на всех уровнях средства сбора и обработки информации, максимально при этом используя уже имеющиеся наработки и структуры, стремясь к получению экономии за счет эффекта масштаба (не забывая, что любой центральный орган должен работать на строго федеративной основе, а не выделяться в феодальную вотчину).
Для более конкретного разговора вернемся на некоторое время к фундаментальным понятиям, рассматриваемым в настоящей работе. Речь идет о базах и каналах.
Подобно живому организму предприятие не действует изолированно. Ему необходимо иметь систему восприятия окружающей реальности для поиска ресурсов, необходимых для своего развития, и для защиты от хищников. Такой системой восприятия являются базы, указывающие на объект пристального внимания. Однако, если вы не находитесь в нужном месте, то даже самое лучшее в мире зрение не позволит вам ничего увидеть. Точно так же охотник или рыбак не располагаются, где придется. У них есть свои места. Такими местами, дорогами, пунктами, которые нельзя обойти, являются каналы.
С помощью этих двух основных понятий мы сможем определить, что следует сделать для того, чтобы помочь предприятиям эффективно наблюдать и следить за своим окружением. Прежде всего они должны провести работу по определению баз. Это особенно важно для малых и средних предприятий, которые не располагают специализированным персоналом. Затем необходимо помочь им овладеть главными информационными каналами ("Текст", "Фирма ", "Консультант", "Беседа"). И наконец, если позволяют размеры организации, то необходимо внедрить различные компоненты системы стратегической информации (ССПИ и СТОИ). Это можно сделать с помощью курсов, продолжительностью в несколько дней, на которые будущий исполнитель этих функций ознакомится с основными методическими концепциями и научится ими пользоваться в соответствии со своими потребностями.
На более общем уровне необходимо:
· твердо придерживаться традиций, так как важнейшее значение имеет культура. Что касается технических аспектов, то ими сравнительно легко овладеть. Франция это не Германия и не Япония;
· обеспечить подготовку профессионалов, не злоупотребляя привлечением специалистов из военной области, где экономические аспекты недооцениваются, а зачастую просто плохо известны, и где делается чрезмерный акцент на "активную безопасность" (естественно, чрезмерный по отношению к требованиям экономической разведки, а не по отношению к военной разведке);
· привлечь крупные фирмы и концерны к проведению пропагандистских мероприятий, которые должны охватывать не только их персонал, но также их поставщиков субподрядчиков, клиентов;
· обеспечить координацию деятельности на региональном уровне;
· установить связи между правительственными органами и службами стратегической разведки крупных фирм и концернов;
· ввести преподавание основ этой деятельности в технических и коммерческих институтах, а также в подготовку исследователей для государственных организаций.
Сейчас не время ставить вопрос о принципиальной обоснованности и оправданности информационной деятельности. Никакая стратегия, никакая производственная и коммерческая политика, а следовательно и капиталовложения, научно-исследовательские работы, структурные изменения и т.д., не являются отныне возможными без углубленного изучения сил, движущих миром: технологии, экономики, политики и т.д. Сейчас более чем когда-либо, в еще только разгорающейся экономической войне единственно информация обеспечит решающее преимущество.