Начало революции 1917 года.
Предпосылки революции: трудности и кризисы.
1) Чем больше менялась страна, тем яснее становилось, что ее верховный правитель теряет способность правильно оценивать обстановку и принимать необходимые решения. Многим даже казалось, что он живет в каком-то иллюзорном мире и далеко не всегда действует, руководствуясь разумными соображениями. Склонность Николая и — особенно — его жены Александры Федоровны к мистике, их доверчивость к различного рода «провидцам» были известны и раньше; у многих постепенно сложилось убеждение, что взгляды и действия венценосной семьи определяют совсем не государственные интересы России, а иррациональные мечтания и надежды.
2) Непоправимый урон авторитету монархии наносил появившийся близ трона Григорий Распутин (его влияние во дворце скандально росло с каждым годом).
3) В затянувшейся войне на долю населения России выпало меньше тягот, чем в какой-либо из других воюющих европейских держав: процент человеческих потерь был меньше, чем во Франции или в Германии (численность населения страны за годы войны даже выросла); из-за прекращения хлебного экспорта продовольственных запасов было достаточно (в то время как в Германии, например, свирепствовал голод). Материальных ресурсов для продолжения войны хватало. Но разруха на транспорте, падение курса рубля в 5 раз, перебои с продовольствием в столицах — Петрограде и Москве — грозили народными возмущениями.
4) Подспудное вызревание новой смуты ощущалось многими. В думских и придворных кругах делались попытки предупредить взрыв снизу: монархисты убили Распутина, был организован заговор с целью смещения с трона Николая II, но заговорщики опоздали.
5) Некоторые политические силы Запада также оказали влияние на отношение к царской власти. Союзники по Антанте — Англия и Франция — все меньше доверяли Николаю II и стремились найти для России нового более решительного лидера для окончания войны. Германия, напротив, тайно поддерживала те политические силы России, которые могли бы заключить с ней сепаратный мир и вывести Россию из войны.
6) Кроме всего, перед Россией стояли задачи, не решенные революцией 1905-07 гг. (см.)
Февральское восстание.
Стихийно вспыхнувший 23 февраля бунт женщин и рабочих Петрограда, а затем и войск столичного гарнизона в несколько дней разрушил государственную систему Российской империи. 27 февраля 1917 г. столица была уже в руках восставших, формировались новые органы власти. 2 (15) марта 1917 г. Николай II в Пскове отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, который 3 (16) марта также отказался от престола.
Телеграммы о крушении монархии привели к немедленному развалу всех органов старой власти. Воюющая держава осталась без управления. Со 2 марта Временное правительство пыталось создать свои, новые государственные органы; тем временем в городах, а потом и в сельской местности избирались советы; двоевластие распространилось по всей стране.
Двоевластие.
1) Думские лидеры спешно составили новое правительство. Оно было названо Временным, так как править должно было только до созыва всенародно избранного Учредительного собрания, которому предстояло определить новый политический строй страны и порядок формирования постоянных органов власти. Временное правительство первые полгода контролировали либералы. Программа деятельности Временного правительства: а) амнистия по политическим и религиозным делам, б) демократические свободы, в) замена полиции народной милицией, г) выборы в органы местного самоуправления, д) обеспечение строгого соблюдения законодательства, е) наделение крестьян землей на «разумных началах» (без грабежей), ж) введение всеобщего образования, з) равенство языков и национальных культур, и) верность союзническому долгу.
2) Одновременно на заводах и в казармах прошли выборы в Петроградский совет, который на первых порах фактически стал параллельным правительством. В советы рабочие, солдаты и крестьяне избирали в основном социалистов. В подчинении Советов находилась рабочая милиция — Красная гвардия, что имело огромное значение. Совместно с правительством был издан Приказ № 1 по Петроградскому гарнизону о демократизации армии, приведший к вовлечению армии в политическую жизнь, что в условиях войны было чрезвычайно опасно.
Новые власти нерешительно проводили ожидаемые в стране реформы. Промедление в проведении давно назревших преобразований определялось не только постоянными спорами либералов и социалистов, но и тем, что затевать реформы во время войны было смертельно опасно. Кроме того, почти все партии боялись взять на себя ответственность за последствия реформ во время войны.