Учебные заведения Казахстана во второй половине XIX века.

С началом промышленного освоения Казахстана появилась потребность в образованных людях. Поэтому в 1850 году в Оренбурге была открыта школа с семилетним сроком обучения. Здесь готовили писарей и переводчиков, преподавали русскую историю, математику, всеобщую и русскую географию, геометрию, а также обучали основам ислама. Позднее подобная школа была открыта и в городе Омске.

В 1861 году была открыта русско-казахская школа в г. Троицке и в других городах. После введения административных реформ и усиления крестьянского переселения увеличилось количество светских школ. Программы обучения устанавливались генерал-губернаторами по согласованию с Министерством народного просвещения. Дети казахов получили право обучаться в школах при крестьянских селениях и казачьих станицах на бесплатной основе или за умеренную плату.

В 1883 году в г. Орске Оренбургской губернии открылась первая учительская школа для казахов. В открытии этой школы большая заслуга принадлежала И. Алтынсарину.

Во всех уездах стали открываться сельскохозяйственные школы, нацеленные на распространение в крае знаний и ремесел.

Повсеместно стали появляться русские волостные школы, женские начальные школы в Тургае, Актюбинске, Кустанае и других городах. С 1892 года для казахов стали устраиваться передвижные аульные школы.

Центрами образования во второй половине XIX века были Омск, Семипалатинск, Уральск и Акмолинск. Высокий процент неграмотности среди русскоязычного населения Казахстана был установлен в ходе переписи 1897 года. По данным переписи, всего лишь 8,1% населения края относились к числу грамотных. А процент казахов, знающих русскую грамоту, был еще ниже. Процент степняков, окончивших мусульманские учебные заведения, был достаточно высок, но он не был учтен при проведении этой переписи.

Определите значение курултаев в жизни Монгольской империи

Большую роль в политической жизни монгольской империи играл курултай (хурилтай, хурилта) - общеимперское собрание Чингизидов и монгольской кочевой знати.Формально курултай являлся высшим органом верховной власти, на курултае решались вопросы, связанные с крупными военными предприятиями, вопросы внутренней политики, распределения областей между Чингизидами. На курултае происходил акт провозглашения хана и торжественного его восшествия на престол. Курултай созывался главой империи, улуса или старшим членом царствующего рода. Время его созыва определялось заранее и оповещалось по улусам через гонцов. В назначенный срок (обычно весной) и в определенное место (обычно на берегу реки) со всех концов империи съезжались "царевичи, зятья, царевны, нойоны - темники и тысячники … являлись туда и покорные им цари и султаны с большими дарами и приношениями".Курултай являлся, по сути, собранием Чингизидов, военачальников и деятелей гражданской администрации для принятия к сведению и исполнению заранее принятых решений кагана и его ближайшего окружения, и он не ограничивал власть повелителя империи. После смерти Мунке-кагана в 1259 году общемонгольские курултаи не созывались

.

Почему произошли изменения в демографической ситуации в Казахстане в 40-50 гг. XX века.

В XX веке казахский народ пережил несколько демографических кризисов. В 1916-1923 годах Первая мировая война, движение 1916 года, Октябрьская революция и Гражданская война привели к тому, что численность казахского населения сократилась на 19%. 400 тысяч казахов переселились за пределы Казахстана в Китай, Монголию, Афганистан, Иран, Турцию. В 1922-1923 и 1931-1932 годах 2,5 млн казахов погибли от голода, а 900 тысяч покинули родные места. Во время Второй мировой войны погибли 600 тысяч человек из населения Казахстана.

Таким образом, в своей стране казахский этнос сокращался. В 1939 году по сравнению с 1926 годам доля казахов в населении республике составляла 20,5%. Во время Второй мировой войны в Казахстан переселились и были депортированы многие народы.

Билет № 24 1. Обычаи и традиции казахского народа в первой половине XIX века. 2. Определите историческое значение национальных автономий в Казахстане 1917 - 1918 гг. 3. Отметьте на контурной карте территорию Ак Орды. Назовите племена, входившие в государство.

Наши рекомендации