Русско-японская война 1904–1905 гг.
Внешняя политика России в первые годы XX в. характеризуется двумя тенденциями.
С одной стороны, правительство Николая II стремилось сохранить сложившееся в европейских делах равновесие, не допустить военных столкновений, выступало с миротворческими инициативами (в 1899 г. в Гааге по предложению Николая II прошла первая конференция по разоружению).
С другой стороны, эти усилия нужны были России для беспрепятственного претворения в жизнь «азиатской программы» – укрепления влияния на Дальнем Востоке.
Главным соперником России в этом регионе была Япония, которая начала экспансию в Корее и Китае.
В 1898 г. Китай предоставил России право безвозмездной аренды Ляодунского полуострова и базы Порт-Артур (Люйшунь) на 25 лет. Кроме того, за несколько лет до этого было получено разрешение на строительство в Манчжурии (северо-восточный Китай) железной дороги для того, чтобы соединить Приамурье с российским Приморьем. Но усиление российских позиций на Дальнем Востоке вызвало недовольство Японии, тайную поддержку которой оказывали США и Великобритания.
В 1902 г. инспекционную поездку по Дальнему Востоку предпринял министр финансов С.Ю. Витте. Он установил, что Россия не готова к войне на этом направлении – отсутствуют необходимые коммуникации, на границе с Китаем нет достаточного количества войск. Витте прямо говорил о том, что без достаточного экономического освоения дальневосточного региона, война там не просто нежелательна, а губительна. Однако в 1903 г. на совещании по делам Дальнего Востока Николай II высказался за подготовку к войне с Японией. Большинство сановников поддержали его.
Помимо внешнеполитических причин, правительство имело и внутриполитические резоны для того, чтобы начать этот военный конфликт. «Маленькая победоносная война», по мнению многих, должна была способствовать подъему патриотизма и снятию социальной напряженности в стране.
Война была начата Японией. В ночь с 26 на 27 января 1904 г. японский флот напал на русскую эскадру на рейде Порт-Артура. Одновременно в корейской бухте Чемульпо (Инчхон) были атакованы российский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».
Неудачи преследовали русскую армию на всем протяжении войны. Они были вызваны общей экономической, а значит, и технической отсталостью России, недооценкой военной мощи Японии (японские вооруженные силы в два раза превосходили по численности российские части на Дальнем Востоке, в несколько раз – по количеству стволов и артиллерии, значительно опережали технологически) и тактическими просчетами командования. Ни мужество русских солдат и матросов, ни таланты командиров на местах не могли дать России победы в этой войне.
В феврале 1904 г. в Порт-Артур прибыл назначенный командующим Тихоокеанским флотом, адмирал С.О. Макаров. Русская эскадра начала активные военные действия. Однако 31 марта во время разведки флагманский броненосец «Петропавловск» напоролся на мину, вместе со всем экипажем погиб и адмирал Макаров (и выдающийся русский художник-баталист В.В. Верещагин). Военные действия были в основном перенесены на сушу.
В апреле 1904 г. 1-я японская армия перешла границу Манчжурии и, разбив русские войска, заставила их отступить к Ляояну, а на Ляодунском полуострове в тылу Порт-Артура высадилась 2-я японская армия. Захватив порт Дальний (Далянь), японцы сделали его плацдармом для операций против Порт-Артура. Героической обороной этой базы руководил генерал Р.И. Кондратенко, за 7 месяцев осады гарнизон Порт-Артура выдержал 6 штурмов и надолго связал 2-ю армию и практически весь флот японцев. В августе 1904 г. русские войска потерпели крупное поражение под Ляояном, в октябре – на р. Шахе. 2 октября на помощь Порт-Артуру из Либавы (Лиепаи) вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П. Рождественского. Но ей предстояло пройти Атлантический и Индийский океан, выйти в Тихий, а затем с боями пробиваться к Порт-Артуру. 2 декабря погиб генерал Р.И. Кондратенко, и 20 декабря генерал А.М. Стессель сдал город японцам, несмотря на то, что Совет обороны был против, и гарнизон еще мог сопротивляться.
В феврале 1905 г. из-за нерешительности генерала А.Н. Куропаткина русская армия проиграла генеральное сражение под Мукденом, в мае 2-я Тихоокеансая эскадра была разгромлена японским флотом у о. Цусима, в июне японцы высадились на Сахалине. В России разгорелась революция, катализатором которой во многом послужили неудачи в войне.
Президент США Т. Рузвельт выступил посредником в мирных переговорах между Россией и Японией, они начались 27 июля 1905 г. в Портсмуте. 23 августа был подписан Портсмутский мир, по условиям которого Корея признавалась сферой японских интересов; Россия уступала Японии аренду Ляодунского полуострова и Порт-Артура; Японии отходила южная половина Сахалина (граница – 50 параллель); японские рыбаки получали право рыболовства вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях
Революция 1905–1907 гг.
Причины революции
Революцию 1905–1907 гг. в России вызвали нерешенные социально-экономические и политические проблемы. К основным причинам революции можно отнести:
1) аграрный вопрос. Русское крестьянство, насчитывавшее около 100 млн. человек (более 70% населения), распоряжалось только 35% земель в стране. Измельчание крестьянских наделов происходило на фоне того, что значительная часть государственных и помещичьих земель не возделывалась – «лежала в пустошах». Кроме того, земледельцы продолжали платить выкупные платежи. Крестьяне не только постоянно голодали и влачили убогое существование, но и были совершенно бесправны;
2) рабочий вопрос. С конца XIX в. численность рабочего класса в России постоянно увеличивалась, при этом правительство как будто не замечало существования этой группы населения. Попытки создания рабочего законодательства ограничивались, чаще всего, рекомендательными мерами, которые из-за отсутствия действенного контроля не соблюдались. По сложившейся традиции, правительство избегало активного вмешательства в отношения между предпринимателями и пролетариатом. Огромная масса рабочих жила за чертой бедности и не имела никаких социальных гарантий. С другой стороны, рабочие не имели элементарных гражданских прав. Самостоятельно бороться за удовлетворение хотя бы экономических требований им было запрещено;
3) национальный вопрос. 57% населения Российской империи составляли нерусские народы. При этом правительством проводилась политика насильственной русификации – они не имели национально-культурной автономии (сокращалась даже автономия Финляндии, последней провинции, сохранившей к концу XIX в. некоторые черты самоуправления), многие из них причислялись к сословию «инородцы» и были ограничены в правах;
4) политический кризис. Политика Николая II была направлена на сохранение незыблемости неограниченного самодержавия. Либеральные проекты, даже исходящие от высших сановников (С.Ю. Витте, П.Д. Святополк-Мирский и др.), не находили отклика. В России отсутствовали политические права и возможность легальной политической борьбы;
5) поражение России в Русско-японской войне, ставшее очевидным к началу 1905 г.
Основные этапы революции
Революцию 1905–1907 гг. в России можно разделить на три основных этапа.
Первый этап – подъем революционного движения (зима – лето 1905 гг.). Импульсом началу революции стало «Кровавое воскресенье». 9 января 1905 г. 140-тысячная толпа мужчин, женщин, стариков и детей, возглавляемая отцом Георгием Гапоном, с иконами и портретами царя двинулась к Зимнему дворцу. Не зная, что Николай II покинул столицу, рабочие хотели подать царю петицию, в которой умоляли государя прислушаться к их просьбам о повышении заработной платы, отмене обязательных сверхурочных работ, 8-ми часовом рабочем дне, ограничении произвола нанимателей. Несмотря на то что под влиянием социал-демократов и эсеров, помимо экономических требований, в петицию были включены и политические (амнистия политическим заключенным, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний и др.), общий тон прошения выражался в том, что император – единственный источник «правды и защиты». Власти были заранее осведомлены о готовящемся шествии и приняли меры военного подавления «беспорядков». Город был поделен на военные участки. Войска приняли полную готовность. Главнокомандующий петербургским военным округом, великий князь Владимир Александрович дал команду открыть огонь по толпе. Всего (по неофициальным данным) было убито свыше 1200 человек, более 2000 ранено.
Расстрел в столице всколыхнул всю страну: в Петербурге, Москве, Прибалтике стала нарастать волна забастовок, политических митингов, демонстраций. В январе бастовало более 400 тыс. рабочих, в феврале – около 300 тыс. К стачкам присоединились служащие и студенты. Всего в январе – марте бастовали более 800 тыс. человек. В феврале 1905 г. начались крестьянские бунты в Курской, Орловской и других губерниях России, в марте аграрное движение перекинулось в Поволжье и на национальные окраины. Новая волна революции поднялась в мае 1905 г. В первомайских стачках приняли участие 600 тыс. человек. В некоторых городах рабочие захватывали власть и создавали органы самоуправления – Советы (в Ивано-Франковске власть принадлежала Совету рабочих депутатов с мая по июль 1905 г.). В революцию втягивались все более широкие круги общества. В мае 1905 г. профессиональные союзы интеллигенции объединились в Союз союзов, добивавшийся либеральных реформ. В июне 1905 г. на рейде Одессы произошло восстание экипажа броненосца «Князь Потемкин-Таврический». Происходили антиправительственные выступления и в других воинских частях. С течением времени революционный накал не спадал. Попытки правительства успокоить народное недовольство полумерами (отставка министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирского, проект создания законосовещательной Думы А.Г. Булыгина и т.д.) не имели успеха. Осенью 1905 г. бунтовал уже каждый второй уезд европейской России. Основными требованиями становились политические – «Долой самодержавие!».
Второй этап – апогей революции (осень – зима 1905 г.). В сентябре 1905 г. эпицентр революции переместился в Москву. Здесь развернулась общегородская политическая стачка, которую начал профсоюз печатников, а вскоре поддержали булочники, столяры, табачники, транспортники и др. Стачки солидарности с москвичами проводили предприятия Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири, национальных окраин. В начале октября 1905 г. политическая стачка приняла всероссийский характер. На несколько дней по всей стране встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники. На улицах бушевали огромные митинги с требованием политических свобод и созыва Учредительного собрания.
17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», дававший населению политические свободы и провозглашавший Государственную Думу законодательным органом. Вскоре была проведена политическая амнистия, а в начале ноября вышел указ о сокращении выкупных платежей с крестьян и полной их отмене к 1907 г. Этот манифест оказал двоякое влияние на общество. Либеральные силы посчитали свою задачу выполненной, а революцию – завершенной. В то же время лидеры рабочего и крестьянского движения восприняли его как свидетельство слабости власти и призвали народ продолжить борьбу за полное свержение самодержавия. В начале ноября 1905 г. II Всероссийский съезд крестьян в Москве требовал национализации земли, а в Севастополе произошло восстание военных моряков, начавшееся на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта П.П. Шмидта. Огромные средства были потрачены на подготовку вооруженного восстания. 21 ноября в Москве образовался Совет рабочих депутатов, который должен был стать штабом восставших. В начале декабря он призвал рабочих к политической стачке. Москвичей поддержали рабочие Петербурга и многих других городов. На борьбу с забастовщиками правительство направило войска. 10 декабря 1905 г. московская стачка переросла в вооруженное восстание. На улицах шли бои, строились баррикады, в некоторых районах города власть перешла к рабочим. Центром ожесточенных сражений стала Пресня. Но силы были слишком неравны. 19 декабря 1905 г., по решению Совета, восстание, жертвами которого стали тысячи людей, прекратилось.
Третий этап – спад революции (1906–1907 гг.). Этот период характеризуется постепенным спадом забастовочного движения (если в 1905 г. бастовало 2863 тыс. человек, то в 1906 г. – 1108 тыс., а в 1907 г. – 740 тыс.) и снижением накала крестьянской борьбы. 26 апреля министром внутренних дел был назначен саратовский губернатор П.А. Столыпин, прославившийся жестоким подавлением крестьянских волнений в своей губернии в 1905 г. Во многих губерниях России вводилось военное положение или положение Чрезвычайной охраны, дававшее губернаторам право передавать политические дела в закрытый трибунал, закрывать учебные заведения и периодические издания, высылать без суда «неблагонадежных лиц». В августе 1906 г. Столыпин подписал указ о военно-полевых судах. Согласно этому указу, суд по обвинению в революционном терроре должен проходить не более чем в 48 часов, а приговор приводиться в исполнение в течение следующих суток. В 1906–1910 гг. по приговорам военно-полевых судов почти четыре тысячи человек были казнены, более 26 тыс. – отправлены на каторгу. В июле 1906 г. Николай II распустил I Государственную Думу и назначил П.А. Столыпина председателем Совета министров. 3 июня 1907 г. по инициативе П.А. Столыпина была распущена II Государственная Дума и принят новый избирательный закон, значительно урезавший политические права широких слоев населения. Этот переворот не вызвал активного народного сопротивления, что явилось свидетельством окончания Первой русской революции.
Манифест 17 октября 1905 г.
В ходе революционных событий 1905 г. Николаю II становилось ясно, что только силой не усмирить народное недовольство. С другой стороны, ему претила мысль идти на поводу у «разбушевавшейся черни», и уж ни в коем случае император не собирался отступать от своего священного долга сохранения неограниченной монархии. Поэтому на начальном этапе революции попытки власти прекратить антиправительственные настроения в обществе носили характер мелких уступок. Так, 18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт, подготовленный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным, в котором предлагал привлекать «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Тогда же вышел указ, разрешающий частным лицам и организациям подавать петиции на высочайшее имя и доводить до сведения властей свои предложения по улучшению государственной деятельности. Однако в этих же документах сообщалось, что реформы не должны затронуть основные законы страны и, в первую очередь, принцип самодержавной власти. Но если в 1894 г. именно этого и просили у нового императора представители либеральной общественности, то в 1905 г. такие расплывчатые обещания уже не удовлетворяли народные чаяния.
Игнорируя этот факт, царь продолжал видеть в данном проекте средство остановить революцию. 6 августа 1905 г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной Думы. Эта Дума, прозванная «булыгинской», являлась совещательным органом, лишенным законодательной инициативы, не имея права голоса по вопросам бюджета и по основным законам. Выборы в нее проходили по системе, учитывавший имущественный и сословный ценз, что полностью лишало избирательных прав пролетариат и крайне ограничивало участие в выборах представителей небогатого городского населения, служащих и т.д. Указ вызвал в стране не спад оппозиционных настроений, а всеобщее возмущение. Большинство политических сил бойкотировало выборы.
В начале октября 1905 г. политическая стачка, начавшаяся в Москве, приняла всероссийский характер. На несколько дней по всей стране встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники и.д. На улицах бушевали митинги с требованием политических свобод и созыва Учредительного собрания. В этих условиях Николай II, наконец, осознал, что полумеры не спасут ситуацию, а только разожгут гнев народа. Он обратился за помощью к председателю Комитета министров, графу С.Ю. Витте. Царь не любил Витте, но не мог не учитывать его успех на тяжелейших русско-японских переговорах в Портсмуте и то, что среди высших сановников председатель Комитета министров был на тот момент практически единственным, кто разделял либеральные взгляды.
9 октября 1905 г. С.Ю. Витте подал императору меморандум с программой реформ, называя меры от 18 февраля и 6 августа недостаточными и устаревшими и предлагая установить настоящий конституционный порядок. Император колебался, но масштабы всероссийской политической стачки заставили его 17 октября 1905 г. подписать основанный на меморандуме Витте «Манифест об усовершенствовании государственного порядка».
Манифест 17 октября давал населению «незыблемые основы гражданской свободы» – неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. К выборам в Думу привлекались «те классы населения, которые ныне (по избирательному закону 6 августа) совсем лишены избирательных прав». Государственная Дума получала законодательные полномочия – «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» и право осуществлять надзор за закономерностью действий властей.
Если большинством оппозиции этот манифест был воспринят как первый шаг на пути к созданию в России конституционной монархии, то для Николая II это была максимальная уступка общественному мнению, на которую он мог пойти, и от которой он намерен был по возможности скоро отказаться.
19 октября 1905 г. Комитет министров был преобразован в Совет министров, и его председателем стал С.Ю. Витте. На Витте были возложены задачи: обеспечить провозглашенные Манифестом свободы, подготовить выборы в Думу и навести порядок. Чтобы навести порядок, в первые же месяцы после принятия Манифеста пришлось урезать все данные им населению гражданские права – арестовывались подозреваемые в революционной деятельности, закрывались газеты и т. д. 11 декабря 1905 г. был принят новый избирательный закон, представлявший явный прогресс по сравнению с законом 6 августа – избирательные права получили еще 25 млн. человек. Но выборы остались многоступенчатыми, а права избирателей неравными. Тогда же проведена реформа Государственного совета, который превращался в верхнюю палату парламента, имеющую законодательные полномочия. Наконец, серьезным ударом по надеждам общественности, связанным с Манифестом 17 октября, стало принятие 24 апреля 1906 г. новых «Основных государственных законов», сильно ограничивавших законодательные, бюджетные и политические права Думы. Государь сохранял высшую самодержавную власть, право созыва и роспуска Думы, а в перерыве между сессиями – право провозглашать и отменять законы, объявлять чрезвычайное положение и т.д., об ответственности правительства перед Думой не шло и речи.
Таким образом, уже к началу работы I Государственной Думы власть начала отказываться от обещаний, данных в манифесте 17 октября.