БИЛЕТ 27 Отмена крепостного права. Предпосылки ,причины, основные положения и итоги аграрной реформы 1861 г.

Крестьянская реформа 186119 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки”крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян. Недостатки реформы:было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5); рождается народничество (защита народа от царя); крестьяне не становились полноправными членами общества. Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян.Но: Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата..

Земская реформа 1864. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавались. три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Судебная реформа:1864 - обнародованы новые судебные уставы. Положения:

ликвидировалась сословная система судов; было объявлено равенство всех перед законом;была введена гласность судопроизводства;состязательность судопроизводства; презумпция невиновности; несменяемость судей; единая система судопроизводства

Создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

БИЛЕТ 28. Эпоха великих реформ Александра II (1860-1870-е гг.)

Правление Александра II

Реформа 1861 г.и ее значение

Основные даты и события: 1855—1881 гг. — царствование Александра II; 19 февраля 1861 г. — Манифест об отмене крепостного права.

Исторические деятели: Александр II; Я. И. Ростовцев; Н. А. Милютин.

План ответа: 1) предпосылки отмены крепостного права; 2) лич­ность царя-реформатора; 3) подготовка крестьянской рефор­мы; 4.) основные документы реформы; 5) личное освобождение крестьян; 6) крестьянские наделы; 7) крестьянские повиннос­ти; 8) выкупная операция; 9) управление освобожденными крестьянами; 10) временнообязанные крестьяне; 11) крестьян­ская община; 12) противоречия реформы и ее значение.

Материал к ответу: Экономические предпосылки отмены кре­постного права сложились задолго до реформы 1861 года. Не­эффективность экономической системы, в основе которой ле­жал труд крепостных, была очевидна для многих правителей России. На это указывали Екатерина II, Александр I, Николай I. При Александре I крепостное право было отменено в запад­ных губерниях страны. К середине 1850-х гг. крепостническая экономика испытывала особенно тяжелые времена: упадок многих помещичьих хозяйств и крепостных мануфактур, уси­ление эксплуатации крестьянского труда делали необходимой реформу экономики. Вместе с тем значительный и быстрый рост буржуазных экономических отношений (увеличение чис­ленности капиталистических мануфактур, появление фабрик, бурный промышленный переворот, усиление расслоения кре­стьянства, активизация внутренней торговли) требовал унич­тожения препятствий, стоящих на его пути. Однако решаю­щим аргументом в пользу пересмотра основ экономики стало поражение России в Крымской войне. В 1856—1857 гг. по стра­не прокатилась серия выступлений крестьян, на плечи кото­рых выпали основные тяготы войны. Это заставило власти ус­корить разработку реформы.

В январе 1857 г. под председательством императора Алексан­дра II для обсуждения мер по устройству быта помещичьих кре­стьян начал работу Секретный комитет, переименованный затем в Главный комитет по крестьянскому делу. Однако среди чле­нов Комитета не было единства в определении сроков и содер­жания реформы. Первоначально предполагалось освободить крестьян без земли (как это было сделано в Прибалтике в нача­ле века) и сохранить внеэкономическое принуждение. Однако в ходе обсуждения выяснилось, что такой вариант приведет к социальному взрыву, так как крестьяне ожидают не только во­ли, но и земли. В рамках Главного комитета были созданы Редакционные комиссии, которые возглавили сторонники либе­рального варианта реформы — граф Я. И. Ростовцев и товарищ (заместитель) министра внутренних дел Н. А. Милютин. В 1858 г. о работе Комитета стало известно широкой общественности (ранее такие комитеты работали в обстановке полной секретно­сти) и в его адрес стали поступать многочисленные проекты от дворянских комитетов на местах. Ключевую роль в противодей­ствии консерваторам сыграл сам император, занявший пози­цию, близкую к программе либералов. 19 февраля 1861 г. он подписал Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Они вступали в действие после опуб­ликования, которое состоялось через две недели. В документах рассматривалось пять основных вопросов: личное освобождение крестьян, крестьянские наделы, крестьянские повинности, уп­равление освобожденными крестьянами, статус временнообя­занных крестьян. Подробно описывались также выкупная опе­рация и статус крестьянской общины.

Крестьяне получали право иметь собственное имущество, свободно распоряжаться им, вступать в брак по своему жела­нию, заключать любые юридические сделки, наследовать иму­щество и т. п. Крестьян наделяли землей, как правило, той, на которой они уже работали раньше. Но, поскольку земля принадлежала помещикам, предполагалось, что крестьяне вы­купят ее. Учитывая, что денег для этого у них не было, кресть­яне, заключившие договор с помещиками, становились временнообязанными до выплаты необходимой суммы. В течение определенного времени они должны были выполнять в пользу помещика отработки и выплачивать ему денежную сумму, рав­ную по величине прежнему оброку. Были установлены высшие и низшие размеры душевых наделов, различные для разных регионов страны. Излишки земли отрезались в пользу помещик В результате появились отрезки, возвращения которых крестьяне требовали вплоть до революции 1917 г. (в Черноземье он составляли до половины дореформенных наделов). За обеспечен нием выполнения повинностей временнообязанными крестьяна­ми следила крестьянская община, которая несла коллективную ответственность за соблюдение договора. Община перераспреде­ляла землю, определяла размеры платежей и отработок, исходя из состава семьи.

Реформа оказалась весьма проти­воречивой и породила новые проблемы: малоземелье кресть­ян, сохранение отработочной системы, возвращение отрезков, отмена выкупных платежей, ликвидация крестьянской общины. Вокруг этих вопросов развернулось крестьянское движение. Вместе с тем значение реформы 1861 г. трудно переоценить. Были освобождены и наделены землей 23 млн. помещичьих крестьян. Эта мера привела к усилению расслоения крестьян­ства и началу свободной миграции его разорившейся части в города. Создавались условия для формирования рынка рабо­чей силы и развития промышленного производства. Реформа 1861 г., несмотря на всю свою противоречивость, стала крупным шагом России к построению индустриаль­ного общества.

Наши рекомендации