Способы толкования международных договоров.
Способ толкования - это комплекс родственных приемов, применение которых дает возможность получить специальную информацию о содержании нормы права. Характер приемов определяет свойства получаемой информации.В литературе и практике нет единства мнений относительно существующих способов толкования. Представляется, однако, что расхождения касаются в основном терминологии, а не существа. Если международный договор,нуждающийся в толковании, составлен на нескольких языках, причемкаждый из текстов считается аутентичным, то любой из них согласно ВК 1969 г. является подлинным и может использоватьсяпри толковании. Юр.толкование - выяснение юридических характеристик международно-правовой нормы. Речь идет об определении таких моментов, как: находится ли норма в действии, является ли она правомерной, круг субъектов, на которых распространяется ее действие (юр терминов). Обычно берутся в качестве примера та трактовка, кот дается в закве гос-ва. Если нет такого однотипного толкования, то ссылаются на наиболее близкое в другом зак-ве. Наряду с юрид толк примен грамм толкование – с использ имеющ правил грамматики. Есть логическое толкование – из законов логики. Систематическое – весь в целом, и преамбула для уяснения содержания, историческое (анализ содержания нормы в свете исторических условий ее создания) толкование – переходят к подготовительным материалам. Узуальное – исследуется практика примен мд. ЕСПЧ – эвентуальное(в определенном случае). Иссл не столько сам договор, сколько полит ситуация. Применима с ЕКПЧ, 1950, много меняется, новые тенденции.Принципы толкования: 1) добросовестность, не должно быть намерения исказить смысл или поставить сторону другую в неравнопр положение2) точность, недвусмысленность3) равноправия сторон.Одним из основ явл. принцип эффективности(текст договора должен толк. и примен. не формально, следуя лишь букве, то есть чтобы обеспечить достижение его целей.
13. Прекращение Д, т.е. утрата им юридической силы или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями Д или в любое время с согласия его участников.
Традиционным способом прекращения действия МД является согласие всех участников договора. При прекращении действия многостороннего Д предварительно созывается конференция государств-участников и его прекращение оформляется соответствующим Протоколом. Правомерные способы прекращения Д подразделяются на автоматические и волевые.
Д может быть прекращен без специально выраженного намерения участников в результате: - истечения срока его действия, - исполнения обязательств по Д, - сокращения количества участников, - наступления отлагательного условия, - возникновения новой императивной нормы jus cogens, - исчезновения субъекта МД, - вооруженного конфликта между государствами-контрагентами.
К волевым способам прекращения договора относятся: Денонсация – прекращение государством действия МД на предусмотренных в нем условиях. Делается в пис форме ; Новация - прекращение вследствие заключения его участниками нового Д по такому же вопросу; Аннулирование - односторонний отказ государства от заключенного Д (нельзя аннулировать Д о границах). Коренное изменение обстоятельств - нет возможности выполнять данные МД больше. По общему правилу на это ссылаться нельзя, если коренное изменение касалось тех положений, кот были основанием для закл мд или объекта и целей мд. Исчезновение объекта МД и выполнение невозможно (река исчезла).Прекращение Д освобождает участников от обязанности выполнять его постановления, но не влияет на права и обязанности, полученные ранее в результате выполнения Д. Приостановление означает временный перерыв в действии и применении МД. В этот период его участники освобождаются в отношениях между собой от обязательства выполнять Д. Приостановление действия Д в отношении всех участников или в отношении какого-либо одного участника возможно: а) в соответствии с положениями Д или б) в любое время с согласия всех участников. Основания для прекращения и приостановления действия Д аналогичны, но различны последствия. Прекращение. Д – это утрата им юр силы, приостановление же носит временный характер, и действие Д возобновляется после устранения причин, вызвавших приостановление.
Закон о МД РБ 2008 г играет особую роль, тк он не первый (1 – 1991), но итоговый. Он указывал, что все предш подобные законы теряют свою юр силу.
14. Первые МмежпО – в конце 19 века. До этого сотрудничество регул 2стор и многостор мд. Предшествовали им межд конференции (берлинский, венский 1815) – МК. Они все созывались для решения какой-либо проблемы и носили непост хар-р. Возникн МО было связано с изменениями, кот проходили в межд отн в эк и полит сфере. Серед 19 века стала характ появл всемирного рынка, почты телегр, исп морского транспорта, нужны были единые стандарты. Первыми были – межд союзы (почтовый союз, по охране лит и худ собств). Не было исполн аппарата, только пленарные органы. Первые полит организации – связ с событ полит хар-ра. 1 – лига наций. Возникла после 1 мировой войны.ее устав – сост часть версальского договора. Необх – в неповт подобных войн.Недостатки. Хотя цель создания – предотв мировой войны, но статут ЛН не исключал войну как ср-во разр межд споров. Он лишь откладывал это. Если начался спор, то они должны были обратиться в совет ЛН или пост палату межд правосудия. После этого решения, если 3 месяца не согласны – можно воевать. Ее структура была воспринята в ООН. Новый толчок – итоги 2МВ. ООН в 1945 – цель – обесп межд мира и безоп. Ее механизм не повторял тех ошибок. + появл многие МО кот связаны с ООН – спец учрежд ООН, имеющие компет только в спец сфере сотрудничества – межд орг граж авиации, мо здравоохр, морская МО, 4 финансовых мо. Причины возникн. Втч – холодная война. Начали возникать региональные орг-ции коллект безоп, ЛАГ, ОАГ, НАТО, ОВД(1955), СЕАТО, СЕНТО.
Сейчас около 20000 межд оргций. Межправительств – более 500. Остальные- неправит. Особенности: 1) МО могут обесп сотрудничество больш кол-ва гос-в. 2) компет в разл сферах сотрудничества (в отл от мд); 3) могут осущ контроль за деят гос-в членов
Повышена потребность госв в униф сотрудничестве. Такое может обесп только мо. МО – добров объед госв, осн на дог-ре, закрепл цели и принципы, орг структуру МО для защиты ее колл интересов и имеющ свою собств волю, отличную от воли гос-в членов.1 признак – добров объед гос-в. 2 признак – основана на мд (учред акт мо). В нем есть особенность. Там обязат содерж орг структура мо, т.е. система органов. 3) – имеет свою собств волю, отличн от воли гос-в членов, что позв ей от своего имени заключать соглашения. Классификация.По юр природе: 1) МПО 2) НПО; По хар-ру членства: 1) универсальные (ООН, МОТ) 2) региональные;По компетенции: 1) МО общей компет (ООН) и спец компет (МОТ, гражд авиац); По хар-ру функций: 1) координац (реш носят рекоменд харр) 2) наднац (по вопросам компет – обяз хар-р)
15. Традиционный способ учреждения организации – заключение международного договора, который является учредительным актом. В силу этого к нему применяется право МД. Вместе с тем устав – это договор особого рода. Специфика учредительных актов как МД а) относится, прежде всего, к порядку участия и прекращению участия; б) по содержанию: международный договор регулирует права и обязанности субъектов, учредительный акт содержит раздел о структуре международной организации; в) учредительные акты обязательно подлежат ратификации; г) к уставу международной организации оговорки можно сделать только с согласия компетентного органа данной организации; д) правила правопреемства не распространяются на уставы.
Совершенно особое положение в международном праве занимает Устав ООН, который рассматривается как своеобразная конституция мирового сообщества. Согласно Уставу в случае противоречия ему других обязательств преимущественную силу имеют обязательства
по Уставу ООН (ст.103).
Нетипичное образование. Международные организации могут быть созданы и в соответствии с резолюциями других международных организаций, имеющих более общую компетенцию (в 1993г. - резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о предоставлении СНГ статуса наблюдателя как региональной международной организации). ООН может способствовать
созданию международной организации в упрощенном порядке, в форме принятия решения.
В своей практике ООН создавала автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНКТАД, ПрООН, ЮНИДО - с 1985 г. – специализированное учреждение ООН). Организации создавались и на основе резолюции международных конференций/совещаний (ОПЕК, ОБСЕ). Организация может возникнуть на основе резолюции высших органов государств-членов такой будущей организации (Северный Союз).
16. Отдельную группу субъектов МП образуют международные МОрг. МмежпОрг не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с МП и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). Международная правосубъектность МежпОрг проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию и от характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать другие права и обязанности. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; МО участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. МежпОрг являются субъектами международного права потому, что их учредительные акты регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, т. е. межгосударственные по своему характеру отношения. Эти учредительные акты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных договоров. Они содержат и другие нормы, определяющие цели и задачи организации, полномочия ее органов, порядок взаимоотношений организации с государствами — членами и нечленами, а также иными международными организациями. Основные права международных организаций следующие: - право участвовать в создании международно-правовых норм; - право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения; - право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам; - право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.