Урок 102. Разделительный мягкий знак. Тест «Разделительный мягкий знак»

Цели: формировать навыки правописания слов с разделитель­ным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место орфограммы «Разделительный мягкий знак в слове»; писать словa с разделительным мягким знаком; переносить слова с мяг­ким знаком; проверять собственный и предложенный текст, на­ходить и исправлять орфографические ошибки.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

(Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке, дети показывают букву, которую надо запомнить.) Г..род, д..ревня, з..вод, М..сква, Р..ссия, ру..кий, ул..ца, ..зык.

—В какую тематическую группу можно объединить эти слова? (Ответы детей.)

Самоопределение к деятельности

—О какой букве написано правило в стихах?

—Что за буква, кто узнает, Звука не обозначает. Может только показать,

Как согласную читать. (Это буква мягкий знак.)

—О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотворении? {Мягкий знак — показатель мягкости.)

—Послушайте следующее стихотворение об этой букве.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жилье — Перед Я, И, Е, Ю, Ё.

—Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разде­лительный мягкий знак.)

—Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Физкультминутка

А сейчас все дружно встали, Отдохнем, как на привале. Вправо, влево повернись, Наклонись и поклонись! Руки вверх, руки вбок И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы, ребятишки!

Работа по теме урока

Предупредительный диктант Упр. 67 (с. 38).

Рефлексия

—Выпишите только те слова, в которых надо поставить раз­делительный мягкий знак. Разделите их для переноса. Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я. (Взаимопроверка. Взаимооценка..)

Подведение итогов урока

—Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?

—Какое задание вам было интересно выполнять?

—Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 65 (с. 37).

Урок 103. Контрольное списывание

Цели: проверить умение каллиграфически правильно списы­вать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов; определять место орфограммы в слове; безошибочно списывать текст с орфографическим прого- вариванием; проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Ход урока

Организационный момент

Работа по теме урока

Кораблик

Наступил теплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает ча­стая капель. На клене надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручеек. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.

Прочитайте текст.

—Какие правила списывания текста вы помните?

—Какое чтение при списывании текста вы будете использо­вать: орфоэпическое или орфографическое?

—Спишите текст. В первом предложении подчеркните глав­ные члены. В третьем предложении поставьте ударение.

Рефлексия

—Какие умения мы совершенствовали на уроке?

—Кто сделал ошибку?

—Удалось ли вам найти собственные ошибки при проверке текста?

Подведение итогов урока

—Над какими качествами характера надо работать, чтобы не допускать ошибок при списывании?

—Кто доволен качеством своей работы?

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению. Найти загадки о зимних играх.

Урок 104. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

Цели: формировать умение связно излагать свои мысли на письме; способствовать развитию речи и мышления учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описания, повествования; соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников; самостоятельно озаглавливать текст; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Оборудование: картинки, слайды или фоторепродукции, де­монстрирующие зимние игры детей.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Весело, быстро, ветер, девочка, декабрь, лопата, ребята, февраль, январь.

—Спишите слова, поставьте ударение, определите опасное место.

—В какую тематическую группу можно объединить эти слова?

Орфографическая минутка

(Письмо под диктовку. Индивидуальный опрос у доски. Взаи­мопроверка.)

Мороз сковал речку льдом. Ребята взяли коньки. Ветер дует в лицо. Весело зимой!

Наши рекомендации