СССР во второй половине 80-х гг.

Экономические реформы

Первая половина 1980-х гг. проходила в СССР под знаком углубляющегося экономического, социально-политического и культурного кризиса. Руководители, сменившие Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, – Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.) и К.У. Черненко (1984–1985 гг.) не могли решить проблем, стоящих перед страной. Избрание в марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК самого молодого члена Политбюро – М.С. Горбачева (1985–1991 гг.) породило в обществе надежду на то, что он в отличие от престарелых руководителей прежних лет с энергией возьмется за необходимые преобразования.

На Апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. М.С. Горбачев объявил, что партия берет курс на ускорение социально-экономического развития общества. В экономической сфере это означало, в частности, создание смешанной экономики и сильную социальную политику государства. При этом первоначально не предполагалось системной реорганизации хозяйства. Не давалось объективной оценки экономическому состоянию страны. М.С. Горбачев предпочитал использовать термин «предкризисная ситуация». Не произошло и отказа от идеи централизованного планирования – в 1985 г. был принят план XII пятилетки (1985–1990 гг.).

Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. На второе место по приоритетности было выдвинуто сельское хозяйство. Для руководства этими отраслями были созданы Государственные комитеты Совмина СССР по машиностроению и сельскому хозяйству. Эти гигантские бюрократические структуры получали значительные государственные средства, что привело к очередному росту дефицита потребительских товаров. Сказалось на ситуации и падение мировых цен на нефть – в 1985–1986 гг. доходы от ее экспорта упали на 32%. Возрастание темпов производства оказалось кратковременным, так как не хватало сырья, энергетических ресурсов, запчастей, квалифицированных кадров.

Важной составляющей ускорения М.С. Горбачев называл «человеческий фактор». В ход снова пошли лозунги об оживлении рационализаторской инициативы и повышении стимулов к труду. Но материальных ресурсов на претворение этих идей в жизнь не имелось.

Делался упор на укрепление производственной и исполнительской дисциплины. В мае 1985 г. вышло Постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В соответствии с ним резко сокращалась продажа алкогольных напитков. Сокращение числа магазинов (в 10–15 раз) привело к многочисленным очередям. Бурно выросла спекуляция винно-водочной продукцией. Только в 1986 г. на самогоноварение было израсходовано более 400 тыс. тонн сахара, из которого произведено 500 млн. литров спиртного, что на 80% восполнило сокращение продажи водки. Кроме того, в Крыму, в Молдавии, на Дону и на Кавказе планомерно уничтожались виноградники элитных сортов. Огромный ущерб госбюджету страны нанесло сокращение получения «водочных» денег – с 1985 по 1988 гг. казна недосчиталась 135 млрд. рублей.

Повышения качества продукции также планировалось достичь за счет административных мер. В 1986 г. появилась госприемка на предприятиях. В государственные органы госприемки переводились лучшие инженеры и технические специалисты заводов, что вело не к подъему, а к снижению качества продукции.

Преодолеть криминализацию экономики и пополнить госбюджет М.С. Горбачев пытался с помощью Постановления ЦК «О борьбе с нетрудовыми доходами». Усиливались наказания за спекуляцию, выпуск неучтенной продукции и т.д. Однако крупный теневой бизнес, давно сросшийся с органами власти, кампания затронуть не могла и нанесла удар только по мелкой негосударственной торговле, в частности, продукции подсобных хозяйств.

Страшным ударом стала произошедшая 26 апреля 1986 г. авария на Чернобыльской АЭС. В первые дни, по сложившейся традиции, власти старались замолчать катастрофу, что только увеличило площадь и интенсивность радиационного заражения. Чернобыльская трагедия стала показателем кризиса советской экономики (к ее причинам можно отнести изношенность основных фондов и недостаток квалифицированных специалистов — главные беды хозяйства в целом), и одновременно, пробила еще одну брешь в бюджете (первичные затраты на преодоление последствий аварии составили десятки миллионов рублей).

К концу 1986 г. стало ясно, что стратегия «ускорения» провалилась. Бюджетный дефицит составил около 18 млрд. рублей. Более 13% предприятий являлись убыточными. Но это было только началом спада производства, который все более резко проявлялся в дальнейшем.

В январе 1987 г. Пленум ЦК признал нарастание кризисных явлений в обществе. М.С. Горбачев провозгласил продолжение реформ, которые теперь получили название «курс на перестройку». Новым популярным лозунгом стал: «Больше демократии, больше социализма!». Применительно к экономике это означало расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, превращение их в субъекты рыночной конкуренции. В 1987 г. был принят (вступил в действие в 1988 г.) Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи, не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

В 1988 г. приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Огромные налоги на индивидуальную предпринимательскую деятельность (до 90%) приводили к тому, что создаваемые кооперативы старались утаить реальные доходы от государства, способствовали продолжению криминализации бизнеса. К тому же в отсутствии системы кредитов и инфраструктуры, при резкой нехватке сырья кооперативы предпочитали заниматься не производством, а торговлей, часто просто перекупая у государственных предприятий дешевую продукцию и продавая ее в коммерческих магазинах по чрезвычайно высоким ценам.

Создание смешанной экономики выразилось и в фактическом снятии государственной монополии на внешнюю торговлю, и создании предприятий с участием иностранного капитала. Большинство иностранных инвесторов предпочитало, не тратя деньги на развитие убыточных советских предприятий, сворачивать производство, чтобы вытеснить их с рынка.

Чтобы пополнить дефицит государственного бюджета М.С. Горбачев обратился к западным кредиторам, что привело к стремительному увеличению государственного долга – если в 1985 г. он составлял 27 млрд. долларов, то в 1988 г. – 41 млрд., а к 1991 г. – более 57 млрд.

С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. Началось и реформирование колхозно-совхозной системы. В 1989 г. был принят закон об аренде, по которому земля передавалась колхозам и совхозам в аренду на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией. В том же 1989 г. Пленум ЦК принял решение о содействии фермерскому хозяйству. Но фермеры не получали собственности на землю, не могли купить технику и т.д. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений.

В результате резкого сокращения сельскохозяйственного и промышленного производства начался тотальный дефицит всех товаров, вводилось нормированное распределение продовольствия – так называемых «визитные карточки покупателя». С лета 1989 г. начались массовые стачки шахтеров важнейших угольных бассейнов страны. Появилась безработица.

Летом 1990 г. взамен «ускорения» был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., т. е. к концу XII пятилетки. Законом были допущены разные формы собственности. Крупные чиновниками становились директорами компаний, за бесценок получая бывшую государственную собственность. В этих условиях правительство во главе с Н.И. Рыжковым разработало, наконец, программу реформ. Ее суть состояла в том, что переход к рыночной системе экономики должен был произойти постепенно – в течение нескольких лет, а регулирующая роль государства сохранялась.

В противовес ей группа молодых экономистов (Г.Я. Явлинский, М.М. Задорнов и др.) подготовила программу «500 дней», нацеленную на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонопольного законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля цен, допущение спада в базовых отраслях экономики, а также регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Однако М.С. Горбачев отказался принять программу Явлинского – Задорнова, опасаясь непредсказуемых социальных последствий и под давлением партийно-хозяйственной номенклатуры. Премьер-министром был назначен В.С. Павлов – противник рыночных реформ. Ситуация продолжала ухудшаться. В конце 1990 г. появилось понятие «договорные» или «плавающие» цены – реально расценки в государственных магазинах повысились в несколько раз. К 1991 г. Советский Союз подошел не только без плана, но и без утвержденного бюджета. В январе 1991 г. произошла денежная реформа – в трехдневный срок граждане должны были обменять купюры образца 1961 г. на новые, кроме того, замораживалась выдача денег со счетов (свыше 500 рублей). В феврале правительство объявило о готовящемся повышении цен (в апреле они повысились в 3–4 раза). «Сильная социальная политика» выразилась в компенсации малоимущим в сумме 60 рублей.

Наши рекомендации