Урок 14. Разделительный мягкий знак
Цели: развивать умение писать слова с разделительным мягким знаком; наблюдать над составными частями текста и связью между ними; формировать умение пользоваться красной строкой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие предложения с предложенными словосочетаниями вы составили?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
щука, тарелка, ландыш, малина.
р п ц ?
– Какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания? (Щука – рыба, поэтому стоит буква р, тарелка – посуда, поэтому стоит буква п, ландыш – цветок, стоит буква ц, малина – кустарник, значит, будем писать букву к.)
Возможен вариант ответа: малина – ягода.
Учитель принимает оба ответа и просит подумать, какую же букву записать на минутке чистописания; обращает внимание детей на предыдущие буквы – они согласные. Значит, правильный вариант ответа – кустарник, это слово начинается с согласной буквы.
Кк Ккк Кккк …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Повторение правила о разделительном мягком знаке.
1. На доске записано стихотворение Н. М. Бетеньковой:
Осень, осенью, деньки,
Мальчик, окунь, окуньки,
Колья, стулья и скамья,
Крылья, братья и семья.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак.
– Прочитайте стихотворение.
– Запишите слова с мягким знаком в два столбика. Разделить на две группы слова вам помогут последние две строчки стихотворения.
– Встаньте, пожалуйста. Проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в них мягкий знак – показатель мягкости согласных, то вы сделаете наклон назад, а если разделительный мягкий знак, то вы наклонитесь вперед.
Учитель называет слова: пьют, печенье, письмо, Дарья, жильё, пальто, маленький, сладенький, вьюга, бьёт, конь, осенью, стрельба, бельё, пеньки, гулянье.
2. Измените слова по числам.
Вариант I | Вариант II |
Клин, перо, стул, брат, крыло, воробей, дерево, улей. | Соловей, звено, колос, ручей, полено, сын, сук, перо. |
– После каких букв и перед какими пишется разделительный мягкий знак?
V. Работа над текстом.(Упр. 58.)
VI. Итог урока.
– Когда пишется разделительный мягкий знак? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Упражнение 57.
Урок 15. Звонкие и глухие согласные звуки.
Обозначение их буквами
Цель: развивать умение проверять и правильно писать слова с парными согласными на конце.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие слова вы подчеркнули?
– После каких букв и перед какими пишется разделительный мягкий знак?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: фла.., утю.., кру.., вра.., дру...
– Посмотрите внимательно на слова. Кто догадался, какую букву вы будете писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву г, она является орфограммой во всех этих словах: флаг – флаги, утюг – утюги и т. д.)
Ггк Ггкгк Ггкгкгк …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Большая и маленькая буквы г сочетаются с парной согласной к, количество строчных букв г, к каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Закрепление изученного.
– Отгадайте загадку:
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обгоняют. (Месяцы.)
– Найдите слово месяц в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
месяц
– Составьте (устно) предложения с этим словом.
– Спишите с доски предложение.
– Подчеркните главные члены предложения.
Весело сияет месяц за окном.