Организация и принципы несения вахты
ЧАСТЬ 1 – ДИПЛОМИРОВАНИЕ
1. Вахтенный помощник капитана должен иметь необходимую квалификацию в соответствии
с положениями главы II или главы VII, относящимися к обязанностям, связанным с несением хо-
довой или стояночной вахты?
2. Вахтенный механик должен иметь необходимую квалификацию в соответствии с положени-
ями главы III или главы VII, относящимися к обязанностям, связанным с несением вахты в машин
ном отделении.
ЧАСТЬ 2 - ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЙСА
Общие требования
3. Предстоящий рейс должен планироваться заранее, принимая во внимание всю имеющую к это-
му отношение информацию, а любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса.
4. Старший механик должен, проконсультировавшись с капитаном, определить заранее по-
требности предстоящего рейса, принимая во внимание потребности в топливе, воде, смазочных
материалах, химикатах, расходных и прочих запасных частях, инструментах, запасах и прочие
требования.
Планирование до начала каждого рейса
5. До начала каждого рейса капитан каждого судна должен обеспечить, чтобы предполагае-
мый путь из порта отхода до первого порта захода планировался, используя соответствующие
карты и другие навигационные пособия, необходимые для предстоящего рейса, содержащие точ-
ную, полную и откорректированную информацию в отношении тех навигационных ограничений и
опасностей, которые имеют постоянный или предсказуемый характер, и которые имеют отноше-
ние к безопасности плавания судна.
Проверка и прокладка запланированного пути
6. По завершении проверки запланированного пути, принимая во внимание всю относящуюся
к нему информацию, запланированный путь должен быть проложен на соответствующих картах и
быть постоянно доступным для вахтенного помощника капитана, который, до того, как лечь на
соответствующий курс, обязан проверить его.
Отклонение от запланированного пути
7. Если в ходе рейса принято решение об изменении следующего порта захода или если необходимо отклониться существенно от запланированного пути по другим причинам, измененный путь должен прорабатываться заранее, до того как он будет существенно изменен.
ЧАСТЬ 3 - НЕСЕНИЕ ВАХТЫ В МОРЕ
Принципы, относящиеся к несению вахты в целом
8. Стороны должны обращать внимание компаний, капитанов, старших механиков и вахтенно-
го персонала на следующие принципы, которые должны соблюдать для обеспечения того, чтобы
безопасная вахта неслась постоянно.
9. Капитан каждого судна обязан обеспечивать надлежащую организацию несения безопас-
ной ходовой навигационной вахты. Под общим руководством капитана вахтенные помощники от-
вечают за безопасное судовождение во время своей вахты, когда они ответственны особенно за
предотвращение столкновения и посадки на мель.
10. Старший механик каждого судна обязан, проконсультировавшись с капитаном, обеспечи-вать надлежащую организацию несения безопасной вахты в машинном отделении.
Защита морской окружающей среды
11.Капитан, лица командного и рядового состава должны представлять себе серьезные по-
следствия эксплуатационного или аварийного загрязнения морской окружающей среды и обяза-
ны предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения такого загряз-
нения, особенно в рамках соответствующих международных и портовых правил.
ЧАСТЬ 3-1 - ПРИНЦИПЫ НЕСЕНИЯ ХОДОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ВАХТЫ
Вахтенный помощник капитана является представителем капитана и постоянно несет глав-
ную ответственность за безопасное плавание судна и соблюдение Международных правил пре-
дупреждения столкновений судов в море 1972 года.
Наблюдение
12. Надлежащее наблюдение должно постоянно вестись в соответствии с правилом 5 Между-
народных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с целью:
1) поддержания постоянного состояния готовности путем визуального и слухового на-
блюдения, а также всеми другими имеющимися средствами в отношении любого
значительного изменения в оперативной обстановке;
2) всесторонней полной оценки обстановки и риска столкновения, посадки на мель и
других навигационных опасностей;
3) обнаружения морских или воздушных судов, терпящих бедствие, лиц, потерпев-
ших кораблекрушение, затонувших судов, обломков и прочих опасностей для су-
доходства.ъ
14. Наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание надлежаще-
му наблюдению, ему нельзя поручать никаких обязанностей, которые могут помешать ему вы-
полнять эту задачу.
15. Обязанности наблюдателя и рулевого различны; рулевой, стоящий на руле, не должен счи-
таться наблюдателем; это положение не распространяется на малые суда, при условии беспре-
пятственного кругового обзора с места рулевого, отсутствия ухудшения видимости в ночное вре-
мя или каких-либо иных помех ведению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный
помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии, что в каждом
таком случае:
1) обстановка тщательно оценена, и установлено без сомнения, что это безопасно;
2) полностью учтены все соответствующие факторы, включая следующее, но не огра-
ничиваясь этим:
· состояние погоды; видимость;
· интенсивность судоходства;
· близость навигационных опасностей; и
· необходимость повышенного внимания, необходимого при плавании в районах систем разделения движения, или вблизи них; и
4) имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка.
16. При определении того, достаточен ли состав ходовой навигационной вахты для обеспече-
ния постоянного надлежащего наблюдения, капитан должен принимать во внимание все соответ-
ствующие факторы, включая указанные в данном разделе Кодекса, а также следующие факторы:
1) видимость, состояние погоды и моря;
2)
интенсивность судоходства и другие виды деятельности, происходящие в районе
плавания судна;
3) необходимость повышенного внимания при плавании в или вблизи систем разделе-
ния движения или других мер по установлению путей движения судов;
4) дополнительную нагрузку, вызываемую характером функций судна, немедленными
эксплуатационными требованиями и предполагаемыми маневрами;
5) годность к выполнению обязанностей любого члена экипажа, назначенного в состав
навигационной вахты;
6) знание и уверенность в профессиональной компетентности лиц командного соста-
ва и экипажа судна;
7) опыт каждого вахтенного помощника и его знание оборудования судна, процедур и
маневренных характеристик судна;
8) работы, совершаемые на судне в любое конкретное время, включая радиосвязь и
возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае необходимости;
9) рабочее состояние приборов и органов управления на мостике, включая системы
аварийно-предупредительной сигнализации;
10) управление рулем и гребным винтом и маневренные характеристики судна;
11) размеры судна и обзор с места, с которого обычно управляется судно;
12) конфигурация мостика в той мере, в которой такая конфигурация может препятствовать вахтенному обнаруживать зрительно или на слух любое изменение в окружающей обстановке; и
13) любое другое соответствующее требование, процедуру или руководство, относящиеся к организации вахты и готовности к выполнению обязанностей, принятые Организацией.
Организация вахты
17. При определении состава вахты на ходовом мостике, который может включать соответ-
ствующих лиц рядового состава, должны, среди прочего, учитываться следующие факторы:
1) непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;
2) состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;
3) близость навигационных опасностей, которые могут потребовать от вахтенного по-
мощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;
4) использование и техническое состояние навигационных средств, таких как радио-
локатор или электрорадионавигационные средства, а также любого иного оборудо-
вания, влияющее на безопасность плавания;
5) наличие на судне автоматического рулевого управления;
6} несение на судне радиовахты;
7) органы управления машинным отделением с периодически безвахтенным обслужи-
ванием, сигнализация и индикаторы, предусмотренные на мостике, процедуры их
использования и ограничения; и
8) любые необычные требования во время несения ходовой навигационной вахты, ко-
торые могут быть вызваны особыми обстоятельствами эксплуатации.
Принятие вахты
18. Вахтенный помощник капитана не должен передавать вахту заступающему на вахту помощ-
нику, если имеется основание полагать, что последний не в состоянии должным образом выпол-
нять обязанности по несение вахты, и в этом случае он должен уведомить об этом капитана.
19. Заступающий на вахту помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты
способен выполнять полностью свои обязанности, в частности, полностью адаптирован к усло-
виям ночного наблюдения; Заступающий на вахту помощник не должен принимать вахту до тех
пор, пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.
20. До принятия вахты, заступающие на вахту вахтенные помощники должны удостовериться
в счислимом или истинном местоположении судна и подтвердить его проложенный путь, курс и
скорость, а также положения органов управления машинных отделений с периодически безвах-
тенным обслуживанием, и должны учесть любые навигационные опасности, которые могут встре-
титься во время их вахты.
21. Заступающие на вахту помощники должны лично удостовериться в отношении:
1) распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся плава-
ния судна,
2) местоположения судна, его курса, скорости и осадки;
3) преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влия-
ния этих факторов на курс и скорость;
4) процедур использования главных двигателей для осуществления маневра, если глав-
ные двигатели управляются с мостика; и
5) навигационной обстановки, включая нижеследующее, но не ограничиваясь этим:
1) рабочее состояние всего навигационного оборудования и оборудования по
безопасности, которое используется или, возможно, будет использоваться в
течение вахты;
2) поправки гиро- и магнитных компасов;
3) наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления
которых можно ожидать;
4) условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты; и
5) возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осад-
ки от скорости судна на запас воды под килем.
22. Если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от ка-
кой-либо опасности, сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет
полностью закончено.