I. Особенности развития русской культуры в XVIIв.
XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Это переходный период от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены развитием российской культуры XVIIв.
Особенности русской культуры этого времени состояли в следующем:
§ Самая главная ее черта состоит в широком обмирщении, т.е. постепенном разрушении средневекового, всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи.
§ Заметным становится личностное начало, изображение живых людей.
§ На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.
II. Материальная культура.
Быт русских людей в XVIIв. менялся постепенно. И хотя питание, и одежда оставались традиционными, происходили изменения. Появлялись заморские напитки и кушанья, в конце XVIIв. многие модники предпочитали иностранное платье.
Богатые дома все чаще строились из камня. Помещения украшались зеркалами и картинами, часто на светские темы. Более разнообразной стала мебель.
Продолжалось развитие ремесла. В связи с распространением мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными, например, научились производить стекло.
III. Общественно-политическая мысль.
Бурные события столетия вызвали у современников стремление разобраться в происходящем и недавнем прошлом, оценить причины и характер происшедших потрясений. Так, например управляющий Троице-Сергиевого монастыря Авраамий Палицын в «Сказании» развивал мысль, что ослабление государственной власти и пренебрежение религиозными правилами и нормами явились причинами потрясения, поставившего страну на край гибели.
В центре внимания многих публицистов оказались вопросы государственного устройства. Симеон Полоцкий выступал сторонником самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и подавлять мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их происхождением, а личными заслугами.
Оценка самодержавия как лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Юрия Крижанича, выходца из Хорватии. По его мысли, цель самодержавия обеспечить стране покой и благополучие народа.
IV. Образование и письменность.
Рост ремесла, торговли, увеличение государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40—50% были грамотными.
Еще в 40-х годах XVIIв. боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре (в Москве), где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике и философии. В роли распространителя просвещения выступали как государство, так и церковь.
В 1687г. была открыта Славяно-греко-латинская академия,созданная по инициативеС. Полоцкого Сильвестра Медведева. Здесь преподавались как светские, так и духовные дисциплины: грамматика, риторика, богословие и др. Преподавание велось на греческом и латинском языках, что и дало ей название. В качесте преподавателей выступали греческие монахи, например братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений.
С 1621г. в Посольском приказе для царя и его окружения оставлялись «Куранты» — нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах.
Постепенно накапливались знания. Например, в области географии. В 1648г. во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой. В 1649г. Е. Хабаров открыл земли по Амуру. В. Поярков исследовал земли среднее и нижнее течение Амура, первым совершил плавание вдоль юго-западных берегов Охотского моря. В. Атласов исследовал полуостров Камчатка.
V. Литература. Театр.
В литературе XVIIв. черты обмирщения особенно заметны. Появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. В сатирических повестях о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде обличался неправедный и корыстный суд.В «Калязинской челобитной» и ряде других произведений высмеивались распутные нравы духовенства.
В «Повести о Горе-Злочастии» молодой человек, отвергший традиции патриархальной родительской семьи, терпит бедствия и в конце концов уходит в монастырь. Характерно, что, раньше такой конец литературного произведения воспринимался положительно, теперь же отрицательно.
Новым в литературе стало появление стихосложения. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого.
Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию протопопа Аввакума». Аввакум выступил не только как страстный публицист и обличитель церковных и светских властей, но и как реформатор литературного языка, смело вводя в письменную речь просторечие.
Развитие связей с западными странами побудило царя и его приближенных организовать придворный театр в Москве, затем впервые появился балет. Но после смерти Алексея Михайловича театр был упразднен.
VI. Архитектура.
Зодчество принадлежит к той сфере, культуры, где, как и в литературе, на протяжении XVIIв. произошли наиболее существенные изменения. В архитектуре обмирщение прежде всего выразилось в масштабном светском строительстве.
В это время сложились новые архитектурные стили. В 80-х гг. XVIIв. сложился своеобразный «узорчатый» стиль. Его образцами являются московские церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках. В конце XVIIв. появился новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты — живописность, строгая симметричность всего сооружения, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерный образец этого стиля — церковь Покрова в Филях, построенная в 1693—1694гг. в усадьбе Нарышкиных и отличающаяся необыкновенным изяществом и безукоризненными пропорциями. Внутреннее убранство церкви отличается пышностью богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца церкви, резные обрамления ярок и пр.
Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Среди светских построек видное место занимал деревянный загородный царский дворец в Коломенском(1667—1678гг.), состоявший из множества хором, переходов, галерей и башенок, покрытый сверху позолоченной резьбой. Нарядный, «пряничный» вид имел кирпичный Теремной дворец Московского Кремля (30-е гг. XVIIв.).
Жилые каменные дома стали строиться в два и три этажа. Они живо напоминали деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные крыльца. Примером таких построек являются палаты Аверкия Кириллова в Москве. К концу века жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.