Эффективность государственной службы
На повышение эффективности государственного управления и нацелены Федеральная программа по реформированию государственной службы Российской Федерации и осуществляемая в стране административная реформа. Поэтому сейчас так важен учет исторического опыта становления государственного управления в стране для совершенствования всей системы современной российской государственности, поиска путей и механизмов перевода ее в состояние, более адекватное новым социальным и политическим условиям.
В административном управлении эффективность определяется как отношение чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат. Критерии эффективности государственной службы представляют собой те признаки, стороны проявления управления, посредством анализа которых можно определить уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Наиболее обобщающими являются критерии общей социальной эффективности государственной службы.
Модели оценки эффективности государственной службы:
■ схема «ресурсное обеспечение управленческой деятельности ‒ затраты ‒ результат» ‒ выделение роли ресурсов обеспечения и затрат в повышении эффективности управленческой деятельности;
■ модель эффективности организации Р. Лайкерта‒ эффективность представляет собой сложное взаимодействие различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий и социально-экологический. Так, по мнению Лайкерта, эффективность определяют три группы факторов: 1) внутриорганизационные ‒ формальная структура организации, экономическая база и социальная политика, профессионально-квалификационный состав персонала; 2) промежуточные переменные ‒ человеческие ресурсы организации, организационный климат, методы принятия решений, уровень доверия к руководству, способы стимулирования и мотивации к деятельности; 3) результирующие переменные ‒ рост или падение производительности труда, степень удовлетворенности запросов потребителей;
■ по степени защищенности сбалансированных интересов общества и государства ‒ согласно данному подходу, эффективность государственной службы выражается в расширении возможностей активной гражданской жизни каждого человека и всего общества. Одним из оснований для определения эффективности государственной службы является уровень социального партнерства политико-административной элиты и населения в системе государственного управления;
■ в зависимости от наличия оптимальной парадигмы административно-политического управления;
■ в зависимости от наличия региональной бюрократии, служащей обществу, т.е. такой, которая находится под реальным контролем общества, выражает интересы общественного прогресса, минимальна по своим количественным и качественным параметрам.
Критерии эффективности заключаются:
■ в степени соответствия направлений, содержания результатов деятельности управленческих структур и государственных служащих тем параметрам, которые определены функциями и статусом государственного служащего;
■ законности решений и действий управленческих структур и государственных служащих, соблюдении правовых и иных установленных норм;
■ реальности влияния управленческой деятельности на состояние и развитие объектов управления;
■ глубине учета и выражения в управленческих решениях и действиях потребностей, интересов и целей людей;
■ характере и объеме взаимосвязей с трудовыми коллективами, организациями, социальными группами, т.е. в демократизме деятельности;
■ мере авторитетности решений и действий управленческих структур и государственных служащих;
■ правдивости и целесообразности управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и государственными служащими;
■ нравственном влиянии управленческой деятельности на внешнюю среду.
В последнее время при оценке эффективности государственной службы акцент смещается в сторону факторов социокультурного и духовного развития.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, в который включаются показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом РФ и Правительством РФ, а специфические показатели‒ правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций[29].
Обобщенные показатели результативности характеризуют эффективность деятельности органа исполнительной власти, которая направлена на достижение социально-экономических приоритетов. Согласно постановлению Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», социально-экономические приоритеты формируются субъектами бюджетного планирования в бюджетных докладах и являются ориентирами при определении показателей результативности деятельности госслужащих. Таким образом, за основу берется взаимосвязь целей и задач органа власти, с одной стороны, и показателей результативности ‒ с другой. При этом каждому показателю результативности должна быть однозначно противопоставлена определенная цель или задача субъекта бюджетного планирования, а также закреплено целевое значение показателя эффективности и результативности.
Согласно законодательству, можно выделить следующие четыре группы показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, характеризующие:
1) эффективность и результативность деятельности государственного органа (показатели конечного эффекта);
2)качество принятия и исполнения управленческих и иных решений (показатели непосредственного результата);
3)правовое, организационное и документационное обеспечение исполнения указанных решений (показатели процессов)[30].
Показатели конечного эффекта должны определять степень достижения определенной цели (задачи государственного органа) и представлять собой количественно измеренное состояние целевой группы, на которую направлена деятельность государственного органа и (или) гражданского служащего.
Показатели непосредственного результата должны определять объем, основные параметры и качество выполнения мероприятий, направленных на достижение определенной цели (задачи государственного органа), а также отражать эффективность исполнения определенных задач, работ и видов деятельности гражданского служащего.
Формулировки и целевые значения для каждого показателя эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности могут определяться специальной комиссией, в которую должны входить руководители структурных подразделений государственного органа, ответственные за достижение обобщенных и специфических показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа.
Таким образом, установленные для конкретных государственных гражданских служащих показатели результативности могут включаться в результативные контракты. При заключении результативного контракта можно предусмотреть условия и размеры дополнительных выплат гражданским служащим в зависимости от степени достижения показателей результативности, тем самым создав мотивационные стимулы к их достижению.
Как видно, данный подход представляет не абстрактную систему показателей, а реально работающий механизм, связывающий деятельность гражданских служащих с эффективностью и результативностью работы органа власти и стимулирующий гражданских служащих к эффективной служебной деятельности.