Русская политическая мысль XVII-XIX века.
Отдельным направлением эволюции политической мысли является русская политология. Первые общественно-политические идеи в России стали появляться еще в Киевской Руси. К произведениям этого жанра относится трактат митрополита Иллариона (ХI в.) «Слово о законе и благодати». Политические мотивы содержит также «Повесть временных лет» (1113 г.). В условиях реформ Петра I заметное распространение получили политические идеи Т. Т. Посошкова (1665–1726 гг.), выступавшего за строгую государственную регламентацию общественного производства, труда и быта подданных, права и обязанности основных сословий общества в государстве. В этот временной период стало формироваться идейно-политическое течение славянофильства, в котором славянофилы искали пути возвращения к правде и традициям старой «Святой Руси». В трудах Николая Карамзина (1766–1826 гг.), Константина Аксакова и других славянофиловобосновывался приоритет трех главных принципов: православия, самодержавия, народности. Самодержавность Святой Руси заключалась, по их убеждению, в непреходящей ценности православной монархии по типу Московского Царства. А императорская Россия – это подражание Западу и ведет к гибельному для страны деспотизму власти. В отличии от них западники в лице Василия Татищева (1686–1750 гг.), Александра Герцена (1812–1870 гг.), Николая Добролюбова (!836–1861 гг.) вслед за Екатериной II, написавшей манифест западничества – «Наказы», считали, что Россия достойна европейских свобод и цивилизованного государственного устройства, основанного на праве. Герцен, например, говорил о «Социальной республике» как идеале политического устройства России.
Приверженцем так называемого «Правительственного либерализма» являлся Михаил Сперанский (1772–1839 гг.). Он был первым в России теоретиком правового государства, выступавшим за постепенный переход страны путем реформ «сверху» к конституционной монархии, в которой должно утвердиться разделение властей. Многие из его идей были востребованы революционерами-декабристами. Если Муравьев поддерживал идею конституционной монархии, то Пестель пошел дальше, доказывая необходимость утверждения в России демократической республики.
В середине XIX века был отмечен бурный подъем народничества, в рамках которого выделились разные идейно-политические направления. Народники-пропагандисты в лице П. Лаврова выступали за «Рабочий социализм», который им представлялся «царством солидарности трудящихся». Народники-заговорщики (П. Ткачев) исходили из идей знаменитого француза Огюста Бланки. Народники-анархисты, идеологами которых выступали М. Бакунин, П. Кропоткин и др., разработали «доктрину антивласти», согласно которой государство являлось «циничным отрицанием человечности, ареной разбоя и насилия». Централизму государственной власти они противопоставляли идеал вольного, неподначального, самоуправляющегося социализма, в котором индивиды будут объединены в коммуны, коммуны соединятся в провинции, а провинции сольются в нации, которые в свою очередь интегрируются в Соединенные Штаты. Такой идеал достигается посредством «всенародного бунта», в результате которого утвердится безгосударственное самоуправление, основанное на принципах свободы, справедливости и равенства. Во второй половине ХIХ века в России начал распространятся марксизм, учителями которого стали Георгий Плеханов и Владимир Ульянов (Ленин). В начале ХХ века марксизм воплотился в идейно-политических течениях меньшевизма и большевизма, во главе которых соответственно встали вышеназванные деятели. Первые являлись приверженцами ортодоксального марксизма, выступали против искусственного ускорения политической революции в России. Большевики ревизировали марксизм и считали возможной пролетарскую революцию в одной отдельно взятой и самой слаборазвитой капиталистической стране, благодаря чему в ней будет облегчен процесс отмирания государства и установления коммунистического самоуправления народа.
Наконец, в начале 20-х годов, сразу после того, как в России произошла третья Русская революция (октябрь 1917 г.), появилось еще одно идейно-политическое течение – Евразийство. Его родоначальник – Николай Трубецкой в 1920 году выпустил манифест евразийства «Европа и человечество». А в августе 1921 года вышел в свет известный трактат «Исход к Востоку. Утверждение евразийцев». Их политическая доктрина исходила из того, что Россия есть «культурная зона евразийской цивилизации», поэтому приоритет имеют условия политического «месторазвития». Месторазвитие России неповторимо и представляет собой соединение в политической сфере общества европейских и азиатских элементов, которым не противоречил и большевизм. Поэтому российская государственно-политическая система не может не быть самобытной. Она не европейская, и не азиатская, но есть их синтез, умноженный на уникальность политического месторазвития страны.
В советский период в нашей стране развитие политической науки происходило в жестких рамках теории научного коммунизма. Переоткрытие политологии началось в условиях горбачевской перестройки. В настоящее время институционализировались и успешно развиваются все основные направления российской политической науки.
Марксизм о государстве
Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики.
Марксистское понимание природы государства было изложено Ф.Энгельсом, где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы». Позже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура.
Непосредственно К. Маркс написал о спорной сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает своё концентрированное выражение”. В сферу деятельности государства входят «специфические функции», вытекающие из противопоставления правительству и народных масс. Вместе с тем К. Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая выступает и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанным, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.
«Государство - это машина для поддержания властвования одного класса над другим», - писал В.И.Ленин, это «Организованное насилие одного класса для угнетения другого». Из этого добывались доказательства для обоснования безпредупредительного вмешательства государства во все сферы жизни общества. Понятие государства, как «аппарата насилия», способа, который одна часть населения исполняет для подчинения себе другого, для удовольствия собственных интересов, остается распространенным и сейчас.