Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах
Содержание
- Введение……………………………………………………………………………………………………… 3
- Российское государство в начале XX века …………………………………………………………………..4
- Первая русская революция 1905 – 1907 гг. Начало парламентаризма в России…………………………..7
- Первая мировая война…………………………………………………………………………………………9
- Революционные события 1917 г. От февраля к октябрю…………………………………………………...11
- Гражданская война в России…………………………………………………………………………………13
- Новая экономическая политика………………………………………………………………………………15
- Формирование тоталитарного режима в Советском государстве в 30-е гг. XX в………………………...17
- Ускоренная модернизация экономики в Советском государстве………………………………………….19
- Вторая мировая война………………………………………………………………………………………...21
- СССР в 50-е – 80-е гг. – эпоха правления Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева……………………………….25
- Международные отношения во второй половине XX в. – «холодная война»……………………………29
- Общественно-политические и экономические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг.: перестройка и распад СССР…………………………………………………………………………………………………...31
ВВЕДЕНИЕ
Изучение дисциплины «история» требует от студента не просто воспроизводства в памяти основных событий прошлого, но и их осмысление.
Цель создания рабочей тетради по истории Росси XX - систематизация учебного материала в форме тезисов, схем, опорных конспектов.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с тематическим планом и охватывает период истории России XX века.
Структура рабочей тетради: каждая тема имеет свой план, весь учебный материал составлен в виде структурно-логических схем. При этом студенту предоставляется возможность корректировать, дополнять или создавать свои собственные структурные элементы.
Структура данного пособия направлена на систематизацию знаний, развития навыков составления тезисов, использование студентами методов синтеза, дедукции и индукции, обобщения. Рабочая тетрадь рассчитана на развитие аналитических, логических, коммуникативных способностей студентов.
В конце каждой темы предполагается словарь ключевых терминов.
Для успешного освоения учебного материала студентам необходимо выполнять следующие рекомендации:
- Памятка – алгоритм характеристики исторической личности
a. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности
b. Задачи, которые стремится решить исторический деятель и методы их решения
c. Интересы какого класса выражает исторический деятель
d. Значение его личных качеств
e. Оценка результатов деятельности исторической личности как современниками, так и потомками
- Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений
- Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения
- Определи черты сходства и различия
- Если возможно, выдели этапы и явления, определи, что изменилось в этапах, а что осталось неизменным.
- Сделай вывод из произведенного сравнения.
- Свои действия можешь оформить в виде таблицы:
Линии сравнения | Общее | Различное |
Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах
- Причины и характер войны:
Þ Основные противоречия, приведшие к войне (причины)
Þ Подготовка к войне
Þ Планы сторон
- Ход войны (основные этапы):
Þ Повод к войне и ее начало
Þ Основные этапы и сражения
Þ Окончание войны, условие мира, итоги
c. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия).
Памятка-алгоритм анализа политических событий и явлений
I. Каковы причины данного события или явления
II. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
III. Какую цель преследовали люди в ходе данного события (в период существования данного явления)?
IV. Какими способами люди добивались поставленной цели?
V. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
VI. Способствует ли данное событие или явление развитию свободы и демократии, прогрессу?
VII. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события, явления?
Тема: Российское государство в начале XX века
Развития
План:
1. Особенности социально-экономического развития
2. Особенности политического развития
3. Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале XX в.
Экономические реформы в России в начале XX века
С. Ю. Витте - ______________________________________________________________________________
1. Усиление роли государства в экономике:
ü ________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________
ü _______________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________
2. Укрепление частного предпринимательства:
ü ________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________
ü __________________________________________________________________________
ü __________________________________________________________________________
П. А. Столыпин - ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Основное содержание аграрной реформы | Итоги аграрной реформы | Причины неудач |
II. Особенности политического развития Российской империи в начале XX века:
Форма правления:
Император –
Государственное устройство: Схема
II. От февраля к октябрю:
Хронологическая последовательность:
1.______________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________________________________
6. ______________________________________________________________________________________________
7.______________________________________________________________________________________________
Система двоевластия:
Критерий для сравнения | Временное правительство | Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов |
Лидеры | ||
Программа | ||
Партийный состав |
Причины кризисов власти временного правительства:
1. Апрельский кризис: ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
2. Июльский кризис: _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
3. Корниловский мятеж:___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Вывод: В чем слабость (кризис) временного правительства?
III. Установление Советской власти
Хронологическая последовательность:
1.______________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________________________________
II. Всероссийский съезд Советов
Декреты Советской власти:
Декрет о власти:
¾
¾
¾
¾
¾
¾
¾
¾
Декрет о мире:
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Декрет о земле:
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Словарь:
Социализация
СНК
ВЦИК
Двоевластие
Декрет
Учредительное собрание
Интервенция
Комбеды
II. Коллективизация
Коллективизация - ______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Цели коллективизации:
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
Содержание коллективизации:
Итоги коллективизации:
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________________________
Словарь:
Индустриализация
Коллективизация
Ликбез
Модернизация
Стахановское движение
«двадцатипятитысячники»
Раскулачивание
Модернизация
ГОЭЛРО
ВСНХ
I. Признаки Холодной войны.
«Холодная война» была конфликтом двух систем – капиталистической и социалистической, - в котором в качестве главнейших соперников выступали Соединённые Штаты и Советский Союз. Исход этого конфликта решался не с помощью оружия и не на поле брани. Скорее это была борьба за сферы влияния и пропагандистская война. Наиболее существенной чертой «холодной войны» после 1945 года стала гонка вооружений.
Признаки холодной войны:
Þ
Þ
Þ
Þ
Þ
Þ
Причины Холодной войны.
\
II.«Горячие точки» холодной войны
Проследить динамику исторического развития «холодных войн».
(Выполнить в виде схемы)
Все участники холодной войны для своего успеха обязаны были выполнить следующие условия: (перечислить)
Перечислите территории, где произошло столкновение интересов США и СССР:
III.Последствия Холодной войны
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу:
организация | Страны-участники | Год основания | Задачи, цели, деятельность |
ОЕЭС ( ) ОАГ ( ) СЭВ ( ) НАТО( ) ЕПС( ) АНЗЮС СЕАТО ( ) ОВД ( ) ЕЭС ( ) СЕНТО ( ) ОЭСР |
Раскройте понятия.
Гонка вооружений | |
«План Маршалла» и Комиинформ (1947 год) | |
Царь бомба («Иван»), также Кузькина мать | |
Спутниковый кризис | |
Антисоветизм | |
Доктрина Рейгана |
Тема: Общественно-политические и экономические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг.: перестройка и распад СССР.
План:
1. Предпосылки и причины «перестройки»
2. Социально-экономические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг.
3. Изменения в общественно-политической жизни общества
4. Распад СССР
Содержание
- Введение……………………………………………………………………………………………………… 3
- Российское государство в начале XX века …………………………………………………………………..4
- Первая русская революция 1905 – 1907 гг. Начало парламентаризма в России…………………………..7
- Первая мировая война…………………………………………………………………………………………9
- Революционные события 1917 г. От февраля к октябрю…………………………………………………...11
- Гражданская война в России…………………………………………………………………………………13
- Новая экономическая политика………………………………………………………………………………15
- Формирование тоталитарного режима в Советском государстве в 30-е гг. XX в………………………...17
- Ускоренная модернизация экономики в Советском государстве………………………………………….19
- Вторая мировая война………………………………………………………………………………………...21
- СССР в 50-е – 80-е гг. – эпоха правления Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева……………………………….25
- Международные отношения во второй половине XX в. – «холодная война»……………………………29
- Общественно-политические и экономические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг.: перестройка и распад СССР…………………………………………………………………………………………………...31
ВВЕДЕНИЕ
Изучение дисциплины «история» требует от студента не просто воспроизводства в памяти основных событий прошлого, но и их осмысление.
Цель создания рабочей тетради по истории Росси XX - систематизация учебного материала в форме тезисов, схем, опорных конспектов.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с тематическим планом и охватывает период истории России XX века.
Структура рабочей тетради: каждая тема имеет свой план, весь учебный материал составлен в виде структурно-логических схем. При этом студенту предоставляется возможность корректировать, дополнять или создавать свои собственные структурные элементы.
Структура данного пособия направлена на систематизацию знаний, развития навыков составления тезисов, использование студентами методов синтеза, дедукции и индукции, обобщения. Рабочая тетрадь рассчитана на развитие аналитических, логических, коммуникативных способностей студентов.
В конце каждой темы предполагается словарь ключевых терминов.
Для успешного освоения учебного материала студентам необходимо выполнять следующие рекомендации:
- Памятка – алгоритм характеристики исторической личности
a. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности
b. Задачи, которые стремится решить исторический деятель и методы их решения
c. Интересы какого класса выражает исторический деятель
d. Значение его личных качеств
e. Оценка результатов деятельности исторической личности как современниками, так и потомками
- Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений
- Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения
- Определи черты сходства и различия
- Если возможно, выдели этапы и явления, определи, что изменилось в этапах, а что осталось неизменным.
- Сделай вывод из произведенного сравнения.
- Свои действия можешь оформить в виде таблицы:
Линии сравнения | Общее | Различное |
Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах
- Причины и характер войны:
Þ Основные противоречия, приведшие к войне (причины)
Þ Подготовка к войне
Þ Планы сторон
- Ход войны (основные этапы):
Þ Повод к войне и ее начало
Þ Основные этапы и сражения
Þ Окончание войны, условие мира, итоги
c. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия).