Система органов государственного управления
Систему субъектов административного права Республики Беларусь, как мы уже отмечали, составляют две большие группы: физические и юридические лица. К последним можно больше отнести государство в целом, его органы, предприятия, учреждения и организации, иные общественные формирования, зарегистрированные в компетентных органах.
Среди них значительная роль отводится органам органов государственного управления, к которым относятся: Совет Министров Республики и подчиненные ему органы), местные исполнительнораспорядительные органы (в том числе и органы местного самоуправления).
Многочисленность органов государственного управления, различая природу и характер их деятельности, обусловливают необходимость их систематизации. За основу возьмем наиболее распространенные классификационные критерии, применяемые ранее к органам государственного управления: порядок образования; территориальный масштаб деятельности; характер и объем полномочий; порядок (способ) разрешения подведомственных вопросов; источники финансирования.
1.По масштабу деятельности (республиканские (общегосударственные) и местные;
Республиканским органом государственного управления является Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь).
Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без правительства. Многие учёные при характеристике данного органа делают упор на то, что он является частью государственного аппарата. А другие считают необходимым подчеркнуть, что это, прежде всего группа людей, своего рода коллектив.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 года (до внесения в неё изменений и дополнений в 1996 и 2004 годах) этот орган назывался Кабинетом Министров по той причине, что главой исполнительной власти был Президент, а Правительство являлось лишь отдельным звеном в его аппарате, находилось при Президенте [1]. Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 23.07.08 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь [4].
В систему механизма государственного управления входят также органы местного управления. В отличие от иных государственных органов — Парламента, Совета Министров, судов, прокуратуры, Комитета государственного контроля, наименования которых отражены в названиях соответствующих разделов или глав Конституции Республики Беларусь, — органы местного управления там не упоминаются. О них идет речь в разделе V Конституции «Местное управление и самоуправление» [1]. В этом разделе (ст. 17) законодатель раскрывает суть местного управления и самоуправления и только упоминает местные исполнительные и распорядительные органы. Подобный подход снизил роль органов местного управления и разрушил систему, как государственных органов, так и органов государственного управления.
В настоящее время Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" определяется правовой статус органов местного управления [6].
Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты (далее – исполкомы) и местные администрации районов в городах (далее, если не указано иное, – местные администрации).
К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы (далее, если не указано иное, – исполкомы областного уровня). Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы (далее, если не указано иное, – исполкомы базового уровня). Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня.
Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня.
К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы (далее, если не указано иное, – исполкомы первичного уровня), местные администрации.
2.По характеру компетенции (общей, специальной, отраслевой, межотраслевой (функциональной), внутриотраслевой, хозяйственной, внутренней);
Например, к органам общей компетенции следует отнести Правительство Республики Беларусь, так как оно осуществляет руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 23.07.08 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» [4] Совет Министров обладает широкими полномочиями в экономической сфере, в финансовой сфере, в области науки, образования, в области культуры, в сфере архивного дела, в области здравоохранения и т.д.
Так, например, Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в экономической сфере:
- обеспечивает проведение единой экономической политики;
- регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;
- определяет приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций, порядок заключения, изменения, расторжения и государственной регистрации инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;
- обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов, в сфере инвестиций;
- принимает меры по обеспечению Республики Беларусь
энергетическими и материальными ресурсами;
- устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ;
- совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных
технологий;
- выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
- имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица;
- содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
- осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;
- обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции;
- проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;
- обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в финансовой сфере:
- обеспечивает проведение единой финансовой политики;
- в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
- ежегодно рассматривает и представляет Президенту Республики Беларусь проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;
- осуществляет регулирование внутреннего и внешнего
государственного долга Республики Беларусь;
- обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
- выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;
- определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов [4].
Совет Министров Республики Беларусь в финансовой сфере осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
Органы специальной компетенции - это государственные органы, специально созданные и уполномоченные выполнять определенные функции.
Например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 385 «О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния» к органам, регистрирующим акты гражданского состояния, относятся отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковые и сельские исполнительные и распорядительные органы, консульские учреждения, а также дипломатические представительства Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций [9].
Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов производят регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака в соответствии состатьей 351Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, изменяют, дополняют, исправляют записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, аннулируют и восстанавливают на основании решения суда записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, хранят записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, выдают повторные свидетельства о рождении, о заключении брака, о расторжении брака.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Министерство культуры).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360» основными задачами Минздрава являются:
- проведение единой государственной политики в области здравоохранения;
- организация оказания медицинской помощи населению Республики Беларусь;
- организация обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д. [8].
Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов, Министерство экономики Республики Беларусь и др.).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» [13] основными задачами Минфина являются:
- проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
- эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
- участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование и погашение внешних государственных займов, формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
- государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- государственное регулирование страховой деятельности, проведение государственной политики в области страховой деятельности, надзор и контроль за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
- государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности и т.д.
Органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции - это органы исполнительной власти, являющиеся структурными подразделениями соответствующих республиканских органов исполнительной власти, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри соответствующей отрасли государственного управления. Такие органы обычно именуются как департамент, главное правление, управление или отдел.
Например, Департамент охраны Министерства внутренних дел, Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, действующие в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь» [8].
К органам хозяйственной компетенции следует отнести Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архитектуры и строительства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности.
3.По порядку образования (образуемые Президентом, Советом Министров, республиканскими ОГУ, местными исполкомами);
Например, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 февраля
1995 г. № 3602-XІІ «О Президенте Республики Беларусь» Президент Республики Беларусь образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте [2].
Также, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010
г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» типовая структура областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполкомов, местных администраций, а также численность работников исполнительных и распорядительных органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) по областям и городу Минску, в том числе численность работников структурных подразделений исполнительных и распорядительных органов, устанавливаются Президентом Республики Беларусь [6].
4.По порядку решения вопросов (коллегиальные, единоначальные). Так, например, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь [4].
К единоначальным органам относятся министерства.
5.По источнику финансирования (финансируемые из гос. бюджета, местного бюджета, иных источников). Из средств республиканского бюджета финансируются республиканские органы власти. Например, Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь финансируется из средств республиканского бюджета и т.д.
Из средств местного бюджета финансируются местные органы управления.