Тема 4. Модель социальной политики России
Теоретическая и правовая основа социальной политики РФ. Историческая динамика отечественных моделей социальной политики.
Модель советской социальной политики, сущность и методологические основы. Главенствующая роль государства в социальной сфере. Социальная политика в 90-е гг. – реформирование как экономическая либерализация.
Переходный характер современной социальной политики. Особенности, направления и механизмы реализации социальной политики. Сценарии развития государственной социальной политики в среднесрочной перспективе: оптимистический и пессимистический варианты.
Формирование новой модели отечественной социальной политики – доминирующего социального государства. Обоснование необходимости системных изменений в социальной политике. Основные направления и целевые ориентиры формирования новой модели социальной политики.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихсяипромежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.7 «Модели социальной политики в России и за рубежом»используются следующие методытекущего контроля успеваемости обучающихся:
Наименование темы | Формы контроля |
очная форма обучения | |
Тема 1. Методологические основы изучения социальной политики | Д*, Т**, КС*** |
Тема 2. Основные модели социальной политики | Д, Т |
Тема 3. Особенности моделей социальной политики за рубежом | Д, Т, ДС**** |
Тема 4. Модель социальной политики России | Д, Т, ДС |
ИТОГО | Зачет |
заочная форма обучения | |
Тема 1. Методологические основы изучения социальной политики | Д*, Т**, КС*** |
Тема 2. Основные модели социальной политики | Д, Т |
Тема 3. Особенности моделей социальной политики за рубежом | Д, Т, ДС**** |
Тема 4. Модель социальной политики России | Д, Т, ДС |
ИТОГО | Зачет |
4.1.2. Зачет проводится с применением следующих методов(средств)
- устный ответ;
-письменный ответ;
-тестирование.
Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся.
Примерные вопросы для устного опроса на семинарских занятиях
Примерные темы докладов
Тема 1. Методологические основы изучения социальной политики.
Занятие 1.
1. Социальная политика: сущность, принципы, основные направления.
2. Цели и функции социальной политики.
3. Концептуальные основы социальной политики.
4. Понятие «модель социальной политики». Классификация моделей социальной политики по различным основаниям.
5. Круглый стол:Новые методологические подходы к анализу моделей социальной политики.
Тема 2. Основные модели социальной политики.
Занятие 2.
Классификация моделей по субъектам социальной политики.
2. Классификация моделей по идеологическим основаниям.
3. Классификация моделей по цивилизационно-страновым основаниям.
4. Резидуальная (остаточная), институциональная и достижительная социальная политика
5.Сравнительный анализ преимуществ и ограничений различных моделей социальной политики. Возможность применения западного опыта в России.
Тема 3. Особенностимоделей социальной политики за рубежом
Занятие 3.
1. Основные современные модели социальной политики: особенности и характеристики.
2. Специфика политики занятости в различных странах. Методы решения проблемы безработицы в различных странах.
3. Государственная политика в сфере образования и здравоохранения в различных странах. Роль государства в сфере здравоохранения в различных моделях социальной политики.
4. Характеристика пенсионных систем в различных моделях социальной политики.
5. Дискуссия:Новые явления в социальной сфере в началеXXI в.: движение к социально-однородному обществу или новые формы социального неравенства?
Тема 4.Модель социальной политики России
Занятие 4.
1. Исторические модели социальной политики в России, их достоинства и ограниченность..
2. Приоритеты стратегии содействия сокращению бедности в мире и современной России.
3. Семейно-демографическая политика.
4. Перспективы реформирования системы здравоохранения в России.
5. Основные проблемы реформирования пенсионных систем в мире и в России.
6. Дискуссия: Основные проблемы организации и управления образовательной деятельностью в РФ и за рубежом.
Примерные компенсирующие задания и кейсы