Личный режим царя Бориса III
Очередной правительственный кризис был вызван распоряжением министра внутренних дел кабинета П. Златева об интернировании А. Цанкова и К. Георгиева. Намереваясь по-прежнему играть ключевую роль в упраа1ении страной, Военный союз предложил предоставить пост премьер-министра члену политического союза «Звено» Д. Казасову. Но вопреки его ожиданиям, царь Борис, заявлявший о приверженности «идеям 19 мая», назначил главой правительства своего кандидата — А. Тошева.
Военный союз оказался отодвинутым на второстепенные позиции. Однако он продолжал представлять для монарха угрозу. В октябре 1935 г. лидеры Военного союза, обвиненные в организации заговора против официальных властей, были осуждены. В результате союз временно был устранен с политической арены Болгарии. Вслед за Военным союзом пал «истощенный» борьбой с ним сам кабинет А. Тошева. Управление страной фактически перешло к царю Борису.
Новым премьер-министром стал искусный дипломат Г. Кьо-сеиванов. В ноябре 1935 г. он сформировал свой первый кабинет «специалистов». Декларация правительства Г. Кьосеиванова о его намерениях была достаточно расплывчатой. Какие-либо твердые обязательства, связанные с принятием новой конституции, подготовленной кабинетом Л. Тошева, проведением парламентских выборов и т.п., в ней отсутствовали. Они были заменены общими фразами о стремлении правительства нормализовать положение, добившись «объединения всех здоровых национальных сил».
В стране продолжал действовать указ от 14 июня 1934 г. о запрете политических партий и организаций, измененный и дополненный в июне 1935 г. Однако это не помешало политическим силам завершить в целом к середине 1936 г. свою перегруппировку.
Крайнее правое поле по-прежнему занимали Народное социальное движение, «Годна защита» и др. Они находили поддержку главным образом среди офицеров запаса, государственных служащих, отдельных групп молодежи.
Крайнее левое поле представляли БКП (т. с.) и Рабочая партия, силы которых были значительно ослаблены. К концу 1936 г. Рабочая партия, допускавшая систему двойного членства, насчитывала приблизительно 7 тыс. членов, из которых около 4 тыс. входили в БКП (т. с). В соответствии с решениями VII конгресса Коминтерна БКП (т. с.) внесла коррективы в свою тактику. На состоявшемся в феврале 1936 г. VI пленуме ЦК БКП (т. с), классифицировавшем правительство Г. Кьосеиванова как «правительство фашистской диктатуры, опирающееся на близкие царю части офицерства», было заявлено о готовности партии к сотрудничеству со всеми «антифашистскими силами». Утвержденные плс-нумом резолюции составили основу платформы Народного фронта, в которую были включены требования восстановления Тыр-новской конституции, проведения парламентских выборов, отмены изданных после 19 мая 1934 г. указов, роспуска организаций, причастных к отмене конституции или препятствовавших се восстаноатению. Пленум выразил готовность к сотрудничеству с различными фракциями БЗНС, БРСДП (о). Радикальной и Демократической партиями.
В мае 1936 г. БЗНС—«Врабча-1» во главе с Д. Гичевым, крыло БРСДП (о), возглавлявшееся К. Пастуховым, Национал-либеральная партия Б. Смилова, Радикальная партия Г. П. Генова, Демократический сговор А. Ляпчева образовали центристскую коалицию, названную «пятеркой».
В июне 1936 г. «пятерка» подала адрес царю Борису с требованием восстановления конституционно-парламентского режима. Это привело к реорганизации правительства Г. Кьосеиванова, проведенной в июле 1936 г. В него было введено двое членов партии А. Цанкова.
Второй кабинет Г. Кьосеиванова обязался разработать новый избирательный закон и провести парламентские выборы яо октября 1936 г. Он обеспечил необходимые условия для реализации на практике отдельных свобод: слова, печати, собраний. За активностью рахтичных политических сап наблюдало министерство внутренних дел. Исходя из згою, правительство придало ему функции своеобразного социологического центра. Министерству было поручено изучить и представить анализ состояния общественных настроений в стране. Вывод министерства оказался следующим: население аполитично, его в большей степени волнуют проблемы, решение которых находится в компетенции общинных советов. В итоге царь Борис решил не проводить парламентских выборов, а ограничиться очередной реорганизацией правительства Г. Кьосеиванова, вернувшего себе в октябре 1936 г. «беспартийный» облик.
Основываясь, в частности, на заключениях министерства внутренних дел, третий кабинет Г. Кьосеиванова начал свою деятельность с подготовки общинных выборов. Им был разработан новый избирательный закон, оглашенный 18 января 1937 г. Согласно последнему, не допускалось выдвижение кандидатов на должности общинных советников партиями или иными политическими организациями. Разрешалось только самовыдвижение мужчинам старше 30, отвечавшим определенному образовательному цензу, а также не разделявшим «коммунистических и анархических идей».
Проведение выборов правительство наметило на март 1937 г. В рамках подготовки к ним «пятерка» договорилась о единых действиях с частью БЗНС—«Пладне», а также Демократической и Рабочей партиями. Центральным в предложенной ею избирательной платформе являлось требование восстановления Тырновской конституции. На местах по инициативе оппозиционных сил начали создаваться конституционные клубы. Они агитировали подавать на выборах недействительные бюллетени, призванные символизировать голос, поданный за восстановление Тырновской конституции. Таким образом оппозиция рассчитывала превратить выборы в своеобразный референдум по вопросу о конституции. Однако итоги выборов в общинные советы оказались весьма обескураживающими для
правительства. Только 20% принявших участие в голосовании избирателей подали недействительные бюллетени.
В мае 1937 г. кабинет претерпел четвертую реорганизацию Во многом она была вызвана разногласиями между 1руппировкамн премьер-министра и военного министра. Первая выступала за «беспартийность», а вторая — за приачечение к управлению страной представителей правых партий. Преодолеть имевшие место противоречия путем формирования нового кабинета не удалось. Компромиссом п данном случае стал новый закон о выборах в Народное собрание, которым, в частности, предусматриваюсь сокращение депутатских мест до 160, самовыдвижение кандидатов или выдвижение кандидатов специальными коллегиями, формировавшимися избирателями числом от 20 до 40 тысяч, и т.п.
В январе 1938 г. состав правительства Г. Кьосеиванова был обноатен в пятый раз. После этого оно определило дату парламентских выборов. В условиях, когда «беспартийному» правительству противостояла «партийная» оппозиция, кабинет Г. Кьосеиванова взял на себя ряд функций, присущих политическим партиям. В предвыборной программе правительства были изложены принципы пропагандировавшейся им «новой демократии», а именно: «дисциплинированной свободы, базирующейся на идее социальной солидарности», четкого разделения исполнительной и законодательной власти, ликвидации «партизанщины» и утверждения «беспартийности» в сфере государственного упраате-ния. Результаты состоявшихся в марте 1938 г. выборов оказались следующими: правительство пропело в Народное собрание 97 своих депутатов, оппозиция — 63.
С началом работы парламента не произошло возвращения к прежней политической системе, поскольку изменились функциональные связи и отношения между ее элементами. Этому способствовало и само Народное собрание, утвердив большинство изданных после 19 мая 1934 г. указов. Монарху, которому были предоставлены прерогативы назначать правительства без одобрения парламента, распускать парламент в случае непринятия предлагавшихся им законопроектов и т.п., в конечном итоге удалось сконцентрировать власть в своих руках.
Утверждение так называемого «беспартийною» режима способствовало достижению определенной консолидации болгарского общества, необходимой для решения внешнеполитических задач страны.