Тема 8. Ресурсное обеспечение государственного управления – 4 часа
Цель занятия – уяснить понятие и виды ресурсного обеспечения государственного управления, обратив особое внимание на информационно-коммуникативные ресурсы; обсудить требования, предъявляемые к электронному правительству со стороны граждан и организаций, сформировать компоненты и механизм расчёта индекса качества электронного правительства.
Во второй части занятия, пользуясь применяемой на практике методологией, студенты проводят обследование порталов (федеральных органов власти и/или органов власти субъектов РФ), заполняя анкету готовности к электронному правительству.
Форма проведения – дискуссия, практические задания.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и виды ресурсов органов государственного управления.
2. Финансовые ресурсы государственного управления.
3. Информация как ресурс. Цели и риски электронного правительства. Индексы готовности к электронному правительству.
4. Функциональные элементы электронного правительства. Стадии «зрелости» электронных услуг. Порталы государственных и муниципальных услуг.
5. Нормативно правовые основы электронного правительства и концепции его развития. ФЦП «Электронная Россия», региональные программы информатизации.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимать под ресурсным обеспечением государственного управления?
2. Что относится к социальным ресурсам базового характера?
3. Охарактеризуйте суть политических ресурсов государственного управления.
4. Что представляют собой ресурсы принудительно-силового характера?
5. Назовите и охарактеризуйте способы и формы правового регулирования отношений в системе государственного управления.
6. Что такое законность в государственном управлении, ее свойства? Какие структуры государственного аппарата должны заниматься обеспечением правового характера законности, правопорядка и государственной дисциплины?
7. Какова объективная необходимость кадрового обеспечения государственного управления.
8. Раскройте механизм кадрового обеспечения государственного управления. Какова роль кадрового резерва в обеспечении государственного управления.
9. Раскройте значение информационно-коммуникативные ресурсов в обеспечении государственного управления?
10. В чем особенности так называемого «электронного правительства»? Назовите направлений функционирования электронного правительства.
11. Какие этапы в сфере развития информационного общества можно выделить в процессе реализации государственной политики Российской Федерации с 1991 г.?
12. С какими проблемами столкнулось Правительство Российской Федерации при реализации целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»?
13. Перечислите этапы развития сервисов в соответствии с планом перехода[9] федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
14. Перечислите основные задачи реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» на 2011-2014 годы.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Итоги реализации административной реформы Российской Федерации в 2006-2010 гг. по предоставлению информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме.
1. Изучить раздел 2 «Цели и задачи административной реформы. Сроки и этапы ее реализации» Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в области задач по предоставлению информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме.
2. Полученную информацию представить в таблице 13.
3. Изучить раздел 1 «Основные итоги административной реформы в Российской Федерации, проведенной в 2006-2010 годах» Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р, в части реализации направления, касающегося предоставления информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме.
4. Полученную информацию представить в таблице 13.
Таблица 13.Анализ итогов реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме)
|
5. Ознакомиться с содержанием направления «Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме» в разделе 3 «Система мероприятий по проведению административной реформы» Концепции проведения административной реформы в Российской федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
Проанализировать изученную информацию и ответить на вопрос: Выполнены ли поставленные в Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах задачи по реализации направления, касающегося предоставления информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме? Аргументируйте свой ответ.
6. Ознакомиться с мероприятиями на 2011-2013 гг. по предоставлению информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме (см. направление 1 «Оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий)» в разделе 5 «Оптимизация осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления» Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р).
Проанализировать изученную информацию и ответить на вопрос: Какие три мероприятия Вы считаете наиболее значимыми? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2. Проблемы реализации электронного правительства в России
1. Проанализировать информацию: «По мнению профессора Ю.В. Ирхина[12], «остро стоит проблема подготовки управленцев нового типа, что встречает сопротивление консервативной части государственного аппарата. Главной психологической преградой на пути расширения деятельности «электронного правительства» в России является соответствующая бюрократическая ментальность, корпоративные интересы бюрократии. Может сформироваться «электронная бюрократия», имеющая как высокие профессиональные свойства, так и соответствующие им узкокорпоративные качества и интересы».
Ответить на вопрос: Согласны ли вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свое мнение.
2. Прочитайте информацию[13]: «Когда-нибудь интернет станет главным способом общения граждан с чиновниками, сведя необходимость их личных встреч до минимума. В принципе не такая уж далекая перспектива. Через интернет можно обратиться в суд, подать декларацию о доходах, заплатить налоги, записать ребенка в детский сад, проверить отметки у школьника, а в некоторых странах — и проголосовать на выборах. Конечно, до прямой демократии всем нам еще далеко, но вот снизить бытовую коррупцию и попросту сэкономить время электронные услуги способны уже сейчас».
Ответить на вопросы: В настоящее время школы собирают с родителей деньги на то, что они будут получать SMS-уведомления о том, пришел ли их ребенок в школу, какие у него оценки и так далее, и эти деньги идут на то, что специально нанятая организация переводит данные из бумажных журналов в электронную систему? Имеет ли эта ситуация отношение к получению государственных услуг в электронном виде? Обоснуйте свое мнение.
Какие государственные услуги Вы получали через единый портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru)? Поделитесь опытом получения этих услуг через единый портал: сформулируйте преимущества и проблемы, с которыми Вы столкнулись.
В чем Вы видите основные проблемы предоставления государственных услуг в электронном виде? Аргументируйте свой ответ.
Основная литература
3. Прохожев А.А. Теория и механизмы современного государственного управления: Учебное пособие. – М.: ОАО МПК, 2012. – С. 246-255.
4. Балашова Е.М. Оценка эффективности электронного правительства // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 205-220.
Дополнительная литература
1. Жулин А.Б., Костырко А.А., Смирнова Ж.И. Перспективы развития порталов государственных услуг в контексте административной реформы в РФ // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3.
2. «Электронное правительство: взаимодействие государственного и частного секторов». Российско-французский семинар. ГУ ВШЭ, 7 сентября 2010 г. (Материал подготовил Е.М. Стырин) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. C. 163-172.
3. Кнутов А.В., Синятуллина Л.Х., Чаплинский А.В. Межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных) услуг: постановка проблемы. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. C. 5-22.
4. Трутнев Д.Р., Чугунов А.В. Подготовка кадров государственных и муниципальных служащих в области электронного правительства: взаимосвязь уровня ИТ-компетенций и результативности проектов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. C. 138-145.
5. Савченко Е.Ю. Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров — юридический аспект // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 104-113.
6. Калинин А.М. Участие федеральных органов исполнительной власти в деятельности многофункциональных центров // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 133-143.
7. Яковлева Н.А., Калинин А.М. Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в России: результаты мониторинга // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 182-189.
Тема 9. Целевые программы противодействия коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровне – 2 часа
Цель занятия - рассмотреть и проанализировать целевые программ противодействия коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Метод проведения занятия. Студенты выбирают любую федеральную, региональную или муниципальную целевую программу и готовят информацию по следующим вопросам:
· причины принятия данной целевой программы (с подтверждением статистической информацией);
· орган государственной власти – разработчик программы;
· цели и задачи программы;
· ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы;
· период действия программы;
· перечень и описание мероприятий программы;
· ресурсное обеспечение программы;
· описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию;
· достижения и проблемы в реализации программы (с подтверждением статистической информацией);
· предложения по разрешению проблем реализации программы органами государственной власти.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям «коррупция», «противодействие коррупции».
2. Какие факторы способствуют коррупции?
3. Приведите примеры мер противодействия коррупции, успешно реализованных в зарубежных странах.
4. Какие нормативно-правовые акты составляют правовую основу противодействия коррупции в России?
5. Перечислите основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в России. Какие меры по борьбе с коррупцией, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?
6. Сформулируйте цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции на 2010-2013 гг.
7. Дайте определение понятию «конфликт интересов». Каков порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов?
8. С какой целью в органах государственной власти создаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов?
9.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Анализ понятия «коррупция».
1. Проанализировать информацию[14]: «Слово «коррупция» (от лат. «corruptio») означает «порчу, подкуп». Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией определяет её как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Модельный закон о борьбе с коррупцией в странах СНГ дает более развернутое определение: «Коррупция (коррупционные правонарушения) — не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путём противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
2. Ответить на вопрос: В чем заключается существенное отличие понимания коррупции в российском законодательстве?
Задание 2. Анализ коррупции в России.
1. Проанализировать информацию: «К общим причинам коррупции в России относят:
стремительный, непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире; кардинальное изменение государственного устройства; неграмотность подавляющей части населения страны; неэффективность функционирования большинства институтов власти; кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти; отсутствие развитого гражданского общества, демократических традиций; низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета».
Ответить на вопрос: Согласны ли вы с обозначенными причинами коррупции? Ответ аргументируйте.
2. Проанализировать информацию: «Специфика национальной коррупции заключается в: наличии мощной, широко разветвлённой теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых — основной источник финансирования коррупционеров; неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванных высокими ценами на энергоносители на мировом рынке; неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции; в запутанности, сложности, противоречивости и возможности неоднозначного толкования действующих правовых норм; наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства; слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы; отсутствии системы контрольных органов, в том числе парламентского и общественного контроля; минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жёстких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание, помилование по амнистии и т.д.); отсутствии гарантированного правового статуса и достойного пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих; исключительной, по сравнению с другими демократическими государствами, монополии чиновничества на принятие решений; большом объеме решений, которые чиновники вправе принимать единолично; широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами; вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту; постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений; коррупционности избирательных процессов (так называемый "административный ресурс") и криминализации политических партий; международной направленности российской коррупции; беспрецедентном развитии бытовой коррупции, основанной на исторически обусловленном принципе управления Российского государства — институте кормления.
В результате у большой части населения страны исторически сложился стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения личных проблем. По данным фонда общественного мнения (март 2008 г.), 54% россиян терпимо относятся к тому, что приходится давать взятки должностным лицам, 27% опрошенных признались, что им доводилось «делать подношения» чиновникам. Причем молодые люди проявляют более толерантное отношение к взяточничеству, чем пожилые».
Ответить на вопрос: Согласны ли Вы с обозначенными специфическими чертами коррупции в России? Ответ аргументируйте.
Основная литература
6. Антикоррупционная политика / под ред. Г.А. Сатарова. М.: фонд ИНДЕМ, «СПАС», 2004. URL: http://www.indem.ru/corrupt/Uc2004/UcAKP2004.htm.
7. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации. Серия: Проблемы национальной безопасности. № 16 (361), 2008. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2008/VSF_NEW200811191216/VSF_NEW200811191216_000.htm.
2. Зарубежный опыт противодействия коррупции (доклад Московского бюро по правам человека). URL: http://www.nocorruption.biz/?p=620.
3. Противодействие коррупции (п.3.3. раздел 3), в кн.: Административная реформа и проблемы государственного управления. М.: ГУ ВШЭ, 2008.
Дополнительная литература
4. Александров В.И. Формирование структуры противодействия коррупции в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. C. 39-52.
5. Южаков В.Н. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: методика, опыт и перспективы. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2. С. 4-42.
6. Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний (Приняты комитетом министров Совета Европы 8 апреля 2003 г.).
7. Парижская декларация против отмывания денег (Итоговая декларация Парламентской конференции Евросоюза по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г.).
8. Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» (Принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15ноября 2003 г.).
9. Казаченкова О.В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: правовые аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 3.
10. Васильев Ф.П. Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов.// Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №1.
Тема 10. Анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти и разработка индексов качества государственного управления(2 часа)
Занятие посвящено анализу показателей и методики, используемых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. На занятии обсуждаются и анализируются:
показатели и методика, используемые для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в малых группах определяется рейтинг социально-экономического развития регионов РФ за последние три года по одному из показателей).
показатели мониторинга социально-экономического развития районов Москвы и оценки эффективности деятельности администраций районов Москвы.
Во второй части занятия целесообразно провести обсуждение достоинств и недостатков существующих индексов оценки качества государственного управления, основных предпосылок и элементов методик их расчета.
Студенты подготавливают предложения по композитному индексу оценки качества государственного управления для России, определению основных составляющих этого индекса, возможных подходов к получению информации, методам агрегирования.
Контрольные вопросы
1. Что входит в понятие «качество» в государственном управлении?
2. Перечислите основные международные индикаторы измерения качества государственного управления.
3. Из каких индексов состоит интегральный показатель государственного управления? Что каждый из них измеряет?
4. Какие компоненты включает индекс конкурентоспособности роста?
5. Какие области, представляющие важность для конкурентоспособности страны исследуются расчете индекса глобальной конкурентоспособности?
6. Какая международная организация разработала Индекс восприятия коррупции СР1?
7. Кто разработал индекс экономической свободы?
8. Какие контрольные показатели используются при расчете индекса экономической свободы?
9. Что является информационной базой интегрального показателя государственного управления, исследования условий ведения бизнеса, индексов: конкурентоспособности роста, восприятия коррупции, экономической свободы?
10. В чем Вы видите недостатки оценки государственного управления при использовании рассмотренных индикаторов?
11. Какие организации участвуют в оценке и распространении лучшей практики государственного управления?
12. Приведите примеры российской практики сравнительных оценок качества государственного управления.
13. Какие существуют типы, формы и методы оценки эффективности государственного управления.
14. Что понимают под оценкой эффективности государственного управленческого решения?
15. С помощью каких показателей определяется эффективность государственного решения?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Эффективность государственного управления
1. Проанализировать информацию:
«В одной из работ, выпущенной под руководством профессора В.А. Козбаненко, авторы, в частности, отмечают: «Можно выделить две измеримые составляющие деятельности государственного управления: техническую эффективность и экономическую эффективность. Техническая эффективность государственного управления определяется степенью достижения целей деятельности с учетом «общественных целей». Экономическая эффективность государственного управления определяется как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объемов привлеченных для этого ресурсов. Экономическая эффективность отражает внутреннее положение дел в системе государственного управления, ее собственную деятельность, а техническая эффективность — соответствие государственного управления требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества».
2. Ответить на вопрос: Как Вы можете прокомментировать данное суждение?
Задание 2. Требования к оценке деятельности органов государственного и муниципального управления
1. Проанализировать информацию:
«По мнению специалистов, основные требования к системе социально-экономических показателей развития отдельных территорий, оценке деятельности органов государственного и муниципального управления могут быть представлены следующим образом:
• система социально-экономических показателей территорий должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, использующихся на федеральном, региональном, отраслевом уровнях;
• показатели развития территории должны быть совместимы с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;
• система социально-экономических показателей должна отвечать перечню основных угроз экономической безопасности территории;
• перечень социально-экономических показателей, используемых для анализа, должен быть минимален, легко доступен и допускать простую интерпретацию;
• результаты анализа должны допускать простую и наглядную проверку на непротиворечивость существующему положению;
• социально-экономические показатели должны относиться к одному временному периоду, описывая своего рода срезы социально-экономической ситуации;
• показатели должны допускать возможность осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности территории»
2. ответить на вопрос: Как вы думаете, соответствуют ли сложившиеся в России показатели сформулированным требованиям? Аргументируйте ответ.
Задание 3. Индикаторы для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
1. Проанализировать информацию:
«По оценке специалистов, к пороговым значениям индикаторов уровня жизни населения, как наиболее важным для муниципального уровня управления, необходимо относить следующие:
• доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума;
• средняя продолжительность жизни;
• разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низко доходных групп населения;
• уровень рождаемости;
• уровень смертности и заболеваемости от различных причин;
• сопоставление средней заработной платы и пенсии в данном муниципальном образовании с прожиточным минимумом и выплатами в соседних муниципальных образованиях;
• уровень безработицы;
• уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования;
• уровень преступности».
2. Поясните, каким образом данные индикаторы используются для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления?
3.
Основная литература
1. Клименко А.В. Исполнительная власть как объект мониторинга и оценки // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2008. № 6. С. 55-70.
2. Алескеров Ф.Т., Головщинский К.И., Клименко А.В. Оценки качества государственного управления. ГУ ВШЭ, 2006.
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2010. 525 с. (Университетский учебник).
4. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учеб.-метод. комплекс. М.: МГИМО МИД РФ, 2008. 548 с.
5. Инновации в сфере управления и государственно-административной деятельности как средство достижения согласованных на международном уровне целей развития, в том числе целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Комитет экспертов по государственному управлению ООН, 2006.
Дополнительная литература
1. Головщинский К.И., Елисеенко В.Ф. Внедрение целостных систем бенчмаркинга в деятельность органов исполнительной власти // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2.
2. Чугунов А.В. Оценка эффективности государственного управления и развития электронного правительства: международные индексы и индикаторы. СПб., 2009. 12 с. (Серия «Электронное правительство и государственное управление»; препринт № 09.001 / НП ПРИОР Северо-Запад; Ресурсный центр электронного правительства и государственного управления).
3. Калинин А.М., Софрыгин Е.А Совершенствование внешней оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010, № 2. С. 203-210.
7.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1.Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине.
2. Практические(семинарские) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи. Посещаемость практических (семинарских) занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Задания к практическим (семинарским) занятиям содержатся в Плане практических (семинарских) занятий. При подготовке к занятиям следует:
- использовать рекомендованную преподавателем учебную литературу для освоения теоретического материала;
- разобрать проблемные вопросы;
- регулярно готовить творческие работы;
3.Работа с контрольно-измерительными материалами. В Плане практических (семинарских) занятий по каждой теме курса приведены: план занятия, контрольные вопросы, тематика и методика подготовки творческих заданий. Следует иметь в виду, что данные вопросы и задачи являются типичными, подобные Вы можете встретить в заданиях тестового опроса на практическом (семинарском) занятии, в зачетном и экзаменационном тестах.
4.Экзамен по дисциплине сдается устно по билетам, если студент в ходе работы на практических (семинарских) занятиях не добирает 80 баллов.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованной преподавателем учебной литературой, своими конспектами лекций и ответами на проблемные вопросы на практическом (семинарском) занятии, выполненными творческими заданиями.
7.3.Методические рекомендации по подготовке письменных работ
Контрольная работа
Контрольная работа – это одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации об уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
Контрольная работа представляет собой письменный ответ на вопрос (решение задачи или выполнение конкретного задания), который рассматривается в рамках одной учебной дисциплины. Содержание ответа на поставленный вопрос включает показ автором знания теории вопроса и понятийного аппарата, понимание механизма реально осуществляемой управленческой практики, выделение ключевых проблем исследуемого вопроса и их решение.
Система заданий (вопросов, вариантов) контрольной работы направлена навыявление знаний студентов по определенной теме (разделу), на понимание студентами сущности изучаемых явлений, их закономерностей, умение самостоятельно анализировать рекомендуемую литературу, делать выводы и обобщения, творчески анализировать полученные знания.
Виды и характер письменных контрольных работ зависят от учебно-методических задач. Возможны контрольные аудиторные и домашние; фронтальные и индивидуальные.
Преподаватель информирует студентов о специфике предстоящей контрольной работы. При подготовке к выполнению контрольной работы необходимо руководствоваться примерной тематикой (см. 5.4.1.Тематика заданий текущего контроля); изучить рекомендуемую к курсу (разделу) основную и дополнительную литературу, самостоятельно подобрать другие источники и затем систематизировать весь подготовленный материал.
Контрольная работа может быть выполнена в тетради. Оформление работ в тетрадях предусматривает стандартизированную школьную тетрадь в 18 или 36 листов, с обязательным указанием на обложке выходных данных следующего содержания: учебное заведение (полное наименование), Ф.И.О. студента, номер группы, Ф.И.О. преподавателя. Работа может быть оформлена на бумаге формата А4, в соответствии с требованиями предъявляемыми к рефератам. Объем контрольной работы, как правило, не должен быть менее 10 страниц.
Контрольная работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, допущены принципиальные ошибки, ее речевое оформление не соответствует нормам и правилам русского литературного языка, а также при условии механического копирования материала из учебников или другой литературы.
Эссе
1. Примерный объем - 3-4 тыс. слов. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Шрифт –
TimesNewRoman, размер шрифта - 12.
2. Эссе начинается анализом теоретической проблемы иллюстрируемой примером.
3. Обязательно необходимо наличие интриги: какой-либо острой, быть может, сенсационной проблемы, сложившейся в деятельности фирм, государства, населения и ее разрешения (или, наоборот, неразрешения) в современных российских условиях.
4. Обратите особое внимание на случаи крупных успехов (или поражений), на наиболее активно обсуждаемые в обществе (на телевидении, в прессе) проблемы. Найдите их связь с фундаментальными положениями теории и сделайте эту связь понятной читателю. Допускается использование только реальных примеров.
5. В конце эссе приводится список использованных источники и литература. Необходимо обязательно указать источник информации (номер журнала и страницы, где напечатана соответствующая статья; адрес интернет-сайта и т.п.). Эта информация не включается в объем эссе.
Эссе могут быть сданы преподавателю лично или направлено по электронной почте в формате Word не позднее установленного срока сдачи.
Реферат
Реферат – это письменная аналитическая работа студента по изучаемому предмету, представляет собой краткое изложение основных взглядов и концепций по определенной теме, проблеме, вопросу, дискуссии или содержанию монографии. Реферат является одной из основных форм самостоятельной работы студентов и средством контроля над усвоением учебного и нормативного материала в объеме, устанавливаемом программой учебной дисциплины. Задача реферата – краткое изложение основных точек зрения, существующих в науке на сегодняшний день, однако он может включать элементы исследовательской работы и стать базой для написания магистерской диссертации.
Работа студента по написанию реферата включает: обдуманный выбор темы; самостоятельный подбор списка литературы; консультацию у преподавателя по списку литературы и плану реферата; аналитическое чтение и конспектирование основных источников; составление реферата на основе сделанных конспектов; оформление текста реферата.
Работа печатается с помощью компьютера шрифтом Times New Roman размером 14 на белой бумаге формата А4 с одной стороны листа с интервалом “1,5” между строками. На одной странице рукописи должно быть не более 30 строк. Страницы должны иметь поля: левое – 35 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.
Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, названия глав и заключение) печатаются с заглавной строчными буквами с новой страницы, располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом. Заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными буквами и располагаются по ширине страницы с красной строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом.
Наименования глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Автоматические переносы в тексте реферата не допускаются.
Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть равно одной пустой строке. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и её параграфами. Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.
Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало которых оформляется с красной строки c отступом 15 мм. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединённые по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединённых общей мыслью.
Подбор литературы – это обязанность студента. Преподаватель лишь помогает студенту определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при её написании, разъясняет, где их можно отыскать.
Объем реферата – не менее 20 машинописных страниц (1800 знаков, т.е. 30 строк по 60 знаков). Реферат сдается на скоросшивателе с о