Ресурсное обеспечение государственного управления

Ресурсы - ведущий фактор эффективного государственного управления. Это реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, которыми располагает и использует государство для реализации своих управленческих целей и задач. Это те воз­можности материального, интеллектуального, организационно­го и духовно-нравственного характера, которыми располагает го­сударство и может воспользоваться ими как в настоящее время, так и в будущем. Если объективные условия и субъективный фак­тор определяют характер государственного управления, то ресур­сы обеспечивают успех и эффективность этого управления. Ре­сурсы - это и социальная среда управления, и необходимое условие, и своего рода гарант успеха этого управления.

Основным критерием социальной эффективности использо­вания ресурсов в условиях их ограниченности и постоянной не­хватки является качество удовлетворения насущных потребнос­тей общества и отдельных его граждан. Рост же этой эффективно­сти можно обеспечить не только и не столько за счет абсолютного сокращения или экономии этих ресурсов, а путем оптимизации (рационализации) их использования. В государственном управле­нии эффективность - это не только формальное сопоставление результатов управленческой деятельности и ресурсов, затрачен­ных на их достижение. Главное здесь - политические, социокуль­турные и социально-психологические результаты.

Ресурсы управления в реальной жизни выступают в самых разных формах. Одни носят объективный характер (например, ресурсы экономические, природные или социально-демографи­ческие), другие - субъективный (властные, кадровые, информа­ционные). Бывают они природными и человеческими, основны­ми и сопутствующими, базовыми и вспомогательными. К соци­альным ресурсам базового характера мы относим:

- Власть, которая является ведущим субъективным условием и фундаментальным источником эффективного управляющего воздействия, представляет собой совокупность отношений руко­водства, господства и подчинения.

В условиях демократического федеративного государства опре­деляющим для управления является принцип разделения власти

по ее уровням (на федеральную власть и власть субъектов феде­рации) и ветвям (законодательную, исполнительную и судебную) в рамках соответствующих «сдержек и противовесов». По уров­ням государственная власть распределяется либо на конституци­онных, либо договорных началах, закрепляется в форме соответ­ствующей номенклатуры предметов ведения.

В России к предмету исключительного ведения федеральных органов относятся международные отношения, оборона и безо­пасность государства, установление границ и таможенное дело, денежное и валютное обращение, монетная монополия, учреж­дение федеральной системы правоохранительных и судебных органов, объявление войны и заключение мира, производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и ряд других вопросов, имеющих принципи­альное значение для государства.

К предмету исключительного ведения субъектов федерации относятся местное управление, регистрация, регулирование дея­тельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение местных должностей, вопросы общест­венного порядка, культура, санитария, здравоохранение, мест­ные коммуникации, коммунальное обслуживание, пособия пре­старелым и инвалидам, организация местной полиции, город­ское устройство и другие вопросы, которые непосредственно касаются населения, проживающего на территории субъекта.

В совместном ведении находятся судоустройство и судопроиз­водство, социальное обеспечение, налоги, земельное право, тру­довое право, электроэнергетика, промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, транспорт, за исключением феде­рального, образование, культура, демографическая политика, здравоохранение, охрана окружающей среды, то есть такие во­просы, которые эффективно могут быть решены только при условии согласия субъектов федерации.

Безусловно, не существует одной, годной для всех стран моде­ли правления и федеративного устройства, а значит, и единой си­стемы государственного управления. Их разнообразие предопре­деляют очень многие факторы, прежде всего экономические условия, особенности национально-этнического состава населе­ния, традиции, культура,

- Экономический потенциал общества, который включает:

а) материально-финансовые ресурсы - федеральный и реги­ональные бюджеты, золотовалютные запасы, ценные государст­венные бумаги, стабилизационные и другие фонды, налоговые, страховые, таможенные, лицензионные и другие механизмы;

б) фонды хозяйствования, которые включают в себя основ­ные фонды, оборотные средства, резервные и страховые фонды государственных унитарных и смешанных предприятий, акцио­нерных обществ и других хозяйствующих субъектов;

в) природные ресурсы как предмет и средство производства - соответствующие земельные ресурсы, полезные ископаемые, ле­са, водные богатства, воздушное пространство;

г) государственные резервы - стратегические запасы сырья, топлива, продуктов питания, медикаментов и других материалов, необходимых для бесперебойного функционирования всех жиз­ненно важных ее структур на случай чрезвычайных ситуаций, аг­рессии, стихийного бедствия и т.п.

Перечисленные экономические компоненты носят объектив­ный, как бы «внешний» по отношению к государственной власти характер. Тем не менее, государство в рамках действующего зако­нодательства распоряжается ими и с их помощью решает слож­ные национальные проблемы - обороны и государственной бе­зопасности, развития науки и образования, здравоохранения и социальной защиты, стимулирования производства, преодоле­ния последствий чрезвычайных ситуаций.

Поэтому забота о развитии экономического потенциала стра­ны - важнейший фактор государственного управления и его главный приоритет. В условиях жесткой международной конку­ренции экономическое развитие страны определяется ее научны­ми, технологическими и энергетическими преимуществами. По­этому сегодня нам предстоит сделать новые шаги в направлении стимулирования роста инвестиций в производственную инфра­структуру, в развитие энергетики, транспорта и связи, в освоение космических и на-на технологий, стимулирование авиастроения, судостроения и перерабатывающего производства, освоение но­вых перспективные рынков. А значит, нужно сформировать бла­гоприятные налоговые условия для финансирования инноваци­онной деятельности, обеспечить конвертируемость рубля, перей­ти к биржевой торговле нефтью, газом и другими стратегически­ми товарами непосредственно на территории России;

- Политические ресурсы. Они скрыты в политических отно­шениях (в т.ч. международных), политическом сознании народа и правящих элит, политических полномочиях государственных структур, соответствующих функциях политических партий и других институтов гражданского общества. Все эти структуры, занимаясь политикой, играют активную роль в государственном управлении, особенно в разработке различных целевых про­грамм и концепций, контроле деятельности государственных ор­ганов, защите прав и свобод человека.

- Ресурсы принудительно-силового характера. В условиях де­мократического правового государства в принципе они играют вспомогательную роль. Тем не менее, они незаменимы, если не «срабатывают» другие ресурсы. Никакие политические, экономи­ческие и воспитательные меры сами по себе не обеспечат нужный результат при реализации так называемых «непопулярных реше­ний» в борьбе с преступностью, коррупцией, бюрократизмом, злоупотреблениями властью. Достаточно вспомнить сюжеты, связанные с усилением ответственности за нарушения правил до­рожного движения, монетизацией льгот, повышением тарифов на услуги ЖКХ. Хотя, понятно, что без подключения политико-про­пагандистских и разъяснительных ресурсов тоже не обойтись.

- Социодемографические возможности общества. Это уни­кальный, один из самых важных видов социальных ресурсов объек­тивного характера. Человеческий ресурс - основа ресурсного обеспечения управления в целом. Ведь человек и только человек является созидателем материальных, культурных и духовных благ. Вне человека управление бессмысленно. В полной мере это касается и кадров государственных органов и местного само­управления.

К сожалению, интеллектуально-демографический ресурс со­временной России, как и прежде, используется не всегда проду­манно и рационально. По оценке Президента РФ, «положение в этой сфере критическое». Ежегодно страна теряет от 700 тысяч до миллиона общей численности своего населения. Увеличивается

доля престарелых и неработающих. Не ослабевает отток специали­стов за рубеж. Из-за неумелого использования трудовых ресурсов медленно осваиваются ресурсы Севера, Сибири и Дальнего Восто­ка. Население этих регионов за последние десять лет сократилось более, чем в два раза. Приморье покинуло 630 тыс. человек. В то же время усиливается приток граждан из других государств.

Такое положение влечет за собой и другие негативные послед­ствия: огромное количество людей вовлекается в сферу крими­нальных отношений, ухудшается нравственное и физическое здоровье населения. Поэтому оздоровление и развитие человече­ских ресурсов сегодня - важнейшая задача российского государ­ства. На приоритетные позиции выдвигаются задачи:

а) снижения смертности,

б) проведения более эффективной миграционной политики,

в) повышения рождаемости;

г) обеспечения бережного отношение к семье, матери и ребенку;

д) борьбы с преступностью, алкоголизмом и наркоманией.

- Интеллектуально - кадровый ресурс общества. В данном слу­чае речь идет об интеллектуально-кадровом потенциале общества как объекта государственного управления, с одной стороны, и са­мих государственных структур как субъекта этого управления, с другой стороны. В первом случае имеются в виду кадры хозяй­ственных руководителей, ИТР и специалистов массовых профес­сий, учителей, врачей, творческой интеллигенции. Во втором - административно-политическая элита, персонал гражданской, военной и правоохранительной государственной службы, долж­ностные лица муниципальных образований.

Кадровая ситуация в любом обществе постоянно меняется, причем достаточно динамично. В том числе по таким социаль­но-демографическим показателям, как пол, возраст, образова­ние, профессия, квалификация, социальный престиж, матери­альный достаток и т.п. Без учета этой закономерности интеллек­туально-кадровый ресурс грамотно использовать в управлении невозможно. Разве можно не учитывать тот факт, что еще не так давно в России только 5-7% дипломированных специалистов

были готовы работать в условиях рынка и свободного предпри­нимательства, что сменяемость руководящих кадров в органах власти превышала 50%, механизмы кадровых решений строились на принципах личной преданности, землячества и непотизма? Немало высококвалифицированных кадров из производства и науки перешли в торговлю и сферу обслуживания, заняты стро­ительством дач и частным извозом, работают охранниками или уезжают на заработки за рубеж. Охранников, телохранителей и личных водителей сейчас больше, чем занятых в образовании и здравоохранении вместе взятых.

В последнее время ситуация постепенно меняется к лучшему: сложилось новое поколение специалистов, динамично формиру­ется средний класс, развивается система высшего и среднего об­разования, совершенствуется практика профподготовки государ­ственных и муниципальных служащих. Тем не менее, все еще ос­тается угроза ослабления интеллектуального и генетического потенциала страны, обострения дефицита квалифицированных работников управления. Все большую тревогу вызывает закры­тость, коррумпированность и низкий профессионализм чинов­ничества, превратившегося, по словам В.В. Путина, в «замкну­тую и подчас просто надменную касту, понимающую государст­венную службу как разновидность бизнеса» в целях обеспечения «собственного благосостояния».

Перечисленное толкает страну на путь деградации экономи­ческого и интеллектуального потенциала, все большего отрыва власти от интересов общества. Поэтому, делает вывод Президент, «современный российский чиновник обязан учиться разговари­вать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества - языке общественной заинтересованно­сти, диалога и реальной демократии». Это и есть главное требо­вание к интеллектуально-кадровому потенциалу государствен­ного управления.

- Информационно-коммуникационные ресурсы. Это ресурсы субъективного обеспечивающего характера, включают в себя как информацию, так и средства (каналы) ее получения, распростра­нения и обмена. Качественная и хорошо обработанная на современной научно-технологической основе информация является одним из базовых условий высокоэффективного государственно­го управления во всех его звеньях: на этапе формирования целей и задач управления; оценки проблемной ситуации; разработки альтернатив и принятия управленческого решения; организации и контроля исполнения. Причем, если на начальных этапах ин­форматизации использование данного ресурса в основном было направлено на повышение качества сбора, обработки и исполь­зования информации, то сейчас происходят кардинальные трансформации во всех методах и технологиях информационно­го обеспечения государственного управления, вплоть до созда­ния самых современных информационных систем типа «элек­тронного правительства» и «электронного управления».

Информация весьма разнообразна и классифицируется по разным основаниям: а) по содержанию - финансово-экономи­ческая, политическая, технико-технологическая; б) по уровню власти и статусам субъекта и объекта государственного управле­ния - общегосударственная, федеральная, региональная, муни­ципальная, корпоративная; в) по источнику информационных потоков - промышленная, сельскохозяйственная, правоохрани­тельная, военно-разведывательная, гуманитарная; г) по направ­ленности - внутренняя и внешняя, восходящая и нисходящая; д) по уровню обработанное™ -исходная, промежуточная и ко­нечная. Главное, чтобы информация была актуальной, своевре­менной, полной, объективной, обоснованной и технологичной.

Источники информации для государственного управления - это наука, законодательство, система государственной и ведом­ственной отчетности, данные статистического учета и текущего контроля, доклады спецслужб, публикации средств массовой информации, письма граждан и др. Далее включаются различно­го рода организационно-технические и творческие компоненты управленческого труда, начиная с регистрации информации и за­вершая разработкой на ее основе управленческих решений. Тем самым обеспечивается упорядоченность, системность и подкон­трольность информационных потоков.

Сейчас для России особую значимость приобретают:

□ создание общенациональной и региональных автоматизиро­ванных систем управления, внедрение мониторингового кон­троля реализации государственных целевых программ и при­оритетных проектов;

□ развитие телекоммуникационной инфраструктуры, создание автоматизированных рабочих мест, подключение к системе «Интернет» и через нее к различным информационно-спра­вочным системам типа «Гарант» и «Консультант-Плюс»;

□ овладение всеми субъектами управления и их персоналом со­временными информационными технологиями;

□ совершенствование нормативно-правового и нормативно-ме­тодического обеспечения информационно-коммуникативных систем;

□ развитие дистанционных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

□ обеспечение надежной информационной безопасности госу­дарства.

Ресурсное обеспечение государственного управления по важ­ности стоит в одном ряду с целеполаганием. Без соответствую­щих ресурсов ни одно самое разумное управленческое решение не будет реализовано. Ресурсы - это те средства, ценности и ме­тоды, обладание которыми гарантирует успешную реализацию самых смелых управленческих замыслов. А значит, систему ре­сурсного обеспечения государственного управления необходимо постоянно совершенствовать, своевременно снимать противоре­чия между держателями ресурсов и их потребителями, добивать­ся, чтобы ресурсы использовались рачительно и целесообразно.

Наши рекомендации