Злободневность и политический аспект речи цицерона.
Цицерон принадлежит к тем знаменитым деятелям античного мира, чья жизнь и судьба в течение многих веков привлекала к себе интерес и внимание историков, юристов, писателей, ораторов и политиков. Интерес этот не угас и поныне. Не проходит года, который бы не внес своего вклада в необозримую литературу о Цицероне; число книг и статей о нем достигает нескольких сотен, и едва ли найдется исследователь, которому было бы известно все, что написано об этом человеке. Но при этом обилии трудов нельзя не заметить расхождений в мнении о нем, доходящих иногда до полемики, ожесточенный тон которой может показаться странным, так как дело идет о характеристике и оценке человека, умершего более 2000 лет назад.
Эти резкие различия в оценке деятельности и характера Цицерона можно объяснить, они кажутся странными только на первый взгляд. Ведь время его жизни совпало с бурным и сложным переломным периодом в политическом и экономическом развитии римского государства.
60-е годы для Цицерона были самым блестящим периодом его жизни. В 66 году он стал претором и произнес свою первую чисто политическую речь в пользу предоставления Помпею верховного командования в войне с Митридатом. В этой речи он восхваляет Помпея, его военный талант, его честность и скромность. В 64 году Цицерон был избран в консулы на 63 год. Получив эту высшую государственную магистратуру, он достиг предела своих желаний и показал себя ярым противником всяких попыток изменить, а тем более ниспровергнуть существующий государственный строй. Во время своего консулата Цицерон добился крупнейшего политического триумфа благодаря подавлению заговора. Обвинив Катилину в заговоре и казнив без формального суда пятерых римских граждан (участников заговора), в течение многих лет восхвалял свой поступок, как величайший подвиг, как спасение государства.
Во время своего консульства ораторский талант Цицерона был в полном расцвете. Как его судебные речи (речь по уголовному делу Клуенция), так и политические выступления (речи об аграрном законе и против Катилины) являются образцами красноречия и в то же время изобилуют примерами ораторской находчивости. В речи в защиту Мурены, обвинённого в подкупе избирателей, талант Цицерона раскрывается еще и с другой стороны, которую он проявляет обычно в письмах. Это шутливость и остроумие. Дело Мурены было настолько сомнительным, что Цицерону пришлось не столько доказывать слушателям невиновность Мурены, сколько ошеломлять их блеском своих аргументов. Эта речь вызвала неодобрение многих, но зато Мурена был оправдан.
Гибель Цезаря от руки заговорщиков, многие из которых (прежде всего Марк Брут) были личными друзьями Цицерона, вызвала в нем большую радость и надежду на восстановление прежнего республиканского строя. Это был последний подъем политической деятельности и ораторского искусства Цицерона. Он принял участие в оппозиции против Марка Антония, ярого цезарианца.
Марк Антоний в первые дни после смерти Цезаря, боясь за себя и своих сторонников, выражал свое полное согласие с политикой сената (которую поддерживал Цицерон), но вскоре, увидев нерешительность убийц Цезаря, он стал забирать власть в свои руки, проводил различные мероприятия, направленные против сената, и наконец, перешел к открытым военным действиям.
Цицерон, поначалу пытавшийся поддерживать с Антонием хорошие отношения, вскоре круто переменил свою позицию и обрушился на него в ряде грозных речей, которые он сам назвал “Филиппиками” (в подражание речам Демосфена против македонского царя Филиппа). После образования Второго триумвирата (буквально - коллегия трех для упорядочения республиканского строя) Цицерон был внесен в проскрипционные списки (лица, попавшие в них, объявлялись вне закона). Таким образом Антоний отомстил за оскорбления, которыми Цицерон осыпал его в “Филиппиках”. Цицерон, может быть, избежал бы смерти, если бы своевременно уехал в Грецию. Но он не смог или не захотел сделать этого. Убийцы, посланные Антонием, настигли его возле Кайеты, где у него было поместье. 7 декабря 43 года ему отрубили голову и правую руку и, по распоряжению Антония, выставили их в Риме на форуме. Так закончилась жизнь великого оратора, поплатившегося за свой же талант. Ведь одной из причин смерти Цицерона были его “Филиппики”, так что, добиваясь своих целей при помощи ораторского мастерства, он сам от него, в принципе, и пострадал.