Действия вахтенного помощника, при встрече лоцмана и в процессе лоцманской проводки
• Удостоверяется в надежности крепления лоцманского трапа;
• вместе с матросом встречает лоцмана, организует прием его багажа (при наличии такового);
• сопровождает лоцмана на мостик, записывает фамилию и инициалы лоцмана;
• спускает флаг «Golf», поднимает «Hotel»;
• выясняет у лоцмана необходимость поднятия дополнительных флагов и сигналов, поднимает их;
• получает у лоцмана информацию о соответствии используемой навигационной карты действительности;
• дублирует команды лоцмана рулевому, контролирует правильность их выполнения;
• при малейших сомнениях в действиях лоцмана выясняет его намерения и причины таких действий, поставить в известность капитана;
• заполняет лоцманскую квитанцию;
• уточняет у лоцмана место его высадки, борт, с которого необходимо приготовить трап;
• проводит лоцмана к трапу, лично убеждается в надежности его крепления, помогает лоцману спуститься.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВАХТЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПОРТУ
Вахта у трапа
Во время стоянки судна у причала в порту у трапа постоянно находится вахтенный матрос, который осуществляет контроль за посещением судна, не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана.
• Вахтенный помощник должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки. Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления. При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком.
• Вахтенный помощник должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается "Доска вахтенной службы". Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна.
• Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения вахтенного помощника, пропускать на борт посторонних лиц. Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает вахтенного помощника, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна.
• Каждый прибывший на судно по частному делу или служебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе документ, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у вахтенного помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна.
• Кто бы ни прибыл на борт, вахтенный помощник обязан сопровождать его от трапа до самой каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо вахтенный помощник, если ему будет дано такое поручение.
• Вахтенный помощник, прежде чем пропустить посетителя к капитану, обязан по телефону или лично доложить ему, кто и с какой целью прибыл на судно, а затем уже действовать так, как ему будет приказано.
• Если постороннее или должностное лицо при оставлении борта почему-либо не сопровождает вахтенный помощник, то вахтенный у трапа матрос обязан вызвать последнего для доклада ему о том, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону.
• Вызов к трапу осуществляется следующей системой сигнализации: для вызова вахтенного помощника — два звонка, для вызова капитана — три звонка.
• При сходе капитана с борта и возвращении его на судно также подается три звонка. По этому сигналу вахтенный помощник немедленно выходит к трапу.
• На вахте у трапа матросу категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос вызывает вахтенного помощника и просит у него на это разрешение. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу.
• Вахтенный помощник и вахтенный матрос должны быть одеты по установленной форме и иметь нарукавные повязки.
• Смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии вахтенного помощника. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
• Во время несения вахты у трапа матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику и затем действует по его указанию.
При выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает вахтенного помощника.
• В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях вахтенный помощник немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.
При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.
Пожарная вахта
• Во время стоянки судна в порту ежесуточно формируется пожарная вахта, которая должна постоянно пребывать на судне.
• Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. Лишь в исключительных случаях по разрешению вахтенного помощника пожарный может сойти с борта, но тогда вместо него временно назначается другой человек из числа находящихся на судне свободных членов экипажа.
• Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, составляет старший помощник. Вахтенный помощник собирает состав пожарной вахты и проводит инструктаж.
• В течение суточного дежурства вахтенный помощник периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной вахты и время от времени контролирует готовность к немедленным действиям по тревоге.
• Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, по усмотрению вахтенного помощника привлекаются поочередно к выпол нению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.
• Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся в данный момент на борту судна, обязаны в любое время суток по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение вахтенного помощника и при тушении пожара действовать по его указанию.
• При отсутствии на борту капитана или старшего помощника общее руководство борьбой за живучесть судна и действиями по ликвидации последствий аварии осуществляет вахтенный помощник. Работу технических средств тушения пожара или удаления из судовых помещений забортной воды обеспечивает вахтенный механик, который должен выполнять все распоряжения вахтенного помощника, согласовывая с ним те мероприятия, которые он считает целесообразным провести в данных условиях.
Практическое занятие № 4
Тема: Международные нормы безопасности мореплавания и ведение промысла. Правила безопасности при совместном плавании и ведения промысла судов.
Цель: Ознакомится с международными нормами безопасности и ведения промысла. Изучить и понять комплекс действий для безопасности мореплавания при совместном плавании и ведении промысла судов.
Безопасности мореплавания и промысла на всех флотах рыбной промышленности всегда уделялось большое внимание. С каждым годом развиваются технические средства судовождения и промысла, кажется делается все, чтобы исключить навигационные и промысловые аварии, уменьшить материальные потери и человеческие жертвы от них. Но в полной мере желаемого добиться не удается. аварии продолжаются, а виновниками многих из них чаще бывают люди.
Задача:
1. Ознакомится и изучить Международные документы, касающихся ведению промысла.
2. Изучить правила безопасности при совместном плавании и ведении промысла судов.
1. Открытое море.
2. Исключительная экономическая зона.
3. Территориальные воды.
4. Правила ведения промысла в открытом море.
5. Правила ведения промысла в исключительной экономической зоне.
6. Правила обеспечения безопасности при совместном плавании и ведении промысла.
Литература:
1. Алексишин В.Г. и др. Международные и национальные стандарты безопасности мореплавання. – Одеса; Латстар, 2002
2. Ермолаев Г.Г. Морская лоция. – М.; Транспорт, 1969
3. Снопков В.И. Безопасность мореплавания. – М.; 1994
4. Морское и рыболовное право: Под ред. А.А. Волкова. – М.; Агропромиздат, 1986
5. В.Г. Торский, В.П. Топалов. Конвенция СОЛАС – 74 . Краткий обзор. – Одесса; 2003
6. Кадюкин А.А. МАРПОЛ – 73/78 : для практического применения на судне. – Одесса; 2003
Методическое пособие по подготовке к практическому занятию № 4.