На путях развития и совершенствования общественного самоуправления

Вопросы управления народным хозяйством стали главными в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на перестройку экономики страны на принципах общественного самоуправления. На съезде было принято решение о переименовании коммунистической партии в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало самостоятельность югославских коммунистов по отношению к КПСС. Народный фронт, в который входили КПЮ, Союз молодежи, профсоюзы и другие общественные организации, получил новое название - Социалистический союз трудового народа Югославии.

Изменения в народном хозяйстве, в социально-политической сфере были юридически закреплены в конституционном законе, который можно приравнять к конституции, принятом в январе 1953 г. Главой государства становился президент. Союзная народная скупщина претерпела изменения, вместо Веча национальностей создавалось Вече производителей. Федеральное правительство было переименовано в Союзное исполнительное вече (СИВ). Сменили названия и федеральные министерства. Они стали называться секретариатами. Президентом ФНРЮ был избран И.Тито, а вице-президентом - Н.Ранкович, долгое время руководивший органами безопасности.

В июне 1955 г. был принят Общий закон об устройстве общин и районов, направленный на дальнейшее развитие и совершенствование системы самоуправления. Общины (или коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории, ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.

В апреле 1963 г. после всенародного обсуждения Союзная скупщина ФНРЮ приняла новую конституцию. Страна получила новое название - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42-часовую рабочую неделю, оплачиваемый отпуск, образование, социальное обеспечение, минимальный личный доход. Союзная скупщина имела 5 палат. Однако вскоре было решено вернуться к двухпалатной системе. Новая конституция вводила принцип сменяемости выборных должностных лиц и депутатов (ротации) через каждые 2 года. Был также утвержден закон о создании конституционного суда Югославии.

В текст конституции со временем были внесены поправки (1967, 1968 и 1971 гг.), в результате чего был создан Президиум федерации, выполнявший функции коллективного руководящего органа. В его состав входили представители республик (по 3 человека) и автономных краев (2 человека). После принятия поправок расширились права республик и автономных краев. Они получили большую самостоятельность в экономике за счет центральных органов власти. Изменилось название трудовых коллективов. Они стали называться Организация объединенного труда (ООТ). Были расширены права предприятий. После всех отчислений в государственные фонды у них стало оставаться 2/3 чистого дохода.

В июле 1965 г. Союзная скупщина приняла ряд законодательных актов, положивших начало новой социально-экономической реформе. Ее основные цели и задачи сводились к следующему: переход к интенсивному хозяйствованию; ликвидация диспропорций между отраслями экономики и ее стабилизация; повышение производительности труда; активное включение страны в международное разделение труда.

Вводились также некоторые принципы рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность югославской промышленности на внутреннем и международном рынках. В связи с этим предусматривалась отмена монополии на внешнюю торговлю, льготы для предприятий, модернизировавших оборудование и технологические процессы. Налог с оборота с предприятий взимался после реализации продукции. Отменялись государственные дотации нерентабельным предприятиям, а сами они попадали под так называемое принудительное управление со стороны государственных органов. Сократились федеральные фонды капиталовложений в неразвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. Еще большую самостоятельность получили республики и края.

В ходе внедрения реформы в жизнь выявились и положительные, и отрицательные ее стороны. С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства. Возросла рентабельность предприятий, модернизировалось их оборудование. В результате 2/3 прироста прибыли достигались за счет роста производительности труда. Однако рост потребление, значительно увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Стремительно стала расти внешняя задолженность страны. Обострилась проблема трудоустройства. С начала 70-х гг. наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн. граждан Югославии вынуждены были искать заработки за рубежом. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития отдельных республик и автономных краев СФРЮ, а также в уровне жизни отдельных граждан.



Наши рекомендации