Юридическая ответственность

Основы права. 5.10.11

Основания наступления юридической ответственности – обстоятельства, наличие которых делают её возможной.

Основания юридической ответственности:

1) Фактическое - предписания нарушенной нормы права(гражданский кодекс), которые предусматривают вид юрид ответственности и решение правоприменительного органа(прокуратура, суд, полиция)

2) Юридическое – само правонарушение, при этом лицо может быть привлечено к юридической ответственности только при наличии в его деянии всех элементов состава правонарушения (объект, субъект, объектив. сторона, суб. сторона)

II. цели и функции юрид ответственности

Цели юрид отвественности:

1) Охрана существующего строя и общ порядка

2) Воспитание граждан в духе уважения к закону

3) Предупреждение совершения новых правонарушений лицом, уже совершившим его (частная превенция)

4) Предупреждение совершения в будущем нового правонарушения со стороны др лиц – общая превенция

Функции юрид отвественности:

1) Штрафная (репрессивно – карательная)

Выражается в наказании виновного и является средством борьбы против правонарушения(лишение свободы или имущества)

2) Воспитательная

Наказание направлено на воспитание правонарушителя(на его сознание), а также на сознание других лиц.

3) Превентивная (предупредительная)

Призвана обеспечить формирование у субъектов мотивов, побуждающих соблюдать закон, а так же уважать права и законные интересы других лиц

4) Право восстановительная

Направлена на восстановление состояния, которое было до совершения правонарушения, и устранения вреда

III. принципы юридической ответственности

1) Принцип законности

Предполагает юрид ответственность в пределах закона компетентными органами и на основании закона

2) Принцип справедливости

· Нельзя назначить уголовное наказание за проступки.

· Закон, устанавливающий юрид ответственность или усиливающий её, обратной силы не имеет.

· Если вред, причиненный правонарушением, имеет обратимый характер, то юрид ответственность должна обеспечить его восполнение.

· За одно нарушение возможно лишь одно наказание

· Личная ответственность правонарушителя

· Вид и меры наказания зависит от тяжести правонарушения, при этом учитываются отягчающие и смягчающие обстоятельства.

· Недопустима мера наказания унижающая человеческое достоинство

3) Неотвратимость наступления наказания

· Никто не может быть освобожден от юрид ответственности и наказания без законных оснований

· Ни одно правонарушение не должно остаться безнаказанным

4) Целесообразность

· Предполагает соответствие избранной в отношении лица меры воздействия целям юрид ответственности

· Предполагает строгую индивидуализацию карательных мер в отношении правонарушителя в зависимости от тяжести правонарушения с учетом личности правонарушителя, отягчающих и смягчающих обстоятельств

5) Индивидуализация

6) Обоснованность

Проявляется:

· В объективном исследовании обстоятельств правонарушения

· Доказана виновность лица в совершении именно этого правонарушения

· Выявлены отягчающие и смягчающие обстоятельства

· Определена конкретная мера наказания в пределах санкции нормы

IV. виды юридической ответственности

1) Конституционно-правовая

Возникает в результате нарушения конституционных норм и выражается:

· Всегда носит политический характер

· Источником конст ответственности выступает Конституция и др нормативно-правовые акты(НПА) в сфере конституционного регулирования

· Основанием конституционной ответственности выступает нарушение конституционных норм

· Распространяется на опр круг субъектов (органы гос власти, органы местного самоуправления, граждане)

Меры конституционной ответственности:

ü Отрешение от должности президента РФ (93 статья Конституции)

ü Роспуск гос думы, отставка правительства

ü Отзыв посла или депутата

2) Уголовная

· Наступает за совершение преступления и устанавливается в соответствии с уголовным кодексом РФ

· Любой вид уголовного наказания подлежит внесению в уголовный кодекс.

· Применение уголовного закона по аналогии не допускается

· Правонарушитель подлежит уголовной ответственности только при установлении его вины

· Статья Конституции № 49 «обвиняемый не будет считаться виновным до приговора суда»

3) Гражданско-правовая ответственность

· Наступает за совершение деликта (гражданского правонарушения) в рамках гражданского кодекса и др нормативно-правовых актов

· Это прежде всего компенсационный характер

4) Административная ответственность

· Наступает за совершение административного проступка в рамках КоАП РФ(кодекс об административных правонарушениях) и законов субъектов РФ

· Меры (штраф, арест, исправительные работы и тп)

5) Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

6) Материальная ответственность - правовой термин, в общем случае обозначающий обязанность лица возместить ущерб, причиненный другому лицу. В российском праве термин, главным образом, упоминается в контексте трудового права. Материальная ответственность в трудовом праве — это не только обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю (предприятию, учреждению, организации, индивидуальному предпринимателю), но так же и обязанность работодателя возместить ущерб, причиненный работнику(в результате незаконного лишения возможности трудиться, за задержку выплаты заработной платы), либо его имуществу. Виды материальной ответственности- ограниченная и полная.

7) Процессуальная ответственность - вид правовой ответственности, в соответствии с которым суд применяет к правонарушителю предусмотренные санкцией юридической нормы меры государственного принуждения вследствие совершения противоправного действия (бездействия) при отправлении правосудия по гражданским делам.

12.10.11

Понятие Конституционного Права (КП)

Вопросы:

· Понятие, источники и место КП в системе отраслей права

· Понятие и основные черты конституции

· Способы принятия конституции

· Структура текста конституции

(Принести Конституцию)

КП – самостоятельная отрасль российского права (ведущая), регулирующая общественные отношения, складывающиеся по вопросам основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства государства, системы органов государственной власти и местного самоуправления.

v Источники КП:

Ø НПА, действующие на территории всей РФ:

§ Конституция РФ

§ Федерально-конституционные законы (ФКЗ) РФ

§ ФЗ РФ

Ø НПА, действующие на территории субъекта РФ:

§ Конституции субъектов (республики)

§ Уставы (другие субъекты)

§ Законы субъектов РФ

§ Постановления

§ НПА, действующие на территории муниципального образования.

Ø Источники – подзаконные НПА:

§ Указы президента

§ Постановления и распоряжения правительства

§ Регламенты, постановления, положения Государственной Думы и Совета Федераций

Ø Источники КП – декларации(Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина)

Ø Договоры (международные)

Место КП в системе отраслей - КП занимает центральное место в системе отраслей права. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей, которые не могут противоречить конституционному.

Конституция – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами НПА, по средствам которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм осуществления государственной власти и закрепляет охраняемые государством права и свободы, обязанности человека и гражданина.

Отличие конституции от других НПА:

1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается (в РФ конституцию принял народ)

2. Учредительный, первичный характер конституционных установлений

3. Специфика общественных отношений, на которые воздействует конституция – захватывает все сферы жизнедеятельности общества

4. Особые юридические свойства конституции:

a. Верховенство конституции (ч.2 ст.4 КРФ)

b. Высшая юридическая сила (ч.1,2 ст.12 КРФ)

c. Конституция является ядром правовой системы государства. Именно конституция устанавливает какие акты принимаются различными органами, их наименование, юридическую силу, порядок и процедуру принятия.

d. Особая охрана КРФ. (Президентом ст.80, 82; Конституционный суд – рассматривает дела о соответствии законов и других НПА положениям КРФ). Особый усложненный порядок пересмотра и внесения изменений, поправок в КРФ (гл.9 КРФ)

Способы принятия КРФ:

· Учредительное собрание

· Парламент

· Народом, а именно на Референдуме

· Военными властями

· Октроирование конституции (В России Николаем II в 1905г.)

Классификация мировых конституций:

I)

a)Кодифицированные (консолидированные) – представляют собой один документ.

b)Не кодифицированные – представляют собой совокупность законов, принятых в разное время.

II)

a)Писанные – те, которые принимаются в особом, более сложном, чем простые законы, порядке – признаются основными законами и обладают высшей юридической силой.

b)Неписанные – те нормативные документы конституционного характера, которые принимаются так же, как и обычные законы.

III)

a) Временные – действуют некоторый промежуток времени

b) Постоянные

IV)

a) Реальные – отражает действительность

b) Фиктивные - не отражает действительность

В России было 5 Конституций –1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г., 1993 г. (+ 1905 г.)

V)

a) Гибкие - вносятся изменения в таком же порядке, как принимаются обычные законы.

b) Жесткие

Структура КРФ 1993г.:

I)Преамбула (2 раздела, 9 глав, 137 статей)

II)Конституция так же состоит из:

a)Статьи

i) Части (пункты, абзацы с буквенной или цифровой нумерацией)

Д/з: выучить лекцию, + учебник, принести конституцию,

Рубежная аттестация – 26 октября.

Основы конституционного стоя

Вопросы:

1. Понятие основ конституционного строя

2. Характеристика основ конституционного строя.

Конституционный строй – форма или способ организации государства, закрепленная в его конституции, которая обеспечивает подчинение государства праву и характеризует его как конституционное государство.

Основы конституционного строя –основные устои государства, его принципы, которые характеризуют его по форме организации власти, политическому режиму, экономическому устройству, социальным, духовным и иным началам (т.е. характеризует его как конституционное государство).

Первое положение является главным.

О.к.с.:

1. Политические о.к.с.

a. РФ – демократическое государство (ст.1, ч.1 КРФ). Демократизм выражается в:

i. Народовластии (ч.1 ст.3 КРФ). Народный суверенитет – это когда народ ни с кем не делит власть, а осуществляет ее непосредственно (референдум или опосредованно через органы государственной власти, например выборы представительных органов федерального собрания, законодательных и представительных органов субъектов РФ, местного самоуправления). ч.4.ст.3 КРФ - присвоение власти, это тоже часть народного суверенитета.

ii. Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (Монтескье, Локк) ст.10 КРФ

iii. Политическом многообразие (плюрализм) (ст.13 ч.3 КРФ)

iv. В местном самоуправлении (ст.12 КРФ)

b. Человек, его права и свободы – является высшей ценностью для государства (ст.2 КРФ)

c. РФ – правовое государство (ч.1 ст.1 КРФ). Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым должны подчинятся все без исключения. Важнейшим принципом правового государства является верховенство права.

d. РФ – федеративное государство (ч.1 ст.1 РФ). В состав РФ входят: республики, края, области, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов:

i. государственная целостность

ii. единство системы государственной власти

iii. разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ (о.г.в.) и о.г.в. субъектов РФ

iv. равноправие и самоопределение народов РФ

v. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

e. РФ – суверенное государство. Выражается в:

i. Верховенстве государственной власти

ii. В ее единстве

iii. В ее независимости

2. Экономические и социальные (социально-культурные) о.к.с.

a. Экономическая основа (ст.8 КРФ)

b. РФ – социальное государство (ст.7 КРФ)

3. Духовные о.к.с.

a. Идеологический плюрализм (ст.13 ч.1,2 КРФ)

b. Светское государство (ст.14 КРФ)

Права и свободы человека и гражданина

Универсальные, личные права и свободы человека и гражданина

Политические права и свободы

Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина

Обязанности человека и гражданина

Д.з. – международные документы в области прав и свобод человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.)

Универсальные, личные права и свободы человека и гражданина:

Правовой статус (правовое положение) человека и гражданина – совокупность его прав и обязанностей, а так же правовых факторов (гражданство, принципов, гарантий прав и свобод).

Личные универсальные (гражданские)права и свободы человека и гражданина (ст.20-28, 48-52 КРФ).

Специфика личных прав и свобод человека и гражданина:

1. Эти права и свободы существуют для каждого и напрямую не связаны с гражданством.

2. Они не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения

3. Эти права и свободы необходимы для охраны жизни, здоровья, свободы и достоинства человека и гражданина как личности.

Право на жизнь (ст.20 КРФ).

Право на государственную охрану достоинства личности (ст.21 КРФ).

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 КРФ).

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений (ч.2 ст.23 КРФ).

Право каждого на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23 и ст.24 КРФ)

Право на неприкосновенность жилища (ст.25 КРФ)

Право определять и указывать национальную принадлежность (ст.26 КРФ)

Право на пользование родным языком, на свободу выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26 КРФ)

Право на свободу передвижения, места жительства и места пребывания в пределах территории РФ

Свобода совести и вероисповедание (ст.28 КРФ)

Свобода мысли и слова , право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым свободным способом. (ст.29 КРФ)

Д.з. по учебнику посмотреть тему «Права и свободы человека и гражданина»

Политические права и свободы – это права и свободы тесно связаны с гражданскими (ст.2 КРФ) – признание, защита политических прав и свобод.

  1. Право участвовать в управлении делами государства (ст.32 КРФ). Данное право осуществляется гражданами опосредованно и непосредственно (участие в Референдуме, участие в выборах)
  2. Право граждан обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 КРФ)
  3. Право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов (ст.30 КРФ)
  4. Право собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31 КРФ)

Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина (ст.34-44 КРФ)

  1. Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34 КРФ)
  2. Право частной собственности (ст.35, 36 КРФ)
  3. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 КРФ)
  4. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч.4 ст.37 КРФ)
  5. Право каждого на отдых (ч.5 ст.37 КРФ)
  6. Государственная защита материнства, детства, семьи (ст.38 КРФ)
  7. Социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д. (ст.39 КРФ)
  8. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 КРФ)
  9. Право на благоприятную окружающую среду (ст.42 КРФ)
  10. Право каждого на образование (ст.43 КРФ)
  11. Свобода литературного, художественного и других видов творчества (ч.1 ст.44 КРФ)
  12. Право на участие в культурной жизни (ч.2 ст.44 КРФ)

Обязанности человека и гражданина– это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к человеку и гражданину. Связаны с необходимостью участия в обеспечении интересов государства, общества и других граждан.

  1. Соблюдение Конституции и законов (ч.2 ст.15 КРФ)
  2. Обязанность платить налоги (ст.57 КРФ)
  3. Обязанность охранять окружающую среду и природу (ст.58 КРФ)
  4. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина (ст.59 КРФ)
  5. Обязанность заботиться о памятниках культуры (ч.3 ст. 44КРФ)

Европейская конвенция была принята советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г. РФ ратифицировала конвенцию 5 мая 1998 г. РФ подписала протокол №1,2,4,7,11.

Анатолий Ковлер – судья от РФ в Суде по правам человека.

Д.з. – составить конспект «Внесение изменений и поправок в Конституцию» (9 глава 9 КРФ)

Глава 9:

Ст.134 – информация о том, кто может вносить поправки в Конституцию РФ (Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.)

Ст.135 - Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционно-правовые основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Вопросы:

  1. Понятие государственного органа. Система государственных органов.
  2. Правовой статус президента РФ.
  3. Правовой статус Федерального Собрания РФ.
  4. Правовой статус Правительства РФ.
  5. Судебная власть в РФ.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющие ее в рамках своей компетенции в установленном порядке.

Ст.11 КРФ – в систему органов государственной власти РФ входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Классификация по принципу разделения властей:

  1. Органы законодательной власти (представительные органы)
    1. На уровне Федерации – Федеральное Собрание
    2. На уровне субъектов – Законодательные Собрания и другие законодательные органы субъектов РФ (Московская Городская Дума)
  2. Исполнительные органы власти:
    1. Правительство РФ, МВД, Федеральные министерства, ведомства, службы, агентства.
    2. Президенты республик и главы администрации, правительство и министерства субъектов РФ
  3. Судебные органы власти:
    1. Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд РФ (КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ) и другие Федеральные суды и суды субъектов РФ
  4. Президент РФ – прямо не относится ни к одной из ветвей власти. Обеспечивает их согласованность и функционирование
  5. Органы прокуратуры – относятся к числу правоохранительных органов, осуществляют надзор за исполнением действующих на территории РФ законов другими органами государственной власти РФ, должностными лицами, предприятиями и гражданами.

Правовой статус президента РФ.

Президент – глава государства. Представляет интересы государства внутри страны и в международных отношениях.

  1. Является высшим представителем государственной власти, высшее должностное лицо государства.
  2. Не относится ни к одной из ветвей власти.
  3. Президент – гарант К РФ, прав и свобод человека и гражданина.
  4. В соответствии с К РФ установленном порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности.
  5. Президент может принимать указы, не противоречащие К РФ и ФЗ. Президент может отменять акты, противоречащие К РФ, нарушающие права и свободы человека и гражданина.
  6. Президент РФ может обращаться в КС РФ с запросом о соответствии К РФ НПА государственных органов Федерации и субъектов.
  7. Президент РФ является верховным главнокомандующим вооруженным сил РФ.

Порядок выборов и прекращение полномочий Президента РФ.

Президент РФ избирается народом. Участвуют все граждане РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Порядок выборов определен в ФЗ «О выборах президента РФ» от 10.01.2003 г. №19 ФЗ.

Выборы объявляются Советом Федерации и должны быть проведены в промежуток времени 90-100 дней с момента объявления.

Президентом может стать – гражданин РФ, не моложе 35 лет и проживающий постоянно в РФ не менее 10 лет. Ст.92 ч.1 .

Прекращение полномочий РФ

  1. Отставка
  2. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия.
  3. Отрешение от должности. В случае отрешения от должности обвинение выдвигается Государственной Думой в государственной измене или в совершении другого тяжкого преступления. Обвинение должно быть подтверждено заключением ВС РФ о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением КС РФ (по запросу Совета Федерации) о соблюдении установленного порядка выдвижении обвинении. Само решение об отстранении от должности президента принимается членами Совета Федерации и Депутатами Государственной Думы не менее 2/3 от общего числа голосов. Решение должно быть принято в течение 3-х месяцев со дня выдвижения обвинения Государственной Думы.

Во всех случаях досрочного прекращения полномочий президента выборы должны состоятся в 3-х месячный срок.

Полномочия президента РФ.

Ст.83-90 К РФ

1. Взаимодействие президента по формированию федеральных органов государственной власти

a. В отношении органов исполнительной власти.

i. Назначает с согласия ГД председателя правительства РФ

ii. Принимает отставку правительства

iii. Утверждает по представлению председателя правительства структуру Федеральных органов исполнительной власти

iv. Назначает по представлению председателя правительства заместителя председателя правительства и федеральных министров.

v. Формирует администрацию президента.

vi. Назначает и освобождает от должности полномочных представителей президента.

vii. Формирует и возглавляет совет безопасности РФ

viii. Назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организаций (только после согласования с комиссиями Палат Федерального Собрания)

b. В отношении с судебной властью, прокуратурой:

i. Представляет Совету Федераций кандидатуры для назначения на должности судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, а так же генерального прокурора.

ii. Назначает на должности судей других федеральных судов.

c. В отношении законодательной власти:

i. Назначение выборов в ГД

ii. Роспуск ГД

iii. Вносит законопроекты на рассмотрение в ГД; подписывает и официально опубликовывает ФЗ.

iv. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием.

v. Назначает Референдум в установленном в ФКЗ порядке

d. Внешняя политика:

i. осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации(ст.86)

ii. ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

iii. подписывает ратификационные грамоты;

iv. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;

v. решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

e. В области обороны и безопасности:

i. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст.87)

ii. в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе (ст.88)

iii. награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

iv. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

v. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст.83)

Д.з. выписать полномочия президента в области внешней политики и международных отношениях; в области обороны и безопасности

Д.з посмотреть компетенцию судий в КС,ВС,ВАС РФ.

Федеральное Собрание РФ (Парламент) (ст.94 К РФ)

Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации(СФ ФС РФ) и Государственная Дума (ГД ФС РФ). ГД ФС РФ И СФ ФС РФ заседают отдельно, за исключением:

f Заслушивания посланий Президента РФ

f Заслушивания посланий КС РФ

f Выступления руководителей иностранных государств.

СФ ФС РФ состоит из членов Совета Федераций, которые избираются по два представителя от законодательной (представительной) и исполнительной власти. Членом СФ может быть гражданин не моложе 30-ти лет и обладающий правом избирать и быть избранным . порядок формирования СФ установлен ФЗ №113-ФЗ от 05.09.2000 года. «О порядке формирования СФ ФС РФ». Деятельность СФ, его органов и должностных лиц определяется К РФ, ФЗ, регламентами и решениями СФ. Из своего состава СФ тайным голосованием избирает председателя и его замов. Кроме того СФ образует в своем составе постоянные и временные комитеты и комиссии.

Полномочия СФ:

1. В порядке реализации права законодательной инициативы СФ разрабатывает проекты ФЗ и ФКЗ. СФ обязательно рассматривает ФЗ по вопросам:

o Федерального бюджета

o Федеральных налогов и сборов

o Финансовое, валютные, кредитные, таможенное регулирование

o Денежные эмиссии

o Ратификации международных договоров

o Статуса и защиты государственной границы

o Вопросы войны и мира.

ФЗ считается принятым, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов СФ. А ФКЗ считается принятым, если за него проголосовало ¾ и более от общего числа членов СФ. Так же ФЗ считается принятым, если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ.

2. Утверждение изменения границ между субъектами РФ

3. Назначение выборов Президента РФ

4. Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения

5. Отрешение от должности Президента РФ

6. Назначение на должность судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ

7. Назначает Генерального прокурора

Для регулирования своей деятельности СФ принимает постановления.

ГД ФС РФ состоит из 450 депутатов. Депутатом ГД может быть гражданин, достигший на момент его избрания 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок формирования ГД определен в ФЗ №51-ФЗ от 18.05.2005 года «О выборах депутатов ГД ФС РФ». Депутаты ГД избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов ГД назначаются Указом Президента РФ в рамках от 110 до 90 дней до дня голосования.

Полномочия ГД ФС РФ (ст.103 К РФ):

  1. ГД обладает правом законодательной инициативы
  2. Принимает ФЗ
  3. Дача согласия Президенту на назначение Председателя Правителя
  4. Решение вопросов о доверии правительства

По вопросам своего ведения ГД принимает постановления. Если ГД распускается, то в течение 4-х месяцев Президент РФ должен назначить досрочные выборы.

Состав ГД тайным голосование избирает Председателя и первого заместителя и заместителей. В состав ГД входят фракции, а в свою очередь депутаты ГД состоят в разных комитетах и комиссиях.

ГД может быть распущена:

  1. В случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства.
  2. Когда ГД выражает недоверие к правительству (постановление об этом принимается большинством голосов). Президент может согласится или не согласится с этим. Если он не соглашается и в течение 3-х месяцев ГД повторно выражает правительству недоверие, то Президент принимает решение либо о отставке правительства либо о роспуске ГД.

Заседания ГД бывают открытыми и закрытыми.

Правительство РФ

В состав Правительства входят Председатель правительства, его замы и федеральные министры. Председатель правительства назначается Президентом РФ с согласия ГД. Президент в 2-х недельный срок после своего назначения на должность вносит кандидатуру на одобрение ГД. В недельный срок после своего назначения Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов Представительной власти, а так же предлагает кандидатуры на должность заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Срок полномочия правительства равен сроку полномочий Президента (6 лет). Правительство само подать в отставку.

Полномочия:

  1. Разрабатывают и представляют в ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Правительство для реализации своих полномочий принимает постановления и распоряжения.

Судебная власть в РФ.

Правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ представлена:

  1. Федеральными судами

a. КС РФ

b. ВС РФ,ВС республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и округов, районные суды (Система федеральных судов общей юрисдикции)

c. ВАС РФ, арбитражные суды субъектов РФ и ФАС округов (система федеральных арбитражных судов)

  1. Конституционными (уставными) суды
  2. Мировые судьи

К судам субъектов РФ относятся: конституционно-уставные суды и Мировые судьи.

К.р по К.П.Принести КоАП РФ

Понятие административного права

Административное право - это самостоятельная область публичного права, регулирующая общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления и связаны с осуществлением исполнительно-распорядительных функций государства. Предметом административного права – общественные отношения, которые регулируются нормами административного права (административно-правовые нормы).

Отношения, которые регулируются нормами административного права:

1. Между органами исполнительной власти и гражданами (государственными и негосударственными организации).

2. Внутренние управленческие отношения, возникающие в связи с установлением системы органов исполнительной власти и их компетенции.

3. Управленческие отношения, возникающие в связи с административным судопроизводством и с реализацией судьями и другими участниками своей компетенции и полномочий.

Метод административного права – это совокупность приемов и способов правового регулирования в соответствии с тремя юридическими возможностями:

1. Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершить определенные действия в условиях, которые предусмотрены нормой права.

2. Запрет – возложение прямой юридической обязанности воздержаться от действий в условиях, которые предусмотрены нормой права.

3. Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях правовой нормы какие-либо действия или воздержаться от них по своему усмотрению.

Метод административного права – императивный.

Функции административного права:

  1. Правоисполнительная (административное право – форма реализации исполнительной власти)
  2. Правотворческая
  3. Организационная (государственное управление носит организационный характер)
  4. Координационная (обеспечение разумного и эффективного взаимодействия элементов сферы государственного управления)
  5. Правоохранительная

Принципы административного права:

  1. Принцип законности
  2. Принцип справедливости
  3. Принцип гласности
  4. Приоритет личности и ее интересов в жизни общества
  5. Принцип разделения властей
  6. Принцип ответственности
  7. Принцип федерализма

Административно-правовые нормы – правила поведения, формально определенные, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и связаны с осуществлением исполнительно-распорядительных функций государства.

В КоАПе содержатся и материальные и процессуальные нормы

Субъекты административного права:

  1. Индивидуальные субъекты (физическое лицо – граждан, апатриды, бипатриды, иностранные граждане, должностные лица в области исполнительной власти)
  2. Коллективные субъекты
    1. Государственные организации – органы исполнительной власти, государственные учреждения, предприятия.
    2. Негосударственные организации – органы местного самоуправления, коммерческие организации, общественные объединения.

Права и обязанности субъектов административного права в своей совокупности образуют административно-правовой статус.

Административно-правовой статус субъектов определяется объемом и характером административной правосубъектности, в которую входят административная правоспособность и административная дееспособность. Административная правоспособность - возможность субъекта вступать в административные правоотношения, т.е. иметь права и обязанности. Административная дееспособность – способность своими действиями реализовывать административную правоспособность, нести юридическую ответственность.

Особенности административно-правового статуса гражданина:

Административно-правовой статус гражданина включает в себя:

  1. Правовой статус личности
  2. Правовой статус гражданина
  3. Социальный статус
  4. Особый статус

Органы исполнительной власти:

Признаки:

  1. Наделены государственно-властными полномочиями.
  2. Осуществляют управленческую, исполнительную и распорядительную деятельность.
  3. Имеет внутреннюю организационную структуру.
  4. Обладают надлежащей компетенцией, которой не наделены другие органы/лица.
  5. Подотчетность нижестоящих органов вышестоящим.
  6. Их деятельность носит подзаконный характер (в пределах своей компетенции издают подзаконные НПА)

Виды органов исполнительной власти:

Наши рекомендации