Власть имеет определенную структуру.

• Субъекты власти — непосредственные носители, агенты власти: индивид, социальная группа, организация, учреж­дение, мировое сообщество.

• Объекты власти — человек, социальные группы, этничес­кие общности, государственные органы, общественные организации и проблемы, предприятия и учреждения.

• Источники власти — законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, страх подданных перед силой власти, традиции, убеждения и др.

• Функции власти — господство, руководство, контроль, регуляция, координация, организация, мобилизация.

• Ресурсы власти — ее средства и методы: экономические, социальные, нормативно-правовые, административно-при­нудительные, организационные, культурно-информацион­ные, демографические.

Политическую власть можно охарактеризовать как систе­му политического господства в обществе, способность ее субъектов реализовать свою властную волю, используя полно­мочия и ресурсы государства.

Формы политической власти:

• государственная;

• партийная;

• власть общественно-политических организаций и движений.

Особенности политической власти по сравнению с другими формами властвования:

• это нормативно закрепленная система социальных отно­шений;

• политическое господство служит средством (инструмен­том) социальных преобразований;

• политико-властные отношения являются высшей формой человеческого общения, направленного на удовлетворение общественных интересов;

• политическое властвование представляет собой сознательное, легитимное управление обществом или непосредственное участие в этом процессе, регулируемое законами государства.

Государственная власть.

Привилегированное положение в обществе по сравнению с другими формами власти занимает государственнаявласть. Это верховная власть в обществе, правовые акты и решения кото­рой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Верховенство государственной власти проявляется в следу­ющем:

• Единственный ее источник — народ.

• Действует единая система органов государственной вла­сти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом.

• Государственная власть суверенна в отношениях с други­ми формами власти.

• Только государственная власть вправе обеспечивать кон­ституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.

Государственная власть — высшая форма политической власти в обществе.

Государственная власть в Республике Беларусь.

Так, систему органов государственной власти Республики Беларусь, закрепленную Конституцией страны, составляют:

• президентская власть;

• органы законодательной власти — Парламент — Нацио­нальное собрание Республики Беларусь;

• органы исполнительной власти — Правительство — Совет Министров Республики Беларусь, министерства и госу­дарственные комитеты, органы местного управления;

• органы судебной власти — Конституционный Суд, общие, хозяйственные и другие суды;

• контрольно-надзорные органы — прокуратура, Комитет государственного контроля.

Непременное условие существования государственной по­литической власти — легитимность: общественное призна­ние законности власти, доверие к ней граждан, их согласие подчиняться ее установлениям и требованиям.

Что такое государство?

Государство — закономер­ный результат исторического развития общества. Оно появи­лось как организация, призванная обеспечивать целостность общества, представлять, защищать и удовлетворять его интересы.Государство есть политическая форма организации (устройства) общества. Однако было бы неверно отождеств­лять государство с обществом или отдавать приоритет госу­дарству. Государство призвано обслуживать общество, а не подчинять его своим интересам, создавать условия для его сво­бодного, демократического развития.

Государство — основной институт политической систе­мы, обладающий верховной властью (суверенитетом) на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма (системы органов и учреждений).

Государство обладает качественными признаками, которые отличают его от других социальных институтов, образующих политическую организацию общества.

• Государство — единая территориальная организация политической власти (его власть распространяется на всех членов общества).

• Государство — общность людей, объединенных правовым союзом граждан (гражданством). Институт гражданства выражает сущность государства для каждого его гражданина.

• Государство обладает специальным механизмом управления обществом (органами и учреждениями, наделенными властными полномочиями).

Государство — суверенная организация власти. Его суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти от всех других властей (внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами). Государство обладает монополией на издание нормативных правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.

Функции государства

Государство выполняет внутренние и внешние функции (обязанности перед обществом).

Политическая функция — осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

Организаторская функция — обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.

Экономическая функция — стимулирование и регулирование экономической деятельности.

Правовая функция — установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе.

Социальная функция — удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.

Культурно-воспитательная функция — охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан.

Внешние функции — обеспечение внешней безопасности, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.

Устройство государства

Термин «устройство государства» подразумевает формы административно-территориального устройства и государственного правления.

Формы административно-территориального устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное государство не имеет в своем составе административно-территориальных образований, обладающих суверенитетом. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. Унитарными государствами являются Беларусь, Дания, Франция, Швеция, Турция и др.

Федерация — устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Союзные государства имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: Россия, США, Бразилия, ФРГ, Канада, Австралия, Аргентина, Индия, Австрия, Канада и др.

Конфедерация — временный союз самостоятельных государств. Создается для осуществления экономических, военных и других задач, отвечающих их национальным интересам. Характеризуется неустойчивостью и неэффективностью. Конфедеративные объединения функционировали в Германии, Швейцарии, США. В сущности, на конфедеративной основе строятся отношения в рамках СНГ.

Формы правления

Под формами правления подразумеваются формы организации государственной власти (особенности ее формирования, полномочий и функций). В политологии принято выделять две формы правления — монархию и республику.

Монархия (от греч. manarchia — «единовластие») — форма правления, при которой верховную власть концентрирует глава государства — монарх. Эта власть передается по наследству. Различают монархии — абсолютную (неограниченную), конституционную (власть монарха ограничена конституцией государства), дуалистическую (монарх наделен в основном исполнительными и некоторыми законодательными полномочиями), парламентскую (монарх выполняет представительные функции).

Республика (от лат. respublica — «общественное дело») — форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству из них. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.

Республики бывают парламентскими, президентскими, смешанными (парламентско-президентскими). Они отличаются особыми отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти, их полномочиями.

Наши рекомендации