Сословная структура общества
Среди основных социальных групп российского общества XVII в. нужно отметить, в первую очередь, многочисленное сословие служилых людей.
Служилые «по отечеству» (происхождению):
· думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу, – бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки);
· чины московские (жившие в столице бояре и дворяне, занимали административные и военные командные должности, – стольники, стряпчие);
· чины городовые (провинциальное дворянство и «дети боярские);
· основная масса служилых людей, из которой набиралась дворянская конница, резко отличавшаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства).
Служилые «по прибору»: стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники. Они получали небольшое жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью.
В единое сословие всех служилых людей можно отнести потому, что все они получали государево жалованье (земельное или денежное), не платили налоги (тягло), и их главной обязанностью было несение государственной (военной или административной) службы.
Православное духовенство, делившееся на два чина – черное (монашествующее) и белое (приходское), так же составляло особую привилегированную социальную группу, главной обязанностью которой было «молитвенное предстояние» за государя и забота о «духовно-нравственном здоровье» народа.
Казачество сформировалось на приграничных территориях Московского государства (Дон, Яик, Урал, Западная Сибирь) в XVI в. Основную часть этого привилегированного сословия составили бежавшие от крепостной зависимости крестьяне. Казаки получали государево хлебное, зелейное (порох), оружейное и денежное жалование. За это они обязаны были охранять порубежные земли. Основным источником доходов казачества, не занимавшегося в тот период земледелием, были грабительские походы на соседние страны: Персию, Крымское ханство, Турцию. Казаки по традиции имели демократическое самоуправление (круг) и собственную администрацию (атаманы, полковники, урядники и т.д.). Прекрасные воины, привыкшие к разбою и грабежам, не связанные никакой собственностью на средства производства, они часто выступали инициаторами социальных конфликтов (восстание И. Болотникова, бунт С. Разина, восстание Е. Пугачева).
Гости и члены гостиной и суконной сотен – привилегированные слои купечества, приближавшиеся по положению к служилым людям. Они имели привилегию выезда за границу и освобождались от большинства налогов, но привлекались государством для исполнения таких служб, как руководство таможнями и управление казенными промыслами, а также для хранения и оценки товаров и т. д.
Тяглые люди – основная масса населения, платившая налоги, включавшая почти все группы крестьянства, а также посадских людей (непривилегированных горожан). По своему социальному положению крестьяне делились на частновладельческих – живших в вотчинах и поместьях (67%), дворцовых (9%), монастырских (13%) и черносошных (государственных) (11%). Помимо государственных налогов, частновладельческие и монастырские крестьяне несли повинности (барщину и оброк) в пользу своих хозяев. Среди посадских людей до 1649 г. существовала категория беломестцев. Это жители частновладельческих (белых) слобод, не платившие государственные налоги.
Низшей категорией населения являлись холопы, которые не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев.
Соборное уложение 1649 г.
После Соляного бунта 1648 г. в Москве открылся Земский собор, задачей которого было урегулирование социальных и политических противоречий, а также кодификация законодательства. Подготовкой нового свода юридических норм занялась комиссия в составе двух бояр: князя Н.И. Одоевского и князя С.В. Прозоровского, окольничего князя Ф.Ф. Волконского, думных дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова. С 3 октября 1648 г. началось обсуждение Уложения Земским собором по двум палатам: в одну входили Боярская дума и Освященный собор (высшее духовенство), а в другую – выборные люди. 29 января 1649 г. совещания закончились, и Уложение было подписано всеми участниками Собора (315 подписей).
Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. Его источниками являются судебники, царские указы, решения земских соборов, византийское законодательство и др. В этом документе в равной мере представлены нормы уголовного, гражданского и процессуального права. В нем впервые была предпринята попытка разделения законов по институтам и отраслям, но сохраняется казуальность изложения.
Наиболее существенными нормами Соборного уложения 1649 г. являются:
1) утверждение самодержавного характера власти и неприкосновенности особы государя (Гл. II, III);
2) отмена срока сыска беглых крестьян и завершение процесса закрепощения (Гл. XI);
3) посадская реформа, упразднившая белые (частновладельческие) слободы (Гл. XIX);
4) сближение прав вотчины и поместья (Гл. XVI, XVII);
5) распространение юрисдикции царского суда на духовенство (Гл. XIII), запрет церкви расширять свои земельные владения (Гл. XVII).
В течение всей второй половины XVII в. Соборное уложение дополнялось и корректировалось новоуказанными статьями (1669 г. – статьи о воровских делах, разбойных делах и убийстве, 1667 г. – о поместьях и вотчинах), которых к XVIII в. стало около 1,5 тыс.
Уложение долго оставалось действующим сводом законов. Ни одна из попыток (в XVIII в. их было восемь) создать новый полный свод законов не увенчалась успехом.