Политическая система общества

1) Понятие, структура и функции политической системы

2) Типы и эволюция политических систем

Тема политической системы важна, поскольку элементы системы связаны между собой. Политическая система — совокупность различных политических институтов, общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, посредством которых реализуется политическая власть. То есть это механизм реализации политической власти, регулирования политических отношений. Понятие пполитической системы разработано в 50-е годы прошлого века американцами Дэвидом Истоном и Габриелем Альмондом. Истон рассматривал политическую систему, как совокупность взаимодействий между политическими институтами, властью и обществом, посредством которых властно распределяются ценности, предотвращаются конфликты между социальными группами, индивидами. Альмонд считал необходимым выдвигать на первый план поведенческий аспект политических групп, политическая система — различные формы политического поведения, как государственных, так и негосударственных структур. Причём Альмонд отмечал, что политическая система наделена правом применением или угрозой применения физического принуждения. Условием эффективногоо существования политической системы Альмонд считал выполнение ею целого ряда функций, подчинённых главной функции — функции взаимодействия между различными структурами, которые входят в политическую систему. Разделял функции на входные (оформить и выделить коллективные интересы разных групп, учреждений) и выходные (принятие определённых правил, законов и применить эти правила, судебная функция).

На политическую систему воздестсвуют большое число факторов. В частности географический и социально-экономический. Географический — например островное положение, положение США (плодородные земли, сырьевые ресурсы, открытые границы), ограниченные территории, бедность полезными ископаемыми (Япония, Корея, забота об эффективной экономике). Социально-экономический — два направления: 1) распределение власти в обществе; 2) уровень политической стабильности.

Структура политической системы включает подсистемы разной направленности. Их можно сгруппировать. Выделяется четырые основные подсистемы: 1) институциональная; 2) нормативная; 3) функциональная; 4) коммуникативная.

1) Институциональная — состоит из политических институтов. Это прежде всего государство, представляет собой властную основу существующей системы, оказывает воздействие на деятельнось других подсистем, выражает природу общественного строя. Обладет монопольным правом на осуществление внутренней и внешней политики, на издание законов, на взимание налогов и других платежей, на контроль за соблюдением законов вплоть до применения силы. Государство представленно центральным аппаратом государственным власти (исполнительная, законодательная, судебная). Близко примыкают политические элиты, элитарные группы, парламентские фракции. Это высший уровень. На среднем уровне политической системы находится административный аппарат управления (советы, лидеры экономики, органы правосудия). Является связующим звеном между высшим институциональным органом и обществом, регулирует отношения между ними. Особую роль играет общественный контроль за деятельностью государственной власти (СМИ, экологические организации, народные общественные организации и т.д.). Особое значение здесь имеют средства массовой информации, являются каналом формирования обещственного мнения о власти, способ информирования о деятельности власти. Особое отношения — религиозные организации, участие верующих. В развитых странах религия отделена от государства. Роль политических партий.

2) Нормативная подсистема. Её составляют всевозможные нормы, это нормы права прежде всего, они издаются государственными органами и применяются государством. Это главный регулятор общественных отношений. Нормативная система не сводится только к правовой системе, также есть мораль, этика политической жизни.

3) Функциональная подсистема. Выражается в формах и направлениях политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, то есть в политическом режиме. Можно выделить либерально-демократический, военно-диктаторский, тоталитарный режимы. Опираясь на политический режим правящие круги могут выходить за рамки установленного порядка.

4) Коммуникативная подсистема. Включает разнообразные формы и принципы взаимодействия, как внутри политической системы, так и между политической системой данного государства и политической системы других государств. Например, внутри — законодательная, исполнительная и судебная власть (их отноошения), между государственными политическими партиями, между правящей партией и оппозицией. Внутренние отношения порой принимают (роспуск парламента). По характеру могут быть конфликтные отношения или мирное сосуществование. Формирование любой политической системы осуществляется человеком. Человек может играть разные роли в политической системе (депутат, судья и т.д.). Степень политического участия — важнейшая характеристика политической системы.

Функции политической системы. Существуют разные подходы к выделению этих функций.

1) Политическая социализация граждан, выражается в приобщении граждан к политической жизни, формирование у человека качеств гражданина своей страны, воспитание стиля политической деятельности, уважение к закону, праву.

2) Отбор лиц путём выборов или назначений на соответсвующие должности в структуре власти, исходя из их подготовки, политической активности, авторитета.

3) Обобщение и селекция интересов различных групп населения, их согласование с общегосударственными интересами и выработка на этой основе приемлемых для всех сторон решений.

4) Подготовка и принятие законов, норм поведения граждан, формирование правового пространства.

5) Определение целей развития общества (долгосрочных, среднесрочных) способов и средств их достижения

6) Применение законов и норм.

7) Контроль за соблюдением норм и правил, пресечение антизаконных, антиконституционных действий.

8) Осуществление активныз международных связей, установление дипломатических отношений между государствами, заключение взаимовыгодных договоров во всех областях жизни общества.

Результативность деятельности политической системы, её способность выполнять эти функции, опредеялется следующими факторами: 1) насколько политическая система способна сохранять единство и целостность общества, эффективно регулировать деятельность субъектов политики; 2) умение активно влиять на умножение, распределение материальных и духовных ценностей, используя при этом не только административные рычаги, но прежде всего экономические рычаги воздействия; 3) способность системы приспосабливаться к реальной обстановке, адекватно отвечать на внешние вызовы, перемены, своевременно вырабатывать эффективную внутреннюю и внешнюю политику и приводить её в жизни; 4) умение использовать ресурсы, повышать профессионализм кадров, способствовать наращиванию рейтинга, поддержке общественного мнения.

2) Типы и эволюция политических систем.

По характеру взаимодействия политической системы со средой различают открытые и закрытые политические системы.

По методам и формам осуществления власти: татолитарная, авторитарная, демократическая системы.

Альмонд в качестве критерия выделил взаимосвязь между культурой общества и политической формы правления: 1) англо-американского типа (Англия, Австралия, Канада, США), однородность демократической культуры, приверженность граждан либеральным ценностям, все субъекты политической системы играют свои чётко определённые роли (как правило 2 партии), взаимодействия эффективно друг с другом. Характеризуется высокой степень стабильности, разделением власти и влияние; 2) континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия). Ей характерны сосуществование традиционной и современной политических кульутр, реальная многопартийность, многообразие идеологий, политических ценностей. Такая система менее стабильна, может менять политические режими; 3) политическая система доиндустриальных или частично индустриальных государств (страны 3-го мира). Присуща эклектичности политической культуры, опирается на многообразные этнические, религиозные ценности, традиции, не имеет чёткого разделения властей, большую политическую роль играют армия и чиновничество, системе присущ вождизм, использование насильственных методов властвования и управления, характерен низкий уровень политического участия граждан и как следствие крайняя нестабильность таких политических систем. Альмонд выделяет также татолитарные и авторитарные системы.

Лекция 14.10.11

Политические режимы

Это совокупность наиболее типичных форм и методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Политический режим обладает своими признаками: 1) степень участия народа в механизмах и способах формирования политической власти; 2) соотношение прав и свобод человека и их гарантированность; 3) характеристика реальных механизмов осуществления власти; 4) положение средств массовой информации; 5) место и роль государственных структур в политической системе; 6) тип политического поведения большх групп людей; 7) учёт интересов меньшинства при принятии политических решений; 8) доминирующие методы реализации власти; 9) степень верховенства закона; 10) положение и роль в обществе силовых структур; 11) мера политического плюрализма в обществе; 12) механизмы привлечения к политической и правовой ответственности. Исходя из этого можно выделить основные элементы политического режима: политические структуры власти, методы осуществления власти, права и свободы, методы принятия политических решений, способы урегулирования политических конфликтов, плюрализм, политическая система, идеология, формы политического участия, легетимность и стуктурированность правящей элиты. Качественными характеристиками политического режима являются....Выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Лекция 21.10.11

Наши рекомендации