Первое массовое восстание в оккупированной Европе
Вооруженное сопротивление “новому порядку”, который навязали захватчики, началось в конце апреля - начале мая 1941 г. Особенно сильным оно было в Боснии и Герцеговине, вошедшей в состав НГХ. Карательные экспедиции усташей встречали вооруженное сопротивление сербских крестьян. В ответ на массовые зверства усташей националистически настроенные сербы отвечали убийствами боснийских мусульман и хорватов. Братоубийственная война с атавистическим принципом “око за око, зуб за зуб” разгоралась с молчаливого одобрения Гитлера. Взаимоистребление славян, разделенных конфессиями, хорошо вписывалось в планы расширения жизненного пространства для подданных Третьего рейха.
Вступление в войну СССР имело огромный морально-политический резонанс. Не только среди сербских крестьян жива была традиция славянского единства, она находила своих приверженцев и среди представителей интеллигенции сербов, хорватов и словенцев.
Югославские коммунисты, в рядах которых были и сербы, и хорваты, и словенцы, и боснийские мусульмане, весной и летом 1941 г. приложили максимум усилий для борьбы с взаимоистремлением братских народов, для организованного сопротивления оккупантам. 4 июля 1941 г. ЦК КПЮ обратился с призывом ко всем антифашистам Югославии начать вооруженную борьбу с оккупантами и их приспешниками.
Организованное сопротивление летом 1941 г. было характерно для большинства национальных регионов страны, но наболее массовым оно было в Черногории. Массовое восстание и изгнание оккупантов и коллаборационистов в июне-июле охватывают Сербию, ряд районов Далмации, Лики, Боснии и Герцеговины, Словении. В октябре начались вооруженные выступления в Македонии. В июне-июле под контролем восставших оказалась почти вся территория Черногории, за исключением некоторых городов, а гарнизоны находящихся в них частей итальянской армии были блокированы.
Массовое вооруженное восстание в Югославии летом и осенью 1941 г. занимает особое место в истории народно-освободительной войны и социальной революции. В этот период наблюдаются организованные выступления отрядов коммунистов-партизан и четников Д.Михайловича, завязываются контакты между ними. Имели место встречи между главой сербских четников и Иосипом Броз Тито (1892-1980), который возглавлял в то время ЦК КПЮ и верховный штаб народно-освободительных партизанских отрядов. Однако это сотрудничество было недолгим.
В период с сентября по декабрь 1941 г. оккупанты начинают наступление на освобожденные территории Югославии, прибегая к массовым репрессиям, расстреливая в качестве заложников мирных жителей. Превосходящие силы фашистов вынудили партизан и их командование перебраться из Сербии в Санджак.
Кратковременность совместной борьбы партизан и четников нельзя объяснить только вынужденным характером их объединения, террором оккупантов и уходом партизан из Сербии. Разногласия начались еще осенью. Причиной были глубокие различия в идеологии и внешнеполитической ориентации. Создание партизанами новых органов власти, их классовый радикализм в отношении сельского населения оттолкнули от них значительное чсло сербских крестьян и обусловили их переход на сторону четников. Некоторые члены руководства КПЮ позже были раскритикованы своими товарищами за попытку организовать объединения типа колхозов в Черногории, расстрелы тех, кого сочли кулаками, и преждевременные призывы переходить к этапу пролетарской революции.
Осенью 1941 г. и особенно в начале 1942 г. между партизанами и четниками началась вооруженная борьба. Она носила характер гражданской войны. К этому времени эмигрантское правительство произвело Д.Михайловича в чин генерала и назначило его военным министром. В штаб четников прибыл офицер английской разведки Хадсон, а позже - английская военная миссия. С апреля 1942 г. английская авиация стала регулярно снабжать четников оружием, боеприпасами, медикаментами, а также крупными суммами иностранной валюты. В конце 1941 - начале 1943 г. формируются сначала бригады, а затем корпуса четников. Создаются так называемые военно-оперативные зоны, возглавляемые командирами. Зоны охватывали почти всю территорию Югославии, даже те ее части, где влияние четников, как военное, так и политическое, было слабым.