Место и роль прогноза в политике и политической деятельности.
Обеспечить стабильность политической системы в обществе в целом, способность адаптироваться к внутренним и внешним изменениям, реагировать на импульсы и требования социальных групп, отражать и согласовывать их интересы невозможно без умения научно предвидеть ход и развитие политических процессов. Если претендовать на политическое руководство, надо уметь предвидеть политические события, уметь анализировать то, что должно произойти.
Прогноз - это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках его осуществления. Прогнозирование - это процесс разработки прогнозов.
Существует несколько трактовок понятий прогноза и прогнозирования. Так, под прогнозом понимают научно обоснованное суждение, направленное на уменьшение неопределенности будущего и имеющее целью выбор наиболее рациональных практических решений. Другой вариант: прогноз - вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Под прогнозированием обычно понимают определение свойств или состояние объекта прогнозирования в какой-либо будущий момент времени. Прогнозирование - составная часть функции управления, предшествующая планированию и предназначенная для проработки исходных данных при разработке планов.
Прогноз нельзя смешивать с другими формами отношения к будущему, какими являются, например, идеалы, планы, программы, проекты, гипотеза и т. д. Напротив, он призван их обогащать. Прогноз дает представление о возможности реализации политических целей, о предполагаемой эффективности запрограммированных мероприятий. Особенностью прогнозирования в отличие, например, от планирования является его вероятностный характер. Абсолютно точно угадать будущую ситуацию почти нельзя, т. к. она полна неопределенностей. Прогнозирование не претендует на временную точность, поскольку ритм политических событий не задан наперед.
Практика прогнозирования позволяет сделать вывод, что прогноз - это не столько углубление в будущее, сколько проникновение в глубь сегодняшнего дня и дня вчерашнего, это разведка, имеющая целью обнаружить зарождающуюся тенденцию с тем, чтобы спроецировать их в будущее.
Практика управления социально-политическими процессами показывает, что чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы - значит предвидеть ход развития политических событий. Поэтому в самом общем виде политическое прогнозирование можно определить как опережающее отражение политической действительности. Основная причина, побуждающая политического деятеля заниматься прогнозированием, состоит в том, чтобы просчитать и смоделировать результаты принимаемых политических решений на определенном отрезке времени.
Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В этой связи различают внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. В сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики. В то же время здесь необходимо различать два аспекта. Один связан с прогнозными оценками конкретных политических событий, другой - охватывает деятельность политических институтов общества. На основе внешнеполитического прогнозирования оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и определяющие их факторы, делаются попытки оценить новые возможности факторов развития.
Возможность политического прогнозирования, его объективная основа состоит во взаимосвязи прошедшего и настоящего. Важнейшим фактором прогнозирования является действие законов - тенденций в политической сфере, откуда следует необходимость глубокого знания их системы, механизма действия и использования.