Аудиторные занятия – очная форма обучения
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель освоения дисциплины: изучение магистрантами основных закономерностей взаимодействия политики и права, в уяснении ими единства и взаимодействия между политикой и правом. 1.2 Задачи изучения курса. Объем материала позволяет решить следующие образовательные задачи: 1. изучить во взаимосвязи процесс возникновения политических отношений и права и основные тенденции и типы их взаимодействия в процессе исторического развития общества; 2. изучить взаимосвязь государственной политики и правотворчества; 3. выявить истоки и предпосылки современного взаимовлияния и взаимодействия политики и права в России; 4. сформировать у магистрантов представление о политических факторах, определяющих специфику эволюции права в различные исторические эпохи и на современном этапе развития России; 5. расширить политико-правовой кругозор магистрантов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цикл (блок) ОПОП:М1.В.ДВ
2.2.Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Актуальные проблемы теории государства и права. История политических и правовых учений Сравнительное правоведение |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | |
Код | Наименование | |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать: о социальной значимости своей будущей профессии, роли юриста в современном мире, необходимости представителей этой профессии для формирования правового, социального и демократического государства; |
Уметь: бороться с коррупцией, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению и другим нарушениям закона, уважительно отноcиться к праву и закону; | ||
Владеть: знаниями необходимыми и достаточными для понимания социальной значимости своей будущей профессии, высоким уровнем профессионального правосознания. | ||
ОК-3 | способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Знать: способы, средства и методы интеллектуального роста и расширения эрудиции, совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня; |
Уметь: повышать свой общекультурный уровень на базе освоения смежных областей знания, использовать полученные знания для повышения интеллектуального уровня; | ||
Владеть: навыками повышения интеллектуального уровня и увеличения культурного багажа необходимыми для совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
№ | Типовые задания, контрольные работы, тесты и другие методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций (демонстрационный вариант) |
1. | Тесты: Вариант 2 1. Основными ценностями консервативной идеологии являются: - свобода и равенство; - традиция и историческая преемственность; - реформизм и свобода; - прогресс и индивидуализм. 2. Сущность и характеристики правового государства. |
2. | Практические задания, задачи: 1. Дайте максимально подробную характеристику политической системы современной России 2. Охарактеризуйте основные типы политического лидерства |
3. | Типовые компетентно-ориентированные профессиональные задачи: 1. Дайте развёрнутую характеристику роли юриста в формировании правового, социального и демократического государства 2. Изложите способы развития интеллектуального и общекультурного уровня |
Структура и содержание фонда оценочных средств представлены в Приложении 1 к рабочей программе дисциплины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1 Основная и дополнительная литература
№ | Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке | |
Основная литература: | ||
1. | Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2013. | |
2. | Панарин А.С. Политология. Учебник. М., 2010. | |
3. | Политические идеи ХХ века. / Под ред. М.Д. Шанталь. М., 2013 | |
4. | Медведев Н.П. Политология: новые направления. М., 2010. | |
5. | Политология /Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. 2-е изд. М., 2011 | |
Дополнительная литература | ||
1. | .Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / Под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2010. | |
2. | Российская правовая политика: курс лекций ./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2010. | |
3. | Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М., 2013. | |
4. | Галкин А.А. Размышления о политике и политической науке. М., 2012. | |
5. | Дулимов Е.И., Кислицын С.А., Смоленский М.Б. Становление гражданского общества и правовой государственности в процессе демократических преобразований в России. Ростов н/Д., 2012. | |
6. | Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2010. | |
7. | Пляйс Я.А. Политология и актуальные проблемы политической жизни современной России. М., 2012 г. | |
8. | Теория политики / Под ред. Б.А. Исаева. СПб., 2010. | |
9. | Козырев Г.И. Политическая конфликтология. М., 2010.д | |
10. | Василенко И. А. Сравнительная политология. М., 2012. | |
11. | Политическая и правовая жизнь изменяющейся России / под ред. Г.Н. Комковой, А.В. Малько. Саратов, 2012. | |
12. | Затонский В.А. Эффективная государственность. М., 2012 | |
13. | Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личносгость. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2013. | |
14. | Лебедев В.А. Конституционная правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина (теория и практика современности). М., 2012. | |
15. | Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностное измерение. М., 2012 с. | |
16. | Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 2011. | |
17. | Малахов В.С. Государство в условиях глобализации. М.,2012. | |
18. | Медушевский А.Н. Размышления о современном российском конституционализме. М., 2013. | |
19. | Нации и национализм. М., 2012. | |
20. | Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. М., 2013. | |
21. | Основы теории политических партий: учеб. пособие / под ред. С.Е. Заславского. М., 2010. | |
22. | Малов Ю.К. Введение в теорию политических партий (обзор идей и концепций). М., 2011. | |
23. | Чижов Д. Российские политические партии. М., 2011. | |
24. | Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2012.л | |
Периодические издания: | ||
1. | Государство и право. | |
2. | История государства и права. | |
3. | Правовая политика и правовая жизнь. | |
4. | Общественные науки и современность. | |
5. | Социально-политические науки. | |
6. | Власть. | |
7. | Вестник МГУ. Серия Политические науки. | |
8. | Право и политика. | |
9. | Правоведение. | |
10. | Политические исследования. | |
11. | Социально-политический журнал. | |
12. | Pro et Contra |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Помещения для проведения всех видов работ, предусмотренных учебным планом, укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения. Для проведения лекционных занятий используется демонстрационное оборудование (а. 555, 554).
Практические занятия проводятся в компьютерных классах, рабочие места в которых оборудованы необходимыми лицензионными программными средствами и выходом в Интернет (а. 551, 453).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с учебным планом дисциплины «Юридическая политология» по направлению подготовки «Юриспруденция» предусмотрены практические занятия с широким использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в сочетании с внеаудиторной работой. Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную практическую и методическую функции. Во время лекций и при работе с литературой учащимся рекомендуется составлять тезисы, конспекты и логические схемы, а также фиксировать в рабочих тетрадях основные термины, понятия, факты, персоналии и даты, относящиеся к изучаемой теме.
При подготовке к практическим занятиям каждый учащийся должен: изучить рекомендованную литературу, конспекты лекций, подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме.
На практических (семинарских) занятиях посредством опроса и дискуссии происходит обсуждение теоретического материала, выработка и развитие навыков обучающихся. Хотя данный курс тесно связан с целым блоком исторических и политических дисциплин, его освоение предоставляет учащимся возможность получить и закрепить новые знания по истории и теории международных отношений.
По согласованию с преподавателем учащийся может подготовить реферат, доклад или эссе по теме занятия. В процессе выполнения такого задания учащийся может воспользоваться консультациями преподавателя.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и практических занятиях, должны быть изучены учащимся самостоятельно. Контроль самостоятельной работы учащихся над учебной программой дисциплины осуществляется в ходе практических занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы учащийся обязан прочитать основную и, по возможности, дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом.
Промежуточной, или рубежной, формой контроля в течение семестра является контрольная работа, которая предполагает самостоятельную подготовку ответов на вопросы из числа предлагаемых в данной рабочей программе (как вариант – тестовые задания). Итоговой формой контроля является зачет.
В качестве информационных поисковых систем учащимся рекомендуются «Яндекс» (http://www.yandex.ru/),«Google» (http://www.google.ru), «Scirus» (http://www.scirus.com/) и «Сигла» (http://www.sigla.ru/).
«Академия Google» позволяет выполнять обширный поиск научной литературы. Используя единую форму запроса, можно выполнять поиск в различных дисциплинах и по разным источникам, включая прошедшие рецензирование статьи, диссертации, книги, рефераты и отчеты, опубликованные издательствами научной литературы, профессиональными ассоциациями, высшими учебными заведениями и другими научными организациями. Система позволяет найти исследование, наиболее точно соответствующее запросу, среди огромного количества научных трудов.
«Scirus» – это специализированная поисковая система научной информации, которая использует около 200 миллионов страниц научной тематики.
При помощи поисковой системы «Сигла» можно сформировать запрос и найти документы в электронных каталогах крупнейших библиотек России и зарубежных стран, поддерживающих протокол Z39.50; оформить заказ на документ в библиотеках, которые технологически позволяют это сделать; получить доступ к полным текстам документов при их наличии в информационных системах библиотек.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель освоения дисциплины: изучение магистрантами основных закономерностей взаимодействия политики и права, в уяснении ими единства и взаимодействия между политикой и правом. 1.2 Задачи изучения курса. Объем материала позволяет решить следующие образовательные задачи: 1. изучить во взаимосвязи процесс возникновения политических отношений и права и основные тенденции и типы их взаимодействия в процессе исторического развития общества; 2. изучить взаимосвязь государственной политики и правотворчества; 3. выявить истоки и предпосылки современного взаимовлияния и взаимодействия политики и права в России; 4. сформировать у магистрантов представление о политических факторах, определяющих специфику эволюции права в различные исторические эпохи и на современном этапе развития России; 5. расширить политико-правовой кругозор магистрантов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цикл (блок) ОПОП:М1.В.ДВ
2.2.Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Актуальные проблемы теории государства и права. История политических и правовых учений Сравнительное правоведение |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | |
Код | Наименование | |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать: о социальной значимости своей будущей профессии, роли юриста в современном мире, необходимости представителей этой профессии для формирования правового, социального и демократического государства; |
Уметь: бороться с коррупцией, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению и другим нарушениям закона, уважительно отноcиться к праву и закону; | ||
Владеть: знаниями необходимыми и достаточными для понимания социальной значимости своей будущей профессии, высоким уровнем профессионального правосознания. | ||
ОК-3 | способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Знать: способы, средства и методы интеллектуального роста и расширения эрудиции, совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня; |
Уметь: повышать свой общекультурный уровень на базе освоения смежных областей знания, использовать полученные знания для повышения интеллектуального уровня; | ||
Владеть: навыками повышения интеллектуального уровня и увеличения культурного багажа необходимыми для совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Аудиторные занятия – очная форма обучения
Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Формируемыекомпетенции | |
Семинары | ||||
Модуль 1 «Предметное поле и методология юридической политологии» | ОК-1, ОК-3 | |||
Тема 1. Предмет юридической политологии. 1. Предмет юридической политологии. Методология и принципы политико-правового анализа. Роль политологии в познании закономерностей эволюции права. Соотношение политики и права в истории и на современном этапе. 2. Методы и методики юридической политологии. Система категорий юридической политологии. Функции политологии права. | ОК-1,ОК-3 | |||
- | Тема 2: Проблема соотношения политики и права: теория и практика. 1. Общие принципы взаимосвязи государственной политики и права. Государственная политика как отражение объективных потребностей общественного развития и их отражение в праве. 2. Политика и правотворчество. Особенности взаимодействия политической и правотворческой деятельности. Исторические аспекты взаимодействия политики и права: опыт России. 3. Международная политика, геополитика и международное право. | ОК-1, ОК-3 | ||
Тема 3: Общая теория политических систем: политологические и правовые основы 1. Понятие политической системы и история проблемы. Структура и функции политических систем. Правовые механизмы функционирования политической системы. 2. Государство как ведущий элемент политической системы общества. Соотношение политики и права в деятельности государства и его институтов. 3. Типология политических систем. Историко-правовые особенности развития политических систем России в XX веке. 4. Политическая и правовая жизнь общества. Политический порядок, политическая жизнь и право. | ОК-1, ОК-3 | |||
- | Тема 4: Политические и правовые режимы. 1. Политический режим: понятие и признаки. 2. Типы политических режимов. Политический режим в современной России. 3. Понятие, признаки и виды правовых режимов. Взаимосвязь политических и правовых режимов. Контрольная работа по итогам освоения модуля №1 | ОК-1, ОК-3 | ||
Модуль 2 «Проблемы политологии права» | ОК-1, ОК-3 | |||
- | Тема 5. Правовое государство и гражданское общество. 1. Правовое государство как политологический и правовой феномен. 2. Парламент как институт политической системы общества. Правовые основы развития парламентаризма в современной России. 3. Партии в политической системе общества. Политико-правовые механизмы регулирования деятельности политических партий. 4. Место гражданского общества в политической системе. Политологический анализ феномена современного российского гражданского общества. Правовые основы развития гражданского общества в России. | ОК-1, ОК-3 | ||
- | Тема 6: Права человека и гражданина. 1. Понятие прав человека и гражданина. 2. Классификация основных прав и свобод личности. Политико-правовой статус субъектов политических отношений. 3. Общая характеристика прав и свобод российских граждан. 4. Права человека и гражданина: идеи и реальность. | ОК-1, ОК-3 | ||
Тема 7: Правовые аспекты политических процессов в обществе. 1. Политический процесс: сущность и содержание. 2. Субъекты политического процесса как политологический и правовой феномен. 3. Типология политических процессов: политико-правовой анализ. 4. Политическая стабильность как цель политического процесса. Государственно-правовые механизмы обеспечения политической стабильности. 5. Нации, национализм, национальные конфликты и право. Место национализма в политике. | ОК-1, ОК-3 | |||
Тема 8. Политическая юстиция как феномен политики и права. | ОК-1, ОК-3 | |||
Семинар 1: 1. Понятие политической юстиции. 2. Функции и механизмы реализации задач политической юстиции. 3. Место и роль права в системе политической юстиции. | ||||
Семинар 2: 1. Политическая юстиция в СССР как исторический, политический, правовой феномен. 2. Этапы становления и развития политической юстиции в СССР. 3. Особенности функционирования правовой системы в условиях политической юстиции. Контрольная работа по итогам освоения модуля №2. |