Обозначение мягкости согласных. Разделительный мягкий знак
II 1 , Ё, Ю,Я | Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными... | ||
Mm ким знаком | Если согласный звук произносится мягко и после него нет гласных, обозначающих мягкость, то его мягкость в этом случае обозначается... | ||
Гость, зверь, нигрь, мед- iH iii,, мать | Запиши слова в единственном числе: гости — ..., звери — ..., двери — ..., медведи — ..., матери —.... | ||
Пальба, борь- Ъ, мольба, |Ш11>ба, мо- || 11Ъба | Образуй от данных слов существительные с мягким знаком в середине слова: палить — ..., бороться — ..., молить — ..., ходить — ..., молоть — .... | ||
\ ныстик, 1М|ЮСТИК, ПпрТИК | Мягкий знак после мягких согласных пишется не всегда. Образуй отданных слов существительные с уменьшительно-ласкательным значением: хлыст — ..., нарост — ..., борт — .... | ||
114- рн- чк •1ЦМ- | В буквосочетаниях согласных Ч, Щ с другими согласными (НЧ, ЧН, ЧК, ЩН, РЩ) мягкий знак не пишется. Подчеркни буквосочетания, в которых не пишется мягкий знак: кулончик, баллончик, фургончик; прочный, замочная, вечность; корочка, девочка, бабочка; немощный, хищник; банщик, борщ, блочный, досочка | ||
Шмм.ка, спор- ПК, свечка, ■|Нк ьба | Запиши слова, вставляя, где нужно, мягкий знак. Где он не нужен, соедини буквы: бан..ка (русская), спор..щик, свеч..ка, прос..ба | ||
Стекольщик, кольчатый | Мягкость звука [J1'] перед другими согласными всегда обозначается мягким знаком. Вставь пропущенные буквы: стекол..щик, кол..чатый (червь) | ||
Уборщица, болельщик, скоротечный, ночка, угольщик, пальто, спорщик, печник, хлястик, женщина, вместе | Напиши слова, вставляя, где нужно, мягкий знак: убор..щица, болел..щик, скоротеч..ный, ноч..ка, угол..щик, пал..то, спор..щик, печ..ник, хляс..тик, жен..щина, вмес..те | ||
Листья, друзья, вьют, пьют, волчьи, соловьи, шью, лью, перья, заячьи | Если после мягкого согласного звука слышится сочетание звуков [й'А], [й'О], [й'Э], [й'И], [л;у], то после согласного звука перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю пишется разделительный мягкий знак. Вставь, где нужно, разделительный мягкий знак: листя, друзя, вют, пют, волчи, солови, шю, лю, перя, заячи | ||
Рефлексия
(Взаимопроверка. Обмен тетрадями, проверка работ по обр;п цу на доске. Учащиеся исправляют ошибки карандашом, затем оценивают себя с помощью «светофора».)
Подведение итогов урока
17. Какие орфограммы отрабатывали на уроке?
18. Интересно вам было выполнять такое задание?
19. Что не получилось?
20. Где допустили ошибки?
21. Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Придумать диктант для соседа: по пять слов на каждую ор фограмму.
ЧАСТИ РЕЧИ
Урок Что такое части речи?
Цель: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть в окружающем мире и на рисунке слова — названия предметов, названия признаков, слова — названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.
Ход урока I. Организационный момент
II Актуализация знаний
Словарная работа
—Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь.) —Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? {У них разный язык.)
—Как вы понимаете смысл пословиц? (Ответы детей.) Язык до Киева доведет.
Язык царствами ворочает.
—Назовите словарное слово в этих пословицах. (Язык.)
—Напишите слово, подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную.
—Сколько значений у этого слова? Назовите их.
Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед.
А. С. Пушкин
Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.) лес темный зеленеет
снежинка легкая падает
солнышко яркое светит
—По какому признаку слова распределены в три столбика? (В первом столбике слова отвечают на вопрос кто?, во втором столбике — на вопрос какой?, в третьем столбике — на вопрос что делает?.)
—Что обозначают слова первого, второго, третьего столбика?
—Какую роль они играют в русском языке? . —Кто определит тему урока?
Работа по теме урока
—Откройте учебник на с. 39. —Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч.)
—Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова. (Кто'?)
—Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый.)
—Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный.)
—Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться.)
—Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь. (Из слов.)
—Прочитайте задачи раздела.
Упр. 68 (с. 40).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
—Прочитайте правило тетушки Совы.
—Какие названия имеют части речи?
Блок-схема (с. 41).
Мы отправляемся в путешествие по стране Части Речи. Нас будут сопровождать герои книг Татьяны Рик — Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница Светлана Даниловна.
Рассмотрите схему на с. 41. —Какие жители есть в этой стране? —Как они называются одним словом? (Слова-названия.)
(Учитель читает отрывок об Имени Существительном и показывает рисунок волшебника.)
—Какой волшебный предмет был у Имени Существительного? (Волшебная палочка.)
(Учитель вывешивает иллюстрацию к этому отрывку.)
—Во что он превращался с помощью ее? (Он превращался в любые предметы.)
—Рассмотрите схему. —Что обозначают имена существительные? —На какие вопросы они отвечают?
(Учитель читает отрывок из второй книги.)
—Каких слов много в речи Имени Прилагательного? (Много слов, отвечающих на вопросы какая? какое? какой? какие?.)
—Какой волшебный предмет есть у этой части речи? (Волшебная кисть.)
—Что происходило с предметами, которых касается кистью Имя Прилагательное? (У них появлялись какие-то признаки.)
—Пройдем по второй стрелке на схеме в учебнике. —Что обозначают имена прилагательные? —На какие вопросы они отвечают?
—А теперь сходим в гости к Глаголу.
(Учитель читает отрывок из следующей книги. Затем вывешивает иллюстрацию из книги.)
—Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? (У него много рук и ног, он все время что-то делает.)
—Пройдем по третьей стрелке на схеме учебника. —Что обозначают глаголы? —На какие вопросы отвечают?
—С какими жителями страны Части речи вы познакомились?
Физкультминутка
Упр. 69 (с. 41).
(Коллективное выполнение.) Упр. 70 (с. 42).
(Выполняется в парах или группах.)
Рефлексия
( Запись под диктовку.) JIьет сильный дождь.
—Напишите над словами, какую часть речи они обозначают. (Один ученик читает предложение орфографически, называет части речи. Класс проверяет и оценивает.)
Подведение итогов урока
—В какой стране вы сегодня побывали? —Чем вам понравился урок? —Что не получилось при проверке знаний? —Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 71 (с. 42).
Урок Что такое части речи?
Цель: формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать слова- названия предметов, слова — названия признаков, слова -названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Орфографическая минутка (На доске запись.)
Дни стали ненастные, ночи х.олодеют. На ог..родах нач..ли убирать ов-.щи. Сначала убрали ..гурцы-голыши. Потом лу(к,г) в бумажных рубашках. Потом сняли ябл..ки-матрешки. Убрали репу, м..рковку, свеклу. Одна к..пуста осталась. Она х..лода не боится.
—Прочитайте предложения, записанные на доске. Можно ли назвать их текстом?
—Как можно озаглавить текст?
—Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Выполняется устно.)
Словарная работа
Выпишите из текста, что убирали на огородах.
—К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
—Какое слово лишнее? Почему? {Яблоки, так как относится к фруктам.)
—Как назвать одним словом остальные слова - названии предметов? {Овощи.)
—Напишите это словарное слово, подчеркните непроверяемую гласную.