Основные черты общества и типы социальных структур

С точки зрения философии, общество характеризу­ется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные коопера­тивными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвиваю­щаяся система обладает следующими специфическими чертами.

1. Человеческое общество отличается большим разно­образием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функциони­руют различные общности и группы, большие и малые -роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т. д. В соответствии с этим общество имеет сверхслож­ный и иерархический характер: различного рода под­системы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2. Общество не сводимо к людям, его составляю­щим, - это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей ак­тивной деятельностью вместе с другими людьми. Общество обладает интегративным качеством,при­сущим ему в целом и не свойственным отдельным обра­зующим его компонентам. Человек, живущий в общест­ве, поэтому чаще всего поступает как «надо», как приня­то в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это вместе с тем не становится преградой на пу­ти к осмысленным поступкам, сознательному выбору че­ловека, созданию новых образцов поведения с попытка­ми оставить след в человеческой истории.

3. Важнейшей чертой общества является его самодо­статочность,т.е. способность общества своей актив­ной совместной деятельностью создавать и воспроизво­дить необходимые условия собственного существова­ния.

4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естествен­ным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и дирижеромвыбора является че­ловек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, нас­тоящим и будущим.

5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции.

6.Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.

7. При построении различных моделей развития об­щества, при вмешательстве (даже слабом) человека в ха­рактер развития социальных процессов (например, воз­никающих на национальной или религиозной почве) не­обходимо обязательное осмысление последствий тако­го вмешательства.Исследование общества, обществен­ных процессов нуждается во всестороннем «проигрыва­нии» возможных вариантов развития социальной систе­мы и выявлении причин ее неустойчивости.

Типы социальных структур.

Исследование общества как сложноорганизованной системы предполагает выявление его социальной струк­туры, выделение различных подсистем (подструктур) социума.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зре­ния историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соот­ветствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры.

Первая подструктура - социально-этническая, свя­зана с биологической природой и включает в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью проис­хождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями, и племя как объединение вы­шедших из одного корня, но впоследствии отделивших­ся друг от друга родов, а также народность как истори­чески сложившуюся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, куль­турой, зачатками экономических связей, и нацию как такую общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма, которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специ­фической культурой, общностью духовной жизни.

Вторая подструктура социальной структуры общест­ва - социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

Третья подструктура –социально - пространственная, выступающая как форма организации общества и выра­жающая отношения людей между собой в связи с их при­надлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, межпоселенческие и т. п.).

Четвертая подструктура - социально-классовая, рас­сматриваемая в рамках марксистского подхода как оп­ределенная историческая форма развития производ­ства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отли­чающаяся по месту в исторически определенной систе­ме общественного производства, по отношению к сред­ствам производства, но роли в общественной организа­ции труда и способу получения доли общественного бо­гатства.

Пятая подструктура –профессионально - образова­тельная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных па­раметров.

Некоторые исследователи выделяют в качестве подструктуры социальной системы социализирующие институты- семья, школа и др., обеспечивающие со­хранение, преемственность и трансляцию культурных традиций, усвоение общественно-исторического опыта и накопленных человечеством знаний через обучение и воспитание.

Линейные и нелиней­ные интерпретации социальной истории. Формационный, цивилизационный и куль­турологический подхо­ды к анализу истории общества

Одним из важнейших вопросов философии общества является проблема периодизации исто­рического развития. К пробле­ме периодизации истории чело­вечества в живом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основ­ных подхода. Первый из них - стадиально-поступатель­ный (или линейный) заключается во взгляде на всемир­ную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории челове­чества. Второй подход, который обычно называют цивилизационным, исходит из того, что в человеческой ис­тории выделяется несколько самостоятельных образова­ний, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю.

ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ.

Политология— наука о политике. Этимологически этот термин образован из двух греческих слов: politike— «обществен­ные, государственные дела» и logos — «учение, знание».

Политика и ее границы.

Политика обязана своим происхождением государству, появлению в обществе противо­речивых интересов. В первобытном обществе не было полити­ки, политических учреждений и организаций, поскольку оно было социально однородным. Власть, социальные институты (род, собрание и др.) в первобытном обществе имели неполи­тический характер.

Основные причины возникновения политики:

· объективная потребность в регулировании социальных отношений;

· станов­ление государства;

· необходимость реализации общих интересов.

Политика — сфера отношений:

1) индивидов, социальных групп и инсти­тутов по поводу использования государственной власти для удовлетворения общественных интересов;

2) государств, союзов государств, международных организаций по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаи­мовыгодного сотрудничества.

Политика обоснованно отождествляется нами с управлени­ем государственными и общественными делами. Например, когда мы говорим о политике в области образования, то это означает, что проблемы образования требуют внимания и под­держки со стороны государства и общества. Если мы замечаем изъяны в молодежной политике, то предполагаем конкретные задачи, средства и методы решения государством и обществом молодежных проблем.

Политика — многомерное, емкое понятие. Она может клас­сифицироваться по разным основаниям: к примеру, по видам(внутренняя, внешняя), направленности(экономическая, соци­альная, национальная, образовательная, научно-техническая, кредитно-денежная, бюджетно-налоговая, инвестиционная, военная, правовая, экологическая), приоритетности(полити­ка нейтралитета, национального примирения, «открытых две­рей», «большого скачка»), характеру(демократическая, тота­литарная, авторитарная, социал-демократическая, либеральная, консервативная).

О роли и значении политики в развитии общества принято судить по тому, как она выполняет свое социальное предназна­чение.

Каковы же функции политики?Назовем наиболее важные из них:

выражение(выявление, согласование, представительство во властных структурах государства) и реализация соци­альных интересов;

интеграция общества(сплочение граждан для достиже­ния общих целей, предупреждение и разрешение социаль­но-политических конфликтов);

управлениеобщественными процессами(посредством при­нятия и выполнения политических решений, распределе­ния ценностей и благ, использования ресурсов государ­ственной власти, создания и применения мотивационных механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения); .

политическая социализация личности(усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества);

проектирование социально-политического развития;

регулирование отношений и поведения субъектов полити­ки(выработка норм поведения и контроль их соблюде­ния, распределение политических функций и ролей, обес­печение политической коммуникации).

Выполнение политикой специфических функций предпола­гает наличие у нее соответствующей структуры. Эта струк­тура придает политике целостность и качественную определен­ность.

Субъекты политики— участвующие в ней люди (индиви­ды, социальные общности и группы), общественные и государ­ственные институты.

Объекты политики— общество, государство и их институ­ты, социальные группы, проблемы и процессы.

Политическая организация общества — совокупность поли­тических институтов, которые выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленны­ми в законах государства.

Политические интересы — побудительные причины поведе­ния субъектов политики, их осознанные потребности, обуслов­ленные условиями общественно-политической действительно­сти.

Важнейший элемент структуры политики — политическое сознание. Это отраженная в сознании людей социально-политическая реальность — их мысли, ценностные установки, убеж­дения, психология (эмоции, чувства, переживания). Оно явля­ется сердцевиной политической культуры людей, воплощается в концепциях, программах, проектах, целях и задачах, оценках, мотивах, стратегии и тактике поведения субъектов политики.

Субъекты политики реализуют свои интересы, роли и пол­номочия в политической деятельности.Ее характер и резуль­таты зависят от политической культуры субъектов политики, политического режима в государстве, возможностей общества, иных факторов.

Многогранно содержание политики.Оно «материализуется» в обществе в разнообразных формах: политических ценностях, идеях, целях, действиях, убеждениях, интересах, нормах, ре­шениях, концепциях, отношениях, программах, технологиях, процессах, социальной продуктивности.

Наши рекомендации