Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги
Александр I Павлович (1801-1825) вступая на престол чуть ли не убежденным республиканцем, со временем становился все более консервативным. Идеалы, сформированные в ходе воспитания в духе идей Просвещения, боролись в нем с памятью о печальном опыте убитого отца (Павла I, 1796-1801).
Император начал свое правление слиберальных преобразований.Были отменены одиозные приказы Павла I. Уничтожена «Тайная канцелярия»; дарована свобода политическим заключенным и ссыльным; запрещены пытки. Был разрешен выезд за границу. Александр, следуя по стопам своей бабки, подтвердил привилегии дворянства и городов.
Для подготовки проектов реформ созданы совещательные органы: Негласный комитет (1801-1803 гг.), в который входили «молодые друзья» императора (А. А. Чарторыйский, В. П. Кочубей, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев) и Непременный совет.
Был предпринят ряд мер всоциальной сфере, т. к. особенно остростоялкрестьянский вопрос. Во второй половине XVIII в. крепостное право окончательно приобрело черты рабовладения. Указ Павла I, ограничивавший крестьянский труд на господской барщине 3 днями в неделю (1797), практически не соблюдался.
В 1801 г. Александр I ликвидирует дворянскую монополию на землевладение (указ о праве недворян покупать землю). При Александре былапрекращена практика раздачи государственных крестьян в крепостные. Запрещено печатать в газетах объявления о продаже людей. «Указ о вольных хлебопашцах» (1803 г.) создал условия, позволявшие добросердечным помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп (до этого крестьяне-вольноотпущенники оказывались вне закона). По поручению императора был подготовлен проект постепенной отмены крепостного права за счет выкупа крестьян с землей у помещиков на средства казны. Согласно так и не осуществленному проекту, процесс выкупа должен был растянуться на 150 лет! В западных (прибалтийских) губерниях аграрная реформа все же была проведена: помещиками там были в основном немцы, ущемление привилегий которых не вызывало сочувствия у основной массы российского дворянства. С 1804 г. в западных губерниях (Ливонии и Эстонии) были введены инвентари (государство фиксировало максимум крестьянских повинностей по отношению к помещикам); в 1816-1819 гг. крестьянству западных губерний была предоставлена личная свобода. Они получили так же ограниченные права на самоуправление.
Однако политика Александра I в отношении крестьян была непоследовательной. Например, в 1822 г. было вновь подтверждено, отменное в 1809 г., право помещиков ссылать крепостных в Сибирь без суда. Крепостническим духом была проникнута идея создававшихся с 1816 г. военных поселений, в которых государственные крестьяне и рекрутызанимались сельскохозяйственным трудом под надзором офицеров и в условиях военной муштры. Такая политика получила название «аракчеевщина».
Обстоятельства восшествия Александра I сформировали у него настороженно неприязненное отношение к российской аристократии. Отсюда указимператора о реорганизации Сената, который лишал его политической власти.
В 1802 коллегии замененыминистерствами (8 по французскому образцу), организованными по принципу четкой субординации (подчинение нижестоящих вышестоящим – в результате этого завершился процесс разграничения функций органов власти, произошла смена коллегиальности на единоначалие, усиление централизации и укрепление самодержавия), создан Кабинет министров.
Проекты М. М. Сперанскогопреследовали цель придать самодержавию внешние формыконституционной монархии. Он планировал разграничить законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, ограничить самодержавие за счет созыва парламента — Государственной Думы. Но из всего многообразия идей Сперанского была реализована только одна — в 1810 г. был создан Государственный совет. По требованию консервативного дворянства в 1812 г. Сперанский был сослан.
После войны 1812 г. конституции получили новые провинции России: Польша и Финляндия. Дать конституцию всей империи Александр I не решился, несмотря на то, что по его поручению в 1820 г. Н. Н. Новосильцевым составляется конституционный проект «Уставная грамота Российской империи».
В 1803 г. издано новое Положение об устройстве учебных заведений, разделив их на четыре ряда (приходские, уездные и губернские училища, университеты). В основу системы образования положены принципы бессословности, преемственности учебных программ. На нижних ступенях обучение было бесплатным. В начале XIX в. создаютсянесколько университетов (в Дерпте (Тарту), Вильно, Казани, Харькове. В Петербурге 1804 г. открыт педагогический институт, преобразованный в университет 1819 г.). Университетский устав 1804 г. впервые предоставил всем российским университетам автономию.