Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни. необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма.

необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма.

С. Жижек рассматривает идеологию в традициях фран­цузского постструктурализма и постмодернизма. В целом он придерживается трактовки идеологии как искаженного сознания, которое склоняет индивида совершать соци­альные действия в том направлении, которое выбрано им не самостоятельно, а навязано средствами идеологии: «действительной целью идеологии является сама вменяе­мая ею система ценностей, незыблемость идеологической конструкции, цель ее в том, чтобы заставить нас идти как можно прямее, в одну сторону». Однако идеология посте­пенно теряет рациональность, воспроизводит саму себя, начинает служить «исключительно своим собственным целям и ничему больше». Следуя этой логике, С. Жижек предлагает дискурсивный анализ идеологий, поскольку она собственно и функционирует как дискурс.

Рассматривая способы концептуализации идеологии, наиболее полно возможно раскрытие данного феномена в рамках функционального подхода, который рассматривает идеологию как особую идеально-преобразующую конструк­цию в сфере политики, форму сознания, возникновение, развитие, расцвет и упадок которых имеют определенные исторические предпосылки (Соловьев).

Изучение идеологии в рамках феноменологического подходабыло более распространено во второй половине XX в. и нашло отражение в работах по семиотике К. Гиртца, рассматривающего идеологии как культурные системы. Идеология включает в себя смыслы, выражение идей, чтобы выразить эти значения, и тот культурный контекст, в котором эти смыслы и значения производятся и понима­ются (Clifford). Другими словами, идеологическая матрица выступает своеобразной картой социальной реальности, позволяющей индивиду ориентироваться в политическом и социальном пространстве.

Дискурсивный анализидеологий нашел место в работах Л. Витгенштейна и П. Рикёра, которые обращали внимание как на позитивные, так и негативные функции идеологии для политической жизни. В противоположность таким идеям Д. Истон, А. Конноли и некоторые другие ученые делали упор не на эмоциональном, а на ценностном содер­жании идеологий.

22.2. Политические идеологии



Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни. необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма. - student2.ru Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни. необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма. - student2.ru Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни. необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма. - student2.ru Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни. необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма. - student2.ru Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни. необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма. - student2.ru В современной эмпирической социологии преобладает аксиологический подходк изучению идеологии, основан­ный на анализе базовых ценностей. Именно этот подход используют Д. Истон, А. Конноли при изучении поли­тической культуры. У. Матц определяет идеологию как «систему ценностей, выступающую в качестве политиче­ского мировоззрения», но в определенном историческом контексте (Матц, 1992).

В рамках коммуникационного подхода,разработан­ного Г. Ласуэллсом, идеология рассматривается как специ­фический вид коммуникации, направленной на сохране­ние или изменение существующего политического строя, и включает в себя следующие элементы, направленные на общественное сознание: политические доктрины, политическую формулу (перечень основных положений конституции) и политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).

Отечественная социология внесла значительный вклад в изучение идеологии, которая в советский период глав­ным образом рассматривалась как одна из составляющих общественного сознания или, как писал В. А. Ядов, как форма духовной деятельности, где сталкиваются в борьбе и в диалоге научные и вненаучные, истинные или ложные идеологические концепции, в чем отражается разнообра­зие классовых интересов. В. Ж. Келле, Ж. Т. Тощенко рас­сматривали идеологию как определенные мировоззренче­ские ориентации, которые исповедуют разные социальные группы, выступающие субъектом идеологии. Значитель­ный вклад в разработку проблематики идеологий внесли Е. М. Бабосов, М. А. Василик, Ю. Г. Волков, В. П. Мака­ренко, Б. Г. Капустин, В. Н. Кузнецов, О. Ю. Малинова.

Политические идеологии

Под политической идеологиеймы понимаем совокуп­ность идей, отражающих позиции и взгляды определенной группы людей на общественно-политические и экономиче­ские события в мире и в обществе, а также предлагающих определенный путь развития общества. Идеология в дан­ном случае есть концептуализированный интерес опреде­ленной группы людей по поводу общественного процесса и его перспектив.

Наши рекомендации