Организация и принципы несения вахты

ЧАСТЬ 1 – ДИПЛОМИРОВАНИЕ

1. Вахтенный помощник капитана должен иметь необходимую квалификацию в соответствии
с положениями главы II или главы VII, относящимися к обязанностям, связанным с несением хо­-
довой или стояночной вахты?

2. Вахтенный механик должен иметь необходимую квалификацию в соответствии с положени­-
ями главы III или главы VII, относящимися к обязанностям, связанным с несением вахты в машин­
ном отделении.

ЧАСТЬ 2 - ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЙСА

Общие требования

3. Предстоящий рейс должен планироваться заранее, принимая во внимание всю имеющую к это-­
му отношение информацию, а любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса.

4. Старший механик должен, проконсультировавшись с капитаном, определить заранее по­-
требности предстоящего рейса, принимая во внимание потребности в топливе, воде, смазочных
материалах, химикатах, расходных и прочих запасных частях, инструментах, запасах и прочие
требования.

Планирование до начала каждого рейса

5. До начала каждого рейса капитан каждого судна должен обеспечить, чтобы предполагае­-
мый путь из порта отхода до первого порта захода планировался, используя соответствующие
карты и другие навигационные пособия, необходимые для предстоящего рейса, содержащие точ­-
ную, полную и откорректированную информацию в отношении тех навигационных ограничений и
опасностей, которые имеют постоянный или предсказуемый характер, и которые имеют отноше-­
ние к безопасности плавания судна.

Проверка и прокладка запланированного пути

6. По завершении проверки запланированного пути, принимая во внимание всю относящуюся
к нему информацию, запланированный путь должен быть проложен на соответствующих картах и
быть постоянно доступным для вахтенного помощника капитана, который, до того, как лечь на
соответствующий курс, обязан проверить его.

Отклонение от запланированного пути

7. Если в ходе рейса принято решение об изменении следующего порта захода или если необ­ходимо отклониться существенно от запланированного пути по другим причинам, измененный путь должен прорабатываться заранее, до того как он будет существенно изменен.

ЧАСТЬ 3 - НЕСЕНИЕ ВАХТЫ В МОРЕ

Принципы, относящиеся к несению вахты в целом

8. Стороны должны обращать внимание компаний, капитанов, старших механиков и вахтенно­-
го персонала на следующие принципы, которые должны соблюдать для обеспечения того, чтобы
безопасная вахта неслась постоянно.

9. Капитан каждого судна обязан обеспечивать надлежащую организацию несения безопас-­
ной ходовой навигационной вахты. Под общим руководством капитана вахтенные помощники от-
вечают за безопасное судовождение во время своей вахты, когда они ответственны особенно за
предотвращение столкновения и посадки на мель.

10. Старший механик каждого судна обязан, проконсультировавшись с капитаном, обеспечи­-вать надлежащую организацию несения безопасной вахты в машинном отделении.

Защита морской окружающей среды

11.Капитан, лица командного и рядового состава должны представлять себе серьезные по­-
следствия эксплуатационного или аварийного загрязнения морской окружающей среды и обяза­-
ны предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения такого загряз­-
нения, особенно в рамках соответствующих международных и портовых правил.


ЧАСТЬ 3-1 - ПРИНЦИПЫ НЕСЕНИЯ ХОДОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ВАХТЫ


Вахтенный помощник капитана является представителем капитана и постоянно несет глав­-
ную ответственность за безопасное плавание судна и соблюдение Международных правил пре-
дупреждения столкновений судов в море 1972 года.

Наблюдение

12. Надлежащее наблюдение должно постоянно вестись в соответствии с правилом 5 Между­-
народных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с целью:

1) поддержания постоянного состояния готовности путем визуального и слухового на­-
блюдения, а также всеми другими имеющимися средствами в отношении любого
значительного изменения в оперативной обстановке;

2) всесторонней полной оценки обстановки и риска столкновения, посадки на мель и
других навигационных опасностей;

3) обнаружения морских или воздушных судов, терпящих бедствие, лиц, потерпев­-
ших кораблекрушение, затонувших судов, обломков и прочих опасностей для су­-
доходства.ъ

14. Наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание надлежаще­-
му наблюдению, ему нельзя поручать никаких обязанностей, которые могут помешать ему вы-­
полнять эту задачу.

15. Обязанности наблюдателя и рулевого различны; рулевой, стоящий на руле, не должен счи­-
таться наблюдателем; это положение не распространяется на малые суда, при условии беспре­-
пятственного кругового обзора с места рулевого, отсутствия ухудшения видимости в ночное вре­-
мя или каких-либо иных помех ведению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный
помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии, что в каждом
таком случае:

1) обстановка тщательно оценена, и установлено без сомнения, что это безопасно;

2) полностью учтены все соответствующие факторы, включая следующее, но не огра-

ничиваясь этим:

· состояние погоды; видимость;

· интенсивность судоходства;

· близость навигационных опасностей; и

· необходимость повышенного внимания, необходимого при плавании в райо­нах систем разделения движения, или вблизи них; и

4) имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда это­го потребует изменившаяся обстановка.

16. При определении того, достаточен ли состав ходовой навигационной вахты для обеспече­-
ния постоянного надлежащего наблюдения, капитан должен принимать во внимание все соответ-­
ствующие факторы, включая указанные в данном разделе Кодекса, а также следующие факторы:

1) видимость, состояние погоды и моря;

2)
интенсивность судоходства и другие виды деятельности, происходящие в районе
плавания судна;

3) необходимость повышенного внимания при плавании в или вблизи систем разделе­-
ния движения или других мер по установлению путей движения судов;

4) дополнительную нагрузку, вызываемую характером функций судна, немедленными
эксплуатационными требованиями и предполагаемыми маневрами;

5) годность к выполнению обязанностей любого члена экипажа, назначенного в состав
навигационной вахты;

6) знание и уверенность в профессиональной компетентности лиц командного соста­-
ва и экипажа судна;

7) опыт каждого вахтенного помощника и его знание оборудования судна, процедур и
маневренных характеристик судна;

8) работы, совершаемые на судне в любое конкретное время, включая радиосвязь и
возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае необходимости;

9) рабочее состояние приборов и органов управления на мостике, включая системы
аварийно-предупредительной сигнализации;

10) управление рулем и гребным винтом и маневренные характеристики судна;

11) размеры судна и обзор с места, с которого обычно управляется судно;

12) конфигурация мостика в той мере, в которой такая конфигурация может препятство­вать вахтенному обнаруживать зрительно или на слух любое изменение в окружаю­щей обстановке; и

13) любое другое соответствующее требование, процедуру или руководство, относя­щиеся к организации вахты и готовности к выполнению обязанностей, принятые Организацией.

Организация вахты

17. При определении состава вахты на ходовом мостике, который может включать соответ­-
ствующих лиц рядового состава, должны, среди прочего, учитываться следующие факторы:

1) непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;

2) состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;

3) близость навигационных опасностей, которые могут потребовать от вахтенного по­-
мощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;

4) использование и техническое состояние навигационных средств, таких как радио­-
локатор или электрорадионавигационные средства, а также любого иного оборудо­-
вания, влияющее на безопасность плавания;

5) наличие на судне автоматического рулевого управления;
6} несение на судне радиовахты;

7) органы управления машинным отделением с периодически безвахтенным обслужи­-
ванием, сигнализация и индикаторы, предусмотренные на мостике, процедуры их
использования и ограничения; и

8) любые необычные требования во время несения ходовой навигационной вахты, ко­-
торые могут быть вызваны особыми обстоятельствами эксплуатации.

Принятие вахты

18. Вахтенный помощник капитана не должен передавать вахту заступающему на вахту помощ­-
нику, если имеется основание полагать, что последний не в состоянии должным образом выпол­-
нять обязанности по несение вахты, и в этом случае он должен уведомить об этом капитана.

19. Заступающий на вахту помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты
способен выполнять полностью свои обязанности, в частности, полностью адаптирован к усло­-
виям ночного наблюдения; Заступающий на вахту помощник не должен принимать вахту до тех
пор, пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.

20. До принятия вахты, заступающие на вахту вахтенные помощники должны удостовериться
в счислимом или истинном местоположении судна и подтвердить его проложенный путь, курс и
скорость, а также положения органов управления машинных отделений с периодически безвах­-
тенным обслуживанием, и должны учесть любые навигационные опасности, которые могут встре­-
титься во время их вахты.

21. Заступающие на вахту помощники должны лично удостовериться в отношении:

1) распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся плава­-
ния судна,

2) местоположения судна, его курса, скорости и осадки;

3) преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влия­-
ния этих факторов на курс и скорость;

4) процедур использования главных двигателей для осуществления маневра, если глав­-
ные двигатели управляются с мостика; и

5) навигационной обстановки, включая нижеследующее, но не ограничиваясь этим:

1) рабочее состояние всего навигационного оборудования и оборудования по
безопасности, которое используется или, возможно, будет использоваться в
течение вахты;

2) поправки гиро- и магнитных компасов;

3) наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления
которых можно ожидать;

4) условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты; и

5) возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осад­-
ки от скорости судна на запас воды под килем.

22. Если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от ка­-
кой-либо опасности, сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет
полностью закончено.

Наши рекомендации