Война и Русская православная Церковь
К 1941 г. гонения на Церковь по всей стране были приостановлены. В то же время высказывание К. Маркса о том, что "религия - это вздох угнетенной твари, душа бессердечного мира, дух бездушного безвременья. Она - опиум народа", - оставалось одной из главных установок "атеистического государства". В 1938 г. в СССР не существовало ни одного монастыря, а количество православных приходов, по различным оценкам, колебалось от 150 до 400. К 1941 г. РПЦ имела уже 64 монастыря (в 1914 г. их было 1025) и свыше 3 тыс. действующих храмов, более 90% церквей находилось на территориях, включенных в состав Советского Союза в 1939-1940 гг. Правительство не могло не считаться с новыми массами православного населения и вынуждено было создавать видимость религиозной терпимости.
В первый же день войны, 22 июня, местоблюститель партиаршего престола митрополит Сергий, несмотря на свои физические недостатки - глухоту и малоподвижность, - написал и собственноручно отпечатал на машинке послание, в котором призывал православный русский народ на защиту Отечества. В послании, которое Сергий сумел разослать по всем уголкам страны, отмечалось: "Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой". Митрополит Сергий призвал всех вспомнить святых вождей Руси Александра Невского, Дмитрия Донского и благословлял народ на защиту границ страны, подчеркивая, что "Господь дарует нам победу". Документ, безусловно, носил исторический характер. Однако позиция РПЦ оказалась непонятной для многих за рубежом, где считали, что начавшаяся война должна до предела обострить противоречия между государством и Церковью.
Вслед за Сергием 26 июля 1941 г. к верующим Ленинградской епархии с посланием "Церковь зовет к защите Родины" обратился митрополит Алексий. Таким образом, в чрезвычайных условиях превыше всего для Церкви оказались не предубеждения и обиды, а вековые традиции национального и патриотического служения русского православия. За годы войны патриарший местоблюститель обращался к верующим с патриотическими воззваниями 24 раза, откликаясь на все главные события в военной жизни страны.
Опасность, нависшая над СССР, необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая позиция РПЦ побудили советское правительство к изменению религиозной политики. В стране начали открываться приходы, закрытые в 30-е гг., оставшиеся в живых священнослужители освобождались из лагерей и возобновляли служение в храмах. В печати прекратилась антирелигиозная кампания, Журналы, издаваемые "Союзом воинствующих безбожников", перестали выходить за недостатком бумаги, а сам Союз прекратил существование без официального роспуска.
В условиях опасности, нависшей над Москвой в 1941 г., митрополит Сергий был эвакуирован в Ульяновск, который стал своеобразным духовным центром России. Именно из Ульяновска Сергий рассылал по стране свои послания и обличал оккупантов за пролитие невинной крови, разорение и поругание национальных святынь.
Патриотическая деятельность РПЦ проявлялась в военные годы в разнообразных формах. Так, в 5 действующих православных церквях Ленинграда даже в годы блокады продолжались службы. Митрополит Алексий оставался в городе и каждое воскресенье служил в Никольском соборе, призывая народ к мужеству и надежде. Молебны о даровании победы РККА проходили по всей стране. Сотни священнослужителей оказались в рядах действующей армии. Будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен начал свой боевой путь по фронтам Великой Отечественной войны в качестве заместителя командира роты. В Красноярске в должности главного хирурга эвакогоспиталя трудился архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), известный ученый-медик, удостоенный в 1946 г. Государственной премии I степени. Свидетельством признания заслуг духовенства со стороны государства явилось назначение митрополита Киевского Николая членом Чрезвычайной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немцев и их сообщников.
Одним из важнейших направлений патриотического служения Церкви в период войны стала материальная помощь государству и армии. Сбор пожертвований в фонд обороны и советского Красного Креста начался уже 23 июня 1941 г. Только в Ленинградской епархии было собрано свыше 6 млн рублей, в Вологодской области - 2,5 млн рублей, в Красноярском крае - 4 млн рублей, в Ставропольском - 6 млн рублей, а в Горьковской области - более 9 млн рублей. Всего за годы войны взносы от РПЦ в фонд обороны составили свыше 300 млн рублей. Причем средства жертвовались даже на оккупированной врагом территории и оттуда доставлялись в Наркомат финансов СССР. Известно, что житель села Бродовичи на Псковщине Федор Пузанов собрал среди верующих золота, серебра, церковной утвари и денег на сумму в 500 тыс. рублей, а затем через партизан передал их на Большую землю.
На средства РПЦ создавались воинские формирования. По призыву митрополита Сергия 30 декабря 1942 г. началось создание танковой колонны имени Дмитрия Донского. 7 марта 1944 г. состоялась передача 40 танков Т-34 частям действующей армии. В Новосибирске собирались средства на строительство самолетов Сибирской эскадрильи "За Родину"; шло формирование авиационной эскадрильи имени Александра Невского.
На рубеже 1942-1943 гг. митрополит Сергий предпринял важный шаг на пути к фактической легализации Церкви. Он направил Сталину телеграмму, в которой просил разрешения на открытие банковского счета РПЦ, куда вносились бы средства, пожертвованные на оборону во всех храмах страны. В начале 1943 г. Сталин дал на это свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил Церковь за ее труды. Получив разрешение открыть банковский счет, РПЦ стала юридическим лицом.
31 августа 1943 г. из Ульяновска в Москву вернулся митрополит Сергий. 4 сентября он вместе с митрополитами Алексием и Николаем был приглашен в Кремль для беседы с председателем Совнаркома Сталиным. В ходе состоявшейся встречи удалось достичь нескольких важных целей. Уже 8 сентября должен был открыть свою работу Собор иерархов РПЦ, главной задачей которого являлось избрание патриарха. Кроме того, создавался специальный государственный орган, призванный осуществлять связь между правительством и руководством Церкви - Совет по делам Русской православной Церкви. Правительство также решило предоставить РПЦ для размещения патриархии бывшую резиденцию германского посла в Москве Шуленбурга. Было принято решение об открытии в Москве Богословского института и Богословско-пастырских курсов.
8 сентября 1943 г., осуществляя пожелание Сталина о подготовке Собора в "большевистских темпах", в Москве собрались 19 иерархов РПЦ. Первоочередным делом Собора стало избрание патриарха. Голосование прошло единодушно, и на патриарший престол был избран митрополит Сергий, который фактически уже в течение 17 лет выполнял эти обязанности. Патриаршество Сергия, однако, не было продолжительным. Он скончался 15 мая 1944 г. В ходе заседаний Поместного Собора РПЦ, состоявшегося с 31 января по 2 февраля 1945 г., тринадцатым патриархом Московским и всея Руси стал Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский). Тогда же на Соборе было принято Положение об управлении РПЦ, действовавшее вплоть до 1988 г.
В ходе Великой Отечественной войны на оккупированных территориях СССР стихийно развернулось церковное строительство - ремонтировались, открывались и освящались уцелевшие храмы, устраивались молитвенные дома. В религиозной политике нацисты, таким образом, руководствовались директивами, допускавшими возрождение местной церковной жизни, но препятствовавшими созданию общенациональных церковных административных структур. Гитлер считал необходимым избегать положения, при котором одна церковь удовлетворяла бы религиозные нужды больших районов. Более того, желательным виделось превращение чуть ли не каждой деревни в независимую секту: "Если некоторые деревни в результате захотят практиковать черную магию, как это делают негры или индейцы, мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им". Немецкая политика в отношении РПЦ была направлена на поощрение любой формы раскола и разъединения. Всего за годы войны на территории, подвергшейся оккупации врага, было открыто 7,5 тыс. храмов и около 40 монастырей. Но, несмотря на это, германским властям так и не удалось добиться разобщения народа. Вопреки ожиданиям нацистов, церкви не превратились в средоточие антисоветской пропаганды. Напротив, они стремились оказывать помощь бедным, военнопленным, став хранителями национальных традиций для значительной части населения оккупированных территорий. Позицию подавляющего большинства служителей РПЦ отражали не те, кто молился за Гитлера, а те, кто укреплял дух населения и помогал государству выстоять в борьбе с врагом. К концу войны сложились основные принципы новой религиозной политики советской власти, характеризующиеся большой терпимостью по отношению к православию. Только с января по ноябрь 1944 г. по стране было открыто свыше 200 церквей. В августе 1945 г. на территории СССР действовало 10 243 церкви и молитвенных дома, имелось 75 православных монастырей (29 из них были открыты в период немецкой оккупации). Совнарком СССР предложил местным органам власти не препятствовать их деятельности, сохранив за ними занимаемые жилые и служебные помещения, земли, скот и сельскохозяйственный инвентарь. Постановлением правительства от 23 августа 1945 г. разрешалось производить колокольный церковный звон в городах и селах. Все это свидетельствовало как об определенном росте религиозных настроений в'массе населения, так и о признании государством заслуг Церкви в военные годы.