Основные черты общества и типы социальных структур
С точки зрения философии, общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами.
1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые -роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т. д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество обладает интегративным качеством,присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как «надо», как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это вместе с тем не становится преградой на пути к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения с попытками оставить след в человеческой истории.
3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность,т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и дирижеромвыбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.
5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции.
6.Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.
7. При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве (даже слабом) человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства.Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем «проигрывании» возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.
Типы социальных структур.
Исследование общества как сложноорганизованной системы предполагает выявление его социальной структуры, выделение различных подсистем (подструктур) социума.
Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры.
Первая подструктура - социально-этническая, связана с биологической природой и включает в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями, и племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов, а также народность как исторически сложившуюся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей, и нацию как такую общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма, которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.
Вторая подструктура социальной структуры общества - социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.
Третья подструктура –социально - пространственная, выступающая как форма организации общества и выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, межпоселенческие и т. п.).
Четвертая подструктура - социально-классовая, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, но роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.
Пятая подструктура –профессионально - образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.
Некоторые исследователи выделяют в качестве подструктуры социальной системы социализирующие институты- семья, школа и др., обеспечивающие сохранение, преемственность и трансляцию культурных традиций, усвоение общественно-исторического опыта и накопленных человечеством знаний через обучение и воспитание.
Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общества
Одним из важнейших вопросов философии общества является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода. Первый из них - стадиально-поступательный (или линейный) заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. Второй подход, который обычно называют цивилизационным, исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю.
ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ.
Политология— наука о политике. Этимологически этот термин образован из двух греческих слов: politike— «общественные, государственные дела» и logos — «учение, знание».
Политика и ее границы.
Политика обязана своим происхождением государству, появлению в обществе противоречивых интересов. В первобытном обществе не было политики, политических учреждений и организаций, поскольку оно было социально однородным. Власть, социальные институты (род, собрание и др.) в первобытном обществе имели неполитический характер.
Основные причины возникновения политики:
· объективная потребность в регулировании социальных отношений;
· становление государства;
· необходимость реализации общих интересов.
Политика — сфера отношений:
1) индивидов, социальных групп и институтов по поводу использования государственной власти для удовлетворения общественных интересов;
2) государств, союзов государств, международных организаций по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаимовыгодного сотрудничества.
Политика обоснованно отождествляется нами с управлением государственными и общественными делами. Например, когда мы говорим о политике в области образования, то это означает, что проблемы образования требуют внимания и поддержки со стороны государства и общества. Если мы замечаем изъяны в молодежной политике, то предполагаем конкретные задачи, средства и методы решения государством и обществом молодежных проблем.
Политика — многомерное, емкое понятие. Она может классифицироваться по разным основаниям: к примеру, по видам(внутренняя, внешняя), направленности(экономическая, социальная, национальная, образовательная, научно-техническая, кредитно-денежная, бюджетно-налоговая, инвестиционная, военная, правовая, экологическая), приоритетности(политика нейтралитета, национального примирения, «открытых дверей», «большого скачка»), характеру(демократическая, тоталитарная, авторитарная, социал-демократическая, либеральная, консервативная).
О роли и значении политики в развитии общества принято судить по тому, как она выполняет свое социальное предназначение.
Каковы же функции политики?Назовем наиболее важные из них:
выражение(выявление, согласование, представительство во властных структурах государства) и реализация социальных интересов;
интеграция общества(сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов);
управлениеобщественными процессами(посредством принятия и выполнения политических решений, распределения ценностей и благ, использования ресурсов государственной власти, создания и применения мотивационных механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения); .
политическая социализация личности(усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества);
проектирование социально-политического развития;
регулирование отношений и поведения субъектов политики(выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации).
Выполнение политикой специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей структуры. Эта структура придает политике целостность и качественную определенность.
Субъекты политики— участвующие в ней люди (индивиды, социальные общности и группы), общественные и государственные институты.
Объекты политики— общество, государство и их институты, социальные группы, проблемы и процессы.
Политическая организация общества — совокупность политических институтов, которые выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными в законах государства.
Политические интересы — побудительные причины поведения субъектов политики, их осознанные потребности, обусловленные условиями общественно-политической действительности.
Важнейший элемент структуры политики — политическое сознание. Это отраженная в сознании людей социально-политическая реальность — их мысли, ценностные установки, убеждения, психология (эмоции, чувства, переживания). Оно является сердцевиной политической культуры людей, воплощается в концепциях, программах, проектах, целях и задачах, оценках, мотивах, стратегии и тактике поведения субъектов политики.
Субъекты политики реализуют свои интересы, роли и полномочия в политической деятельности.Ее характер и результаты зависят от политической культуры субъектов политики, политического режима в государстве, возможностей общества, иных факторов.
Многогранно содержание политики.Оно «материализуется» в обществе в разнообразных формах: политических ценностях, идеях, целях, действиях, убеждениях, интересах, нормах, решениях, концепциях, отношениях, программах, технологиях, процессах, социальной продуктивности.