Билет № 22 «Проблемы формирования политической культуры в России»
Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.
Во-вторых, это особая роль общины и традиций взаимо - устройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации.
В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка.
В-четвертых, это особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации.
В-пятых, вследствие известных исторических условий развития России в XX в. левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.
В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях.
В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.
В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привелегий.
В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых.
В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.
В целом российская политическая культура на пороге XXI в. является переходной от авторитарно - этатистской, «подданническое - партисипаторной» к демократической, гражданской культуре.
Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората.
Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов в Государственную Думу и на президентских выборах (до 70% избирателей) — позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества.
Форма государства
Формы правления:
a. Монархия (абсолютная, конституционная)
b. Республика (президентская, парламентская)
В современном обществе наблюдается ослабевание принудительной и идеологической функций государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов. Выделяют два общих типа государства. Монархия — форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным случаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером.
Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают личными и политическими правами
Черты президентской модели республики:
—президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента;
—президент является главой государства и главой правительства;
—президент, как глава исполнительной власти, формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует;
—президент в качестве главы государства ответствен непосредственно перед народом;
—президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях.
Парламентская республика:
—правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;
—отождествление воли парламентского большинства с волей народа;
—правительство следует этой воле;
—плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти;
—формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии.
Для смешанной формы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик:
—президент избирается всенародным голосованием;
—правительство формируется президентом и утверждается парламентом;
—правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом;
—президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях;
—полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством.
Россия является государством со смешанной формой правления.
Вопрос 24
Политические конфликты – столкновение противоположных общественных сил.
Уровни:
1) межличностный
2) групповой
3) подсистемный
4) региональный
5) глобальный
Хороши тем, что: стабил. Роль, разрешение противоречий, лучшее познание.
Плохи тем, что: безинтеграция, гибель людей, ликвидация материальных ценностей, неблагоприятные изменения в отношениях.