Искренняя любовь более всего страшится того, чтобы чем-нибудь не оскорбить любимаго, а чтобы было сие возможно,- настоит необходимая нужда исполнять волю любимаго.

Как и говорит Господь: кто любит Мя, слово Мое соблюдает. А не любяй Мя, словес Моих не соблюдает (Ин.14:24).

Поэтому для того, чтоб не отпасть от любви Божией и достигнуть чрез молитву благодатнаго и таинственнаго единения с Господом Иисусом Христом, необходимо исполнять Святую Его волю, возвещённую Им во св. Евангелии, или жить по святым Его заповедям.

Произносить устами и языком Имя Господа Иисуса Христа имеет в нашей жизни великое значение, прежде всего являя пред лице Господа наше к Нему стремление. И хотя оно ещё безсильное, развлекаемое помыслами, злыми пожеланиями, прерываемое порывами злых страстей,- но силен Господь дать нам и чистое к Нему влечение; разогнать сущую в нас греховную тьму и просветить наше сердце светом лица своего. Ибо, по учению св. Макария Египетскаго, Он только и взыскует от нас именно сего добраго произволения, а чтобы привести его во исполнение,- это есть дело Божией силы, мы к этому не имеем собственных сил.

Потом, когда Господь видит наше безсилие в молитве и что мы не можем стать пред Ним достодолжно, в чистоте помыслов и с горящим сердцем, то понуждаемый своим обычным милосердием и безконечною благостию, ущедряет нас Своею Отеческою милостию; приходит к нам и обитель Свою в нас творит, по своему Божественному слову:

Имеяй заповиди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин.14:21).

Поэтому, творя устную молитву, хотя бы и разсеянную, мы можем питать несомненную надежду, что со временем дастся нам молитва чистая, благодати причастная, и пойдём, по Божественному Давиду, во свет лица Божия и о имени Его возрадуемся (Псал.88).

А если же не будет у нас устной молитвы, то как можем надеятся на получение благодатной молитвы? Кто не посеял на своей ниве, тому не может быть ожидания жатвы. А кто посеял, хотя бы и нечистое жито и небрежно, и неусердно, всё-таки что-нибудь да вырастет в пищу ему,- так и здесь.

Но и при такой молитве, как это знают те, кто занимается ею,- бывают, хотя и не часто, в сердце духовные восторги и минутныя озарения благодати, как искры Божественнаго огня, падающия от присносущнаго Источника вечной жизни - Превечнаго Света - Христа, Сына Божия, Который просвещает,- по Апостолу,- всякого человека, грядущаго в Мир (Ин.1:9).

Когда же мы живём в сем веце совершенно без молитвы, то глубокая тьма покрывает нашу бедную душу, как осенняя ночь без звезд и Луны, ничто из духовнаго мира не проникает в сей непробудный мрак наших душ.

И тогда мыслями и чувствами своего сердца и всею душею мы уныло и жалостно влачимся по лицу Земли, совершенно отторгнувши себя от Небесной отчизны.

Молитва ко Господу Иисусу Христу есть как бы луч из горняго, Небеснаго Мира: возсиявши своим благодатным светом во мраке души, она в одно и то же время, как исполняет нас радостию великою и неизреченною, так и веселит нас надеждою вечной жизни, искры ея показуя в сиянии молитвеннаго света.

Устная молитва ко Господу Иисусу Христу тем для нас драгоценна, что, при своей краткости, всегда можно читать её, чем бы мы не были заняты (кроме греха) во всякое время и на всяком месте; но не смотря на свою краткость, она заключает Божественную, всемогущую силу в имени Иисус Христовом, Которым и совершались все чудеса в Церкви от времён Апостольских и до наших дней. Силу духовную в молитве Иисусовой может временами чувствовать и всякий делатель ея, хотя бы и слабый. Ибо неложно слово Господа: "всякого грядущаго ко Мне не изжену вон".

Пусть не смущаются те из нас, кои при сем занятии своём чувствуют сухость, тяжесть, неохоту, леность и прочее, скопище сопротивнаго, ввергающее их в безнадёжие, уныние и отчаяние - всякое дело, в мире сем делаемое, сразу не может быть хорошо делаемо.

А сколько требуется трудов и времени, чтоб навыкнуть какому-нибудь искусству, художеству, ремеслу или же достигнуть высокой науки, над которой иногда трудятся во всю свою жизнь, но в конце должны бывают сознаться, если только искренни к себе и добросовестны, что без высшаго озарения нет возможности познать истину и узреть пределы духовнаго ведения.

Если так трудны для нас наши земныя дела, то не тем ли труднее Небесная наука - внутренняя ко Господу Иисусу молитва, и в ней таинственное единение с Ним наших душ. Это самое, согласно от святых Отцев, называется наукою из наук, искусством из искусств и таинством из таинств. Поэтому всякий, вступивший в подвиг упражнения Иисусовою молитвою, хотя бы и не видел никакого плода, даже бы и в продолжении многих лет, пусть не смущается и не приходит в безнадежие, что суетен труд его. Семя жизни о Христе пребывает внутри его, и, конечно, пока ещё только во внешнем человеке, но на верном пути ко внутреннему. И всяко - придут те блаженныя времена тишины и отрады, когда Солнце Правды озарит горизонт его жизни невечерними лучами вечнаго света. И он, ставши на верныя стези, свободно взойдёт в Небесные чертоги, имея в сердце своём светильники, горящие Божественным огнём.

Никто не будет спорить о том, что Господь Иисус Христос есть Спаситель наш и что мы должны вселить Его в сердце своё ещё прежде изшествия из сей жизни в будущую, соединившись с Ним единением таинственным, духовным, внутренним, сердечным. Для сего, по разуму св. Отец, два пути: деятельный и умозрительный; первый состоит в исполнении всех Христовых заповедей, а второй в зрении Бога умом,- где зримый Бог истребляет в нас всю греховную нечистоту.

Как и говорит св. Иоанн Златоустый: "одного умнаго Боговидения достаточно к тому, чтобы сокрушить всю сопротивную силу". Сей последний путь кратчайший, потому что он прямо и непосредственно поставляет нас пред Лице Божие, а первый продолжительный, утомительный и не столь удобный. О сем святой Григорий Синаит говорит так: "Бога стяжаваем или деланием и трудом, или художным призыванием имени Иисусова".

Поэтому всякий может благонадёжно приступать к занятию Иисусовою молитвою - во смирении, покаянном настроении души, в чувстве виновности пред Богом в грехах своих, никого не оскорбляя и не осуждая, а себя почитая худшим всех, и дело его спасения будет идти спешно, радостно и благонадёжно.

Прежде всего, пусть терпливо пребывает в устном упражнении Иисусовою молитвою, не скучая и не тяготясь, хотя бы только языком и устами мог произносить Божественное имя Спасителя нашего. - Тут нет ни внимания, ни усердия, ни охоты, ни сердца. Не смущайся! Это так по началу, а далее будет лучше, только не бросай, а, пребывая во смирении, трудись и непременно достигнешь блаженнаго состояния.

Последнее же слово об упражнении всякому Иисусовою молитвою состоит в том: как бы человек не занимался ею, душеполезно, спасительно и невыразимо хорошо, потому что показует его благое произволение, пребывать устремлением своей души в высочайшем деле, которое неотъемлемо даёт ему честь, похвалу и уважение. То не служит ему уничижением, что он, по слабости своих сил и по непривычке к делу сему, ещё не может достодолжно пребывать в сей Божественной службе.

Приемлется его произволение, а немощь - это наше природное свойство, исцеляемое единственно Господнею благодатию. Поэтому не будем смущатся тем, что не можем молиться чистым умом и горящим сердцем, а как можем.

Будем читать Иисусову молитву, хотя бы и море помыслов нас обуревало и сердце кипело злосмрадными страстьми. Бог даёт, всё пройдёт и исчезнет, изгонится из душ наших прирождённое зло, а вселится Божия святыня, мир и любовь, и узрим свет вечной жизни о Христе Иисусе.

ГЛАВА 16. Общий вывод о молитве изо всего, доселе о ней сказаннаго. Откуда явилась Иисусова Молитва и частию ея содержание.

Нобходимо нужно знать, что не возсияет молитва в нашем сердце, если не будет в нас глубокаго сознания своей греховной растленности и своего падшаго состояния, всеконечной неспособности на всякое истинно-доброе и Богу угодное дело, сокрушеннаго о сем сердца и плача о грехах своих. И вследствии этого живейшаго и неотложнаго сознания нужды в Божией помощи, без которой, по слову святаго Апостола, мы даже и помыслить не можем ничего добраго, но довольство наше от Бога (2 Кор.3:5). Молитва наша неотложно должна быть возносима от глубины скорбных чувств и многоболезненнаго сердца, с целию примирения Бога и умилостивления, а потом и соединения с Ним.

Не нужно желать - а тем более искать каких-нибудь пламенных восторгов, восхищений ума к Богу и духовных радостей сердца: всё это и многое другое придёт само собой при правильном и смиренном производстве Иисусовой молитвы. В духовной жизни восход на высоту состоит в погружении себя в самоуничижение, смирение и духовную нищету; словом в том, чтобы сознать себя худшим всей твари и при этом соединить своё сердце со Ипостасным Словом Божиим. В этом вся высота духовнаго преуспеяния,- это первое.

Второе по нём качество, необходимо нужное для приобретения Иисусовой молитвы, есть искренняя любовь к ближним и ко всякой твари, а потом нужно, по силе возможности, исполнять все Евангельския заповеди.

Старец Паисий Величковский сообщает, что молитва Иисусова в первый раз на Земле сообщена была Приснодевственной Богоматери, когда Она в превышеественной чистоте Своей, несравненно чистейшей солнечных лучей, пребывала во святом святых, возрастая девственно - чистейшею плотию, и развиваясь и укреплясь духом, готовила Себя в Божие жилище, веселое и красное,- в это время, как бы в предобручение приятилища Божества, предварительно была свыше научена сему Божественному Священнодейству - всегдашнему призыванию имени Спасителя рода человеческаго - Творца Своего и Господа.

И это сказание старца вполне согласуется с обстоятельствами дела, потому что прежде, нежели Преблагословенная имела в Приснодевственной утробе Своей плотию зачать от Духа Святаго Сына Божия, должна была соединится с ним в духе Своём и быть едино с Сыном Божиим, как истиная Матерь Его, всепречистую плоть Свою Ему взаимодавшая и рождшая Создателя Своего.

Наши рекомендации