Международная обстановка и внешняя политика СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х годов

Отход США и Англии от сотрудничества с Советским Союзом, проявлявшийся еще на заключительном этапе второй мировой вой­ны и особенно в послевоенные годы, стал по существу основным направлением во внешнеполитической деятельности этих стран.

Соединенные Штаты после разгрома Германии и Японии и значительного ослабления Англии и Франции решили использо­вать свой огромный военно-стратегический и финансово-эконо­мический потенциал для установления своего мирового господ­ства. Правящие круги США рассчитывали, что Советскому Союзу, вынесшему основную тяжесть войны с гитлеровской Германией, не удастся быстро восстановить экономику и СССР будет вынуж­ден пойти на уступки Западу. Руководство США и Англии, союз­ников СССР по войне с Германией, решило действовать с пози­ции силы. Об этом свидетельствуют многочисленные документы и опубликованные позже мемуары президента США Г. Трумэна и бывшего английского премьера У. Черчилля.

Как стало известно из опубликованных в конце XX в. докумен­тов, Черчилль планировал и готовился начать военные действия против СССР сразу после окончания второй мировой войны, и уже 22 мая 1945 г. объединенный штаб планирования военного ка­бинета Англии закончил разработку экстренной операции «Не­мыслимое». Черчилль полагал, что ему удастся отбросить Красную Армию на восток, к довоенным границам СССР. С этой целью он еще до окончания войны отдал приказ о сборе всего трофейного вооружения гитлеровской Германии для дальнейшего использова­ния английской армией.

Спустя семь месяцев после атомной бомбардировки двух япон­ских городов, 7 марта 1946 г., Черчилль, выступая в Фултоне в присутствии американского президента Трумэна, угрожал СССР атомным оружием и открыто призывал к жесткому курсу в отно­шении нашей страны. Это выступление было заранее согласовано с премьером лейбористского правительства Эттли. На Западе оп­ределенные круги одобряли речь Черчилля в Фултоне, его откро­венный призыв к крестовому походу против коммунизма. К сожа­лению, и в нашей стране нашлись люди, которые в 90-е годы пытались оправдывать этот призыв. Речь в Фултоне, независимо от того, каким камуфляжем она прикрывалась, была, прежде всего, направлена против нашей страны.

Такая политика США и Англии не могла не сказаться и на международных отношениях. Направляя острие своей экспансии против СССР, Соединенные Штаты оказывали постоянное давле­ние и на партнеров, все больше и больше втягивая их в свой внеш­неполитический курс, направленный на усиление роли США в мире. Разработку своих планов Соединенные Штаты начали в 1946 г. Важное место занимало в них создание различных военных, поли­тических и экономических блоков и союзов, которые США могли бы использовать в своих далеко идущих целях.

Постепенно Соединенные Штаты стали центром притяжения реакционных сил в борьбе с народными движениями зависимых стран, добивающихся освобождения. США подменяли своих союз­ников там, где они в силу экономической слабости не могли удер­жать свои позиции. Так, когда Англия не смогла дальше оказывать финансовую помощь Турции и вынуждена была вывести свои вой­ска из Греции, США немедленно приняли меры для военно-стра­тегического и экономического закрепления в этом регионе. 12 марта 1947 г. президент Трумэн обратился к конгрессу страны с просьбой выделить 400 млн долларов на оказание «помощи» Греции и Тур­ции. При этом он не преминул упомянуть в своей речи в конгрессе о том, что Соединенные Штаты будут занимать на мировой арене то место, которое раньше занимала Англия.

Конгресс выделил деньги на осуществление данной полити­ческой акции, известной как «доктрина Трумэна». Во всем мире ее восприняли с нескрываемой тревогой. Даже среди политических деятелей западного мира высказывались опасения по поводу курса США. Такая реакция заставила американское правительство не применять в дальнейшем «доктрину Тумэна» и перейти к другим методам. 5 июня 1947 г. государственный секретарь США, бывший начальник штаба сухопутных сил США Дж. Маршалл, выступая в Гарвардском университете, изложил программу предоставления экономической помощи европейским странам. Эта программа, известная как «план Маршалла», преследовала те же цели, что и «доктрина Трумэна», но не военным, а экономическим путем. Она должна была укрепить позиции США и капитализма в целом в Западной Европе и не допустить социальных изменений. В июле 1947 г. его обсуждало в Париже совещание министров иностран­ных дел Великобритании, Франции и СССР. Преследуя внешне­политические цели, «план Маршалла» был нужен США и для ре­шения внутренних экономические проблем: он должен был облегчить реализацию тех товаров, которые оставались еще с военных лет и не находили сбыта на внутреннем рынке.

Советский Союз отверг эту программу. По мнению советского правительства, в случае ее принятия страны Восточной Европы лишились бы возможности идти по пути социальных преобразова­ний. В исторической и экономической литературе в последние годы имеются на этот счет разные мнения. Одни считали и считают, что принимать «план Маршалла» не следовало. Другие склоняются к мнению, что его можно было принять. Судя по тому, как он осуществлялся в странах Западной Европы, где сбывались ненуж­ные США товары при шумной пропагандистской кампании, на этой программе сумели обогатиться группы торговых фирм и пред­принимателей. В то же время «план Маршалла» в известной степе­ни помог правящим кругам справиться с нарастающим революци­онным движением, особенно во Франции и в Италии.

Одновременно Соединенные Штаты, поддержанные правитель­ствами Англии и Франции, стали создавать в Западной Европе политические блоки. Именно с этой целью в феврале 1948 г. состо­ялось совещание США, Англии и Франции. В следующем месяце Англия выступила инициатором создания первого военно-поли­тического блока западноевропейских стран. В него вошли Англия, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. В исторической ли­тературе он известен как Западный Союз.

А 17 марта 1948 г. в Брюсселе был подписан Североатлантичес­кий пакт сроком на 50 лет. Участники пакта взяли на себя обяза­тельство оказывать взаимную помощь и принимать коллективные военные меры, если возникнет какая-либо опасность, включая и «опасность для экономической устойчивости».

В ответ на предупреждение советского правительства о том, что действия западных стран подрывают основы того сотрудниче­ства, которое сложилось в годы войны, и вновь раскалывают мир на два лагеря, Соединенные Штаты назвали свою политику, ве­дущую к гонке вооружений и созданию военных баз на территори­ях других стран, политикой «взаимной самозащиты». Создание же блоков США в своем заявлении объяснили тем, что в странах Во­сточной Европы устанавливается недемократический строй, а также «коммунистическим переворотом в Чехословакии». Но создание военных блоков и военных баз на чужих территориях начало осу­ществляться задолго до чехословацких событий, на которые ссы­лалось американское правительство. Соединенные Штаты в заяв­лении от 9 мая 1948 г., подвергнув критике советскую политику, утверждали, что у них нет «никаких враждебных или агрессивных намерений» в отношении СССР и что они готовы к обсуждению по урегулированию разногласий между двумя странами. Когда же советское правительство дало согласие на переговоры, Вашинг­тон, не ожидавший такого ответа, заявил об отказе от них.

Диссонансом официальной политике Вашингтона прозвучало обращение к главе советского правительства И.В. Сталину бывше­го вице-президента США Г. Уоллеса, который предложил, чтобы США и СССР договорились по проблемам разоружения, включая и запрещение всех видов оружия массового уничтожения и ликви­дацию иностранных военных баз на территориях стран–членов ООН. Советское правительство открыто довело до сведения американс­кого правительства согласие на переговоры, хорошей и плодотвор­ной базой которых могли бы стать предложения Уолесса. Это со­ветское заявление было опубликовано в печати и стало достояни­ем широких кругов мировой общественности. Однако руководство США вновь отказалось от переговоров с СССР, которые могли бы затормозить подготовку к созданию нового военно-политического блока. Таким блоком стал Североатлантический союз.

Подготовка к созданию Организации Североатлантического до­говора (НАТО) велась заблаговременно. 14 января 1949 г. было опубликовано заявление государственного департамента США под громким названием «Строим мир. Коллективная безопасность в Североатлантическом регионе». В нем говорилось, что готовящий­ся договор является не чем иным, как воплощением в жизнь про­возглашенного Уставом ООН принципа коллективной безопасно­сти. Но попытки его авторов обойти Устав ООН и прикрыть чисто военно-политический характер пакта никого не обманули. Многие исследователи и политические деятели Запада отмечали, что упо­минание о коллективной безопасности служило лишь прикрытием военной и политической сущности целей договора, являвшегося составной частью американской внешней политики. Создав НАТО в нарушение Устава ООН и основных принципов этой междуна­родной организации. Соединенные Штаты рассчитывали с ее по­мощью обеспечить себе господствующее положение в мире. Пос­ледующие события полностью раскрыли истинные цели США. В опубликованном 29 января 1949 г. заявлении советского мини­стерства иностранных дел о Североатлантическом пакте выявля­лась сущность этого договора, показывалось, как шаг за шагом все дальше и дальше США отходят от согласованных решений с союз­никами по войне, следуя курсу на установление своего господ­ствующего положения в мире и используя для этого политичес­кие, экономические и военные средства. Договор о создании Се­вероатлантического союза был подписан в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. В состав НАТО вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Ис­ландия и Люксембург. В 1952 г. к ним присоединились Турция и Греция, в 1955 г. – ФРГ, а позже и некоторые другие страны.

В Германии западные державы проводили политику слияния своих зон оккупации. Сначала объединились английская и американская зоны – так появилась Бизония, а затем к ним присоединилась фран­цузская зона и возникла Тризония. Был принят и 23 мая 1949 г. рати­фицирован парламентами западногерманских земель подменявший конституцию Основной Закон создаваемого западногерманского го­сударства – Федеративной Республики Германии. Оно было офици­ально провозглашено 7 сентября 1949 г. западногерманским парла­ментом (бундестагом). Так была разделена Германия.

Вполне естественно, что ответной мерой стало создание госу­дарства в восточной зоне оккупации. 7 октября 1949 г. немецкий народный совет провозгласил Германскую Демократическую Рес­публику. В центре Европы образовалось два немецких государства – ФРГ и ГДР.

В это же время большие события происходили на Дальнем Во­стоке. Война, которую вели в течение послевоенных лет между собой гоминьдановцы и Народно-освободительная армия Китая, закончилась победой революционных сил. Гоминьдановцы эвакуи­ровались на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

В 1949 г. произошло еще одно важное событие: 25 января по­явилась межправительственная экономическая организация стран Центральной и Юго-Восточной Европы – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Она была создана по решению совещания шести государств – Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, которое проходило в первых числах января 1949 г. в Москве. Позднее в СЭВ вошли ГДР, Монголия, Куба, Вьетнам.

В 1950–1953 гг. внимание мировой общественности было при­ковано к Корее. В результате второй мировой войны Корея была разделена по 38-й параллели на две части. В южной части находи­лись американские войска, в северной – советские. После образо­вания Республики Корея с центром в Сеуле и Корейской Народно-Демократической Республики с центром в Пхеньяне по разде­лительной полосе зачастую проходили конфликты, вплоть до вооруженных. Советский Союз по договоренности с правитель­ством КНДР вывел свои войска из Кореи. Летом 1950 г. конфликт разгорелся и перерос в войну, которая проходила с переменным успехом. Вначале вперед продвинулась армия КНДР, а затем аме­риканские войска вместе с южнокорейскими стали теснить ее. США в отсутствие советского представителя добились принятия 27 июня 1950 г. Советом Безопасности резолюции, одобрявшей интервен­цию США в КНДР и призывавшей страны–члены ООН к учас­тию в войне против корейского народа. Эта резолюция не имела законной силы, так как она была принята без участия одного из постоянных членов Совета Безопасности, на что советское прави­тельство указало генеральному секретарю ООН в направленном ему протесте.

По поводу начала войны и отсутствия советского представите­ля в Совете Безопасности имеются разные мнения. Ряд исследова­телей и политиков считает, что войну начали северокорейцы, и аргументируют это тем, что вначале продвинулись вперед северо­корейские войска. Однако некоторые документы свидетельствуют о другом. Ряд специалистов-международников полагают, что с со­ветской стороны была допущена ошибка, выразившаяся в отсут­ствии представителя СССР в Совете Безопасности.

Когда положение северокорейских войск стало тяжелым и они были вынуждены отходить к Пхеньяну, помощь корейскому наро­ду оказала Китайская Народная Республика, направив в Корею отряды добровольцев. Совместными действиями армия КНДР и китайские добровольцы оттеснили американские и южнокорейс­кие войска к демаркационной линии по 38-й параллели. В конце концов война была приостановлена и стороны заключили переми­рие, которое существует по настоящее время.

Сложное положение существовало в Индонезии, Египте, Си­рии и Ливане. Индонезийский народ стремился сбросить колони­альную зависимость от Голландии. Еще в марте 1947 г. в Джакарте между Нидерландами и Индонезийской Республикой, провозгла­шенной в августе 1945 г., было подписано так называемое Лингадшатское соглашение. Голландия признала де-факто власть Индо­незийской Республики над Явой, Мадурой и Суматрой, но вслед за этим стала систематически увеличивать свои вооруженные силы на архипелаге. Действия голландских властей поддерживались анг­лийскими и американскими реакционными силами. Это дало воз­можность Голландии начать вооруженную борьбу против индоне­зийского народа. В защиту Индонезии на мировой арене и в ООН решительно выступил Советский Союз. Под напором демократи­ческих сил голландскому правительству в конце концов пришлось пойти на переговоры с Индонезией, которые продолжались с 23 ав­густа по 2 ноября 1949 г. и закончились принятием нового статуса Индонезийской Республики.

Общественность и правительство Индонезии высоко оценили моральную поддержку Советского Союза. Бывший в те годы пос­лом Индонезии в СССР Л. Н. Палар подчеркивал, что еще до установления официальных отношений в 1950 г. между Индонезией и Советским Союзом СССР постоянно оказывал индонезийскому народу помощь и защищал его интересы. «Наше правотельство, наш народ и я лично, – говорил Л.Н. Палар в августе 1956 г., – до сих пор с чувством благодарности вспоминаем поддержку, ока­занную делегацией СССР нашей делегации в период борьбы на­шей страны в достижении независимости».

Большое значение для укрепления мира и международной бе­зопасности имел вопрос о выводе войск с иностранных террито­рий, на которых они оказались во время второй мировой войны. Войска СССР находились в Чехословакии, Норвегии, Югославии, на принадлежащем Дании острове Борнхольм, в Иране и других странах, английские и французские войска – в Греции, Ливане и Сирии. Потребовалось много усилий для того, чтобы добиться вы­вода английских и французских войск с Ближнего Востока. Совет­ские войска были также выведены с территорий других стран.

В этом регионе западные державы начали создавать блоки – Багдадский пакт, СЕАТО и др. Несмотря на противодействие, усилия, предпринимаемые Советским Союзом и рядом других стран, позволили решить некоторые вопросы. Так, удалось заклю­чить Государственный договор с Австрией. Он был подписан 15 мая 1955 г. в Вене представителями СССР, США, Великобритании и Франции. В целом же обстановка оставалась напряженной. «Холод­ная война» оказывала влияние на все стороны международных отношений.

Глава 4

«Холодная война»

Значительное место в истории международных отношений вто­рой половины XX в. занимает период, известный как «холодная война». Этот термин характеризует враждебную политику в отно­шении Советского Союза и других стран, входивших в социалис­тическую систему. «Холодная война» представляла собой резкое противоборство двух систем на мировой арене. Особую остроту она приобрела в конце 40-х – 60-е годы. Было время, когда остро­та несколько спадала, а затем вновь усиливалась. «Холодная вой­на» охватила все сферы международных отношений: политиче­скую, экономическую, военную и идеологическую. Точной даты ее начала практически нет, да ее и невозможно установить.Тем неменее многие считают, что сигналом к развертыванию «холод­ной войны» послужила известная речь У. Черчилля в Фултоне вес­ной 1946г.

Пролог «холодной войны» можно отнести еще к заключитель­ному этапу второй мировой войны. По нашему мнению, не послед­нюю роль в ее зарождении сыграло решение руководства США и Англии не информировать СССР о работах по созданию атомного оружия. К этому можно добавить стремление Черчилля открыть второй фронт не во Франции, а на Балканах и продвигаться не с Запада на Восток, а с юга на север, чтобы преградить путь Крас­ной Армии. Затем в 1945 г. появились планы оттеснения советских войск с центра Европы к довоенным границам. И наконец в 1946 г. речь в Фултоне.

В советской историографии считалось общепризнанным, что «холодную войну» развязали США и их союзники, а СССР был вынужден принимать ответные, чаще всего адекватные, меры. Но в самом конце 80-х и в 90-е годы в освещении «холодной войны» обнаружились и иные подходы. Одни авторы стали утверждать, что вообще нельзя определить ее хронологические рамки и устано­вить, кто ее начал. Другие называют виновниками возникновения «холодной войны» обе стороны – США и СССР. Некоторые обви­няют Советский Союз во внешнеполитических ошибках, привед­ших если не к прямому развязыванию, то к расширению, обостре­нию и длительному продолжению противостояния двух держав.

Конечно, во внешнеполитической деятельности СССР были просчеты, ошибочные ходы и несвоевременное реагирование на действия США и их союзников. Но если спокойно, без перегибов в одну и другую сторону, объективно посмотреть на послевоенную историю, то можно убедиться, что в подавляющем большинстве случаев обострение обстановки и доведение конфликтов до кри­тического состояния исходили от США.

«Холодная война» развернулась и велась между двумя сверх­державами, США и СССР, к которым примыкали и которых под­держивали их союзники. Однако первыми выступали Соединен­ные Штаты. Советский Союз отвечал на предпринимаемые США активные меры, хотя в ряде случаев пытался опередить противо­положную сторону.

В годы «холодной войны» стало правилом применение силы или его угрозы. Стремление к установлению своего господства, к диктату со стороны США стало проявляться давно. После второй мировой войны Соединенные Штаты использовали для достиже­ния своей цели все средства – от переговоров на конференциях, в Организации Объединенных Наций до политического, экономического и даже военного давления в Латинской Америке, в Запад­ной Европе, а затем на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. Главным идеологическим прикрытием их внешнеполитической доктрины служила борьба против коммунизма. Характерными в этом отношении являлись лозунги: «отбрасывание коммунизма», «политика на острие ножа», «балансирование на грани войны».

Из рассекреченного в 1975 г. документа СНБ 68, одобренного в апреле 1950 г. президентом Трумэном, видно, что США решили тогда строить отношения с СССР лишь на основе постоянной кри­зисной конфронтации. Одной из главных целей в этом направле­нии являлось достижение военного превосходства США над СССР. Задача американской внешней политики состояла в «ускорении разложения советской системы».

В сентябре 1951 г. конгресс США принял закон «О взаимном обеспечении безопасности», который предоставлял право финан­сировать эмигрантские антисоветские и контрреволюционные орга­низации. На его основании выделялись значительные средства для вербовки лиц, проживающих в Советском Союзе и других странах Восточной Европы, и оплаты их подрывной деятельности.

США постоянно стремились упредить СССР и быть инициато­рами как в политике, так и в экономике и, особенно, в военном деле. Сначала они спешили использовать свое преимущество, зак­лючавшееся во владении атомной бомбой, затем в развитии новых видов военной техники и оружия, тем самым подталкивая Советс­кий Союз к быстрым адекватным действиям. Главная их цель состо­яла в том, чтобы ослабить СССР, развалить его, оторвать от него союзников. Втягивая СССР в гонку вооружений, США таким обра­зом вынуждали его укреплять армию за счет средств, предназначав­шихся на внутреннее развитие, на улучшение благосостояния народа.

В последние годы некоторые историки обвиняют Советский Союз в принятии и осуществлении таких мер, которые якобы помогли США проводить свою политику, направленную на кон­фронтацию, на усиление «холодной войны». Однако факты гово­рят о другом. Свою особую линию Соединенные Штаты вместе с западными союзниками начали осуществлять с Германии. Весной 1947 г. на сессии СМИД представители США, Англии и Франции заявили о своем отказе от ранее согласованных с Советским Со­юзом решений. Своими односторонними действиями они ставили в тяжелое положение восточную зону оккупации и закрепляли раскол Германии. Проведя в июне 1948 г. в трех западных зонах денежную реформу, три державы фактически спровоцировали берлинский кризис, вынудив советские оккупационные власти оградить восточную зону от махинаций с валютой и защитить ее экономику и денежную систему. В этих целях и была введена сис­тема проверки прибывающих из Западной Германии граждан и запрещено передвижение любого транспорта в случае отказа от проверки. Западные оккупационные власти запретили населению западной части города принимать какую-либо помощь из Восточ­ной Германии и организовали снабжение Западного Берлина воз­душным путем, одновременно усилив антисоветскую пропаганду. Позднее об использовании берлинского кризиса западной пропа­гандой говорил такой осведомленный человек, как Дж. Ф. Даллес.

В русле «холодной войны» западными державами были осуще­ствлены такие внешнеполитические действия, как раскол Германии на два государства, создание военного Западного союза и подписа­ние Североатлантического пакта, о котором уже говорилось выше.

Затем последовала полоса создания в разных районах мира во­енных блоков и союзов под предлогом обеспечения взаимной бе­зопасности.

В сентябре 1951 г. США, Австралия и Новая Зеландия создают военно-политический союз (АНЗЮС).

26 мая 1952 г. представители США, Англии и Франции, с од­ной стороны, и ФРГ – с другой, подписывают в Бонне документ об участии Западной Германии в Европейском оборонительном сообществе (ЕОС), а 27 мая ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург заключают в Париже договор о создании этого блока.

В сентябре 1954 г. в Маниле США, Англия, Франция, Австра­лия, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины и Таиланд подпи­сывают Договор о коллективной обороне Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

В октябре 1954 г. подписываются Парижские соглашения о ре­милитаризации ФРГ и включении ее в Западный союз и НАТО. Они вступают в силу в мае 1955 г.

В феврале 1955 г. создается военный турецко-иракский союз (Багдадский пакт).

Действия США и их союзников требовали ответных мер. 14 мая 1955 г. был оформлен коллективный оборонительный союз социа­листических государств – Организация Варшавского договора. Это был ответ на создание военного блока НАТО и включение в него ФРГ. Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией. Он носил исклю­чительно оборонительный характер и не был направлен против кого бы то ни было. В его задачу входила охрана социалистических завоеваний и мирного труда народов стран–участниц договора.

В случае создания в Европе системы коллективнойбезопаснос­ти Варшавский договор должен был утратитьсвою силусо днявступления в действие общеевропейского договора.

Чтобы затруднить Советскому Союзу решение вопросов пос­левоенного развития, США ввели запрет на экономические связи и торговлю с СССР и странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Прервалась поставка в эти страны даже ранее заказанного и уже готового оборудования, транспортных средств и различных материалов. Был специально принят перечень предметов, запре­щенных к вывозу в СССР и другие страны социалистического ла­геря. Это создало определенные трудности для СССР, но нанесло серьезный ущерб и промышленным предприятиям Запада.

В сентябре 1951 г. американское правительство аннулировало существовавший с 1937 г. торговый договор с СССР. Принятый в начале января 1952 г. второй список товаров, запрещенных к выво­зу в социалистические страны, был настолько широк, что в него входили товары чуть ли не всех отраслей промышленности.

Во внешнеполитических действиях Советского Союза в этот период надо отметить два направления. С одной стороны, советс­кая дипломатия своими предложениями и действиями пыталась найти пути к укреплению мира и международной безопасности. С дру­гой – советское правительство принимало твердые меры в ответ на те действия США и других западных держав, которые шли в вразрез с интересами мира и затрагивали интересы и безопасность СССР и других социалистических стран. С позиций сегодняшнего дня можно сказать, что некоторые советские внешнеполитические акты нужда­лись в коррективах, не всегда в них учитывалась сложившаяся обста­новка, иногда они осуществлялись с опозданием.

В последние годы появились различные оценки позиции СССР в отношении «плана Маршалла». Некоторые авторы считают, что этот план надо было принять, так как, по их мнению, во-первых, страны Восточной Европы получили бы хотя и небольшую, но все же помощь, в которой они в те годы нуждались, во-вторых, принятие этой помощи не означало для них даже частичной поте­ри самостоятельности. Но нельзя забывать, что по «плану Мар­шалла» предусматривалась поставка не тех товаров, которые той или иной стране были необходимы, а тех, которые сами США решили ввезти в определенную страну; к тому же этот план пре­следовал и политические цели, а именно поддержку правящих кругов ряда государств в борьбе с демократическими и прогрес­сивными движениями. В этом смысле «план Маршалла» оправдал надежды американской дипломатии. Особенно наглядно это про­явилось во Франции и в Италии.

В этот период руководствомСССР был совершен ряд неоправ­данных внешнеполитических действий. Это относится к явно раз­дутому конфликту между Советским Союзом и Югославией, ко­торый оказал негативное воздействие на развитие международных отношений и был использовать США в своих целях.

В годы «холодной войны» обстановка была непростой. Стороны не доверяли друг другу и относились с большим подозрением к действиям как внутри стран-контрагентов, так и на международ­ной арене. Несмотря на это, появлялись моменты, когда можно было решить если не все, то хотя бы небольшие, частные вопросы. Такой период создался летом 1960 г. К этому времени наша страна добилась впечатляющих успехов в освоении космоса. Это способ­ствовало росту среди радикально-настроенных кругов Запада уве­ренности в том, что необходим поиск согласованных с Советским Союзом решений по различным аспектам разоружения. На амери­канскую общественность оказал влияние и инцидент с американ­ским разведывательным самолетом У-2, сбитым в районе Сверд­ловска 1 мая 1960 г.

Во время встречи в Париже советской и американской делега­ций, возглавляемых президентом Д. Эйзенхауэром и премьером Н. С. Хрущевым, по мнению большинства специалистов, дости­жение каких-то соглашений было возможно. Срыв же перегово­ров руководителей СССР, США, Англии и Франции в Париже в мае 1960 г. фактически произошел из-за негибкости политики Хру­щева, о которой свидетельствует хотя бы его выступление во дворце Шайо.

Иногда к оценке тех или иных действий на международной арене подходят односторонне, без учета всех факторов. Таким при­мером может служить «кубинский кризис». Существуют высказы­вания о неправильных действиях СССР, а некоторые авторы даже обвиняют Советский Союз в создании «кубинского кризиса». На­верное, с позиции сегодняшнего дня можно было ракеты на Кубу не ввозить. Но надо чуть-чуть оглянуться назад. Может быть, не было бы принято решение об оказании военной помощи Кубе, если бы не было операции на Плайя-Хирон, организованной и поддержанной американскими специальными службами.

Годы «холодной войны» дают основание для вывода о том, что, противостоя коммунизму и революционным движениям, Со­единенные Штаты прежде всего боролись против Советского Со­юза, как страны, представлявшей наибольшее препятствие в осу­ществлении их главной цели – установления своего господства над миром.

Глава 5

Распад колониальной системы

Вторая мировая война, оказавшая большое влияние на все сто­роны жизни, способствовала дальнейшему развитию борьбы на­родов колониальных и зависимых стран за свое освобождение. По­беда демократических сил над фашизмом, главную роль в которой сыграл СССР, плодотворно повлияла на развертывание нацио­нально-освободительного движения в Азии, Африке и Латинской Америке. После второй мировой войны наступила новая эра в борьбе народов за освобождение. Колониальная система начала распадаться.

Первыми по времени стали освобождаться страны Юго-Вос­точной Азии. Еще в годы войны индонезийский народ боролся с японцами, которые оккупировали страну и жестоко подавляли любое выступление за независимость. В августе 1945 г., когда Япо­ния еще не капитулировала, но крах японского милитаризма был предрешен, один из лидеров национально-освободительного дви­жения, Сукарно, провозгласил независимость Индонезии и стал первым президентом Индонезийской Республики. Рождение ново­го независимого государства произошло без вооруженного восста­ния. Бескровная победа стала возможна потому, что находившиеся на острове японские части были деморализованы, а после подпи­сания капитуляции вообще не могли оказывать никакого сопро­тивления. Вооруженные же силы Голландии и других западных стран, бывших ранее хозяевами Индонезии, на островах архипе­лага отсутствовали. Поэтому в первые дни после провозглашения независимости в стране было спокойно, шло формирование пра­вительства и других органов власти.

Однако вскоре на острове Ява высадились английские войска, которые прибыли туда под видом разоружения японцев. Англича­не привезли с собой временного генерал-губернатора Ван Моока, который должен был вернуть старые порядки, установленные гол­ландскими колонизаторами. Английские воинские части не цере­монились с индонезийскими патриотами, что вызвало возмуще­ние и всевозрастающее сопротивление населения страны.

10 ноября 1945 г. в Индонезии началась вооруженная борьба против колониализма, за свободу и независимость республики. До полной ее победы прошел не один год. Борьба шла не только на островах, но и в ООН, на международных конференциях. Лишь 10 августа 1954 г. голландско-индонезийский союз был расторгнут. В мае 1956 г. президент Сукарно подписал Закон о его упраздне­нии, который был принят парламентом.

За Индонезией пришла очередь Бирмы. Англичане, проводив­шие здесь операции против японцев, оккупировавших Бирму, вся­чески мешали развитию национально-освободительного движения, несмотря на то, что бирманские патриоты оказывали английским войскам значительную помощь. Несмотря на политику английских властей, пытавшихся политическими маневрами не допустить пе­рехода власти в руки бирманскому народу, по всей стране росло освободительное движение. Требование о передаче всей полноты власти народу и проведении выборов в Учредительное собрание стало всеобщим. В конце концов английское правительство под давлением национальных сил, требовавших независимости, вы­нуждено было предоставить Бирме статус доминиона. В сентябре Учредительное собрание приняло Основной Закон (Конституцию), провозгласивший новую республику – Бирманский Союз. 4 янва­ря 1948 г. в столице новой республики Рангуне английский флаг был спущен и поднят флаг Бирманского Союза.

15 августа 1947 г. в Дели взвился трехцветный флаг независи­мой Индии вместо спущенного британского флага. Индийский на­род одержал победу после долголетней, мужественной и тяжелой борьбы.

Вынужденное пойти на признание независимости Индии, ан­глийское правительство разделило ее территорию на два государ­ства – Индию и Пакистан, причем разделение было сделано не только без согласия индийского правительства, но и проведено так, что на протяжении всех последующих лет возникают конф­ликты и противостояния, доходящие порой до военных действий.

Пакистан состоял из двух разрозненных частей - восточной и западной. На суше они отстояли одна от другой на 1500 км, а по воде вокруг полуострова путь между ними составлял около 5000 км. В конце концов восточная часть – Бенгалия – после долгих конф­ликтов стала самостоятельным государством Бангладеш. Разделе­ние бывшей колонии было осуществлено по религиозному при­знаку, без учета исторического развития и сложившихся традиций. Это привело к тому, что с самого начала разделения происходили погромы и массовые убийства на религиозной основе. Тысячи и тысячи индусов вынуждены были покидать территорию Пакиста­на, на которой они проживали, а мусульмане покидали Индию. Борьба из-за княжеств Джамму и Кашмир, а также Хайдарабад и Джунатарх вспыхивает постоянно.

После принятия 26 января 1950 г. Учредительным собрани­ем новой конституции Индия стала суверенной демократической республикой, оставаясь в то же время в Британском содружестве наций.

В феврале 1948 г. английское правительство вынуждено было предоставить право доминиона острову Цейлон.

4 июля 1946 г. Филиппинская Республика стала суверенным государством, хотя США оставили здесь свои военные базы и со­хранили над республикой определенный контроль.

Спустя 11 лет, в августе 1957 г., независимость получила Малайя.

В 1951 г. Непал стал суверенным государством с конституцион­ной монархией.

Наиболее тяжелый и сложный путь к независимости прошел Вьетнам. День капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. стал днем рождения свободной и независимой Демократической Республи­ки Вьетнам. Однако вьетнамскому народу, который во время вой­ны боролся с японскими оккупантами, вновь пришлось взяться за оружие. Правящие круги Франции не хотели смириться с потерей своих владений в Индокитае. Французы при поддержке английс­ких воинских частей, оккупировав 23 сентября 1945 г. Сайгон, ста­ли захватывать территорию Южного Вьетнама, вторглись в Кам­боджу. Одновременно чанкайшисты вошли во Вьетнам с севера, объясняя свои действия необходимостью принятия капитуляции японских частей. Вьетнамский народ встал на защиту своей родины.

После успехов Народно-освободительной армии Китая чанкай­шисты покинули Вьетнам, а вскоре вообще перебрались на Тай­вань. Французы же продолжали борьбу, несмотря на то, что со­противление вьетнамского народа усиливалось, а мировая про­грессивная общественность все решительнее требовала их ухода из Вьетнама. После поражения французских войск и падения опорно­го пункта Дьен Бьен Фу вновь сформированное правительство Франции в мае 1954 г.

Наши рекомендации