Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни. необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма.
необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма.
С. Жижек рассматривает идеологию в традициях французского постструктурализма и постмодернизма. В целом он придерживается трактовки идеологии как искаженного сознания, которое склоняет индивида совершать социальные действия в том направлении, которое выбрано им не самостоятельно, а навязано средствами идеологии: «действительной целью идеологии является сама вменяемая ею система ценностей, незыблемость идеологической конструкции, цель ее в том, чтобы заставить нас идти как можно прямее, в одну сторону». Однако идеология постепенно теряет рациональность, воспроизводит саму себя, начинает служить «исключительно своим собственным целям и ничему больше». Следуя этой логике, С. Жижек предлагает дискурсивный анализ идеологий, поскольку она собственно и функционирует как дискурс.
Рассматривая способы концептуализации идеологии, наиболее полно возможно раскрытие данного феномена в рамках функционального подхода, который рассматривает идеологию как особую идеально-преобразующую конструкцию в сфере политики, форму сознания, возникновение, развитие, расцвет и упадок которых имеют определенные исторические предпосылки (Соловьев).
Изучение идеологии в рамках феноменологического подходабыло более распространено во второй половине XX в. и нашло отражение в работах по семиотике К. Гиртца, рассматривающего идеологии как культурные системы. Идеология включает в себя смыслы, выражение идей, чтобы выразить эти значения, и тот культурный контекст, в котором эти смыслы и значения производятся и понимаются (Clifford). Другими словами, идеологическая матрица выступает своеобразной картой социальной реальности, позволяющей индивиду ориентироваться в политическом и социальном пространстве.
Дискурсивный анализидеологий нашел место в работах Л. Витгенштейна и П. Рикёра, которые обращали внимание как на позитивные, так и негативные функции идеологии для политической жизни. В противоположность таким идеям Д. Истон, А. Конноли и некоторые другие ученые делали упор не на эмоциональном, а на ценностном содержании идеологий.
22.2. Политические идеологии
В современной эмпирической социологии преобладает аксиологический подходк изучению идеологии, основанный на анализе базовых ценностей. Именно этот подход используют Д. Истон, А. Конноли при изучении политической культуры. У. Матц определяет идеологию как «систему ценностей, выступающую в качестве политического мировоззрения», но в определенном историческом контексте (Матц, 1992).
В рамках коммуникационного подхода,разработанного Г. Ласуэллсом, идеология рассматривается как специфический вид коммуникации, направленной на сохранение или изменение существующего политического строя, и включает в себя следующие элементы, направленные на общественное сознание: политические доктрины, политическую формулу (перечень основных положений конституции) и политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).
Отечественная социология внесла значительный вклад в изучение идеологии, которая в советский период главным образом рассматривалась как одна из составляющих общественного сознания или, как писал В. А. Ядов, как форма духовной деятельности, где сталкиваются в борьбе и в диалоге научные и вненаучные, истинные или ложные идеологические концепции, в чем отражается разнообразие классовых интересов. В. Ж. Келле, Ж. Т. Тощенко рассматривали идеологию как определенные мировоззренческие ориентации, которые исповедуют разные социальные группы, выступающие субъектом идеологии. Значительный вклад в разработку проблематики идеологий внесли Е. М. Бабосов, М. А. Василик, Ю. Г. Волков, В. П. Макаренко, Б. Г. Капустин, В. Н. Кузнецов, О. Ю. Малинова.
Политические идеологии
Под политической идеологиеймы понимаем совокупность идей, отражающих позиции и взгляды определенной группы людей на общественно-политические и экономические события в мире и в обществе, а также предлагающих определенный путь развития общества. Идеология в данном случае есть концептуализированный интерес определенной группы людей по поводу общественного процесса и его перспектив.