Урок 14. Разделительный мягкий знак

Цели: развивать умение писать слова с разделительным мягким знаком; наблюдать над составными частями текста и связью между ними; формировать умение пользоваться красной строкой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие предложения с предложенными словосочетаниями вы составили?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

щука, тарелка, ландыш, малина.

р п ц ?

– Какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания? (Щука – рыба, поэтому стоит буква р, тарелка – посуда, поэтому стоит буква п, ландыш – цветок, стоит буква ц, малина – кустарник, значит, будем писать букву к.)

Возможен вариант ответа: малина – ягода.

Учитель принимает оба ответа и просит подумать, какую же букву записать на минутке чистописания; обращает внимание детей на предыдущие буквы – они согласные. Значит, правильный вариант ответа – кустарник, это слово начинается с согласной буквы.

Кк Ккк Кккк …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Повторение правила о разделительном мягком знаке.

1. На доске записано стихотворение Н. М. Бетеньковой:

Осень, осенью, деньки,

Мальчик, окунь, окуньки,

Колья, стулья и скамья,

Крылья, братья и семья.

Расскажи, зачем и как

Служит в речи мягкий знак.

– Прочитайте стихотворение.

– Запишите слова с мягким знаком в два столбика. Разделить на две группы слова вам помогут последние две строчки стихотворения.

Урок 14. Разделительный мягкий знак - student2.ru

– Встаньте, пожалуйста. Проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в них мягкий знак – показатель мягкости согласных, то вы сделаете наклон назад, а если разделительный мягкий знак, то вы наклонитесь вперед.

Учитель называет слова: пьют, печенье, письмо, Дарья, жильё, пальто, маленький, сладенький, вьюга, бьёт, конь, осенью, стрельба, бельё, пеньки, гулянье.

2. Измените слова по числам.

Вариант I Вариант II
Клин, перо, стул, брат, крыло, воробей, дерево, улей. Соловей, звено, колос, ручей, полено, сын, сук, перо.

– После каких букв и перед какими пишется разделительный мягкий знак?

V. Работа над текстом.(Упр. 58.)

VI. Итог урока.

– Когда пишется разделительный мягкий знак? Приведите свои примеры.

Домашнее задание. Упражнение 57.

Урок 15. Звонкие и глухие согласные звуки.
Обозначение их буквами

Цель: развивать умение проверять и правильно писать слова с парными согласными на конце.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие слова вы подчеркнули?

– После каких букв и перед какими пишется разделительный мягкий знак?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: фла.., утю.., кру.., вра.., дру...

– Посмотрите внимательно на слова. Кто догадался, какую букву вы будете писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву г, она является орфограммой во всех этих словах: флаг – флаги, утюг – утюги и т. д.)

Ггк Ггкгк Ггкгкгк …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Большая и маленькая буквы г сочетаются с парной согласной к, количество строчных букв г, к каждый раз увеличивается на одну.)

IV. Закрепление изученного.

– Отгадайте загадку:

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

– Найдите слово месяц в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.

месяц Урок 14. Разделительный мягкий знак - student2.ru

– Составьте (устно) предложения с этим словом.

– Спишите с доски предложение.

– Подчеркните главные члены предложения.

Весело сияет месяц за окном.

Наши рекомендации