Приоритетными направлениями государственной демографической политики являются следующие.
Первое направление - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин.
Второе направление - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Третье направление - повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей).
Четвертое направление - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики.
Пятое направление - обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Результатом данных мер должно стать сокращение к 2020 году количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 году на 20 - 22 процента, пострадавших - на 18 - 20 процентов.
Промышленность: Целью государственной политики в области развития базовых отраслей промышленности является повышение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.
Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской промышленной продукции.
В рамках реализации указанных направлений будут осуществляться следующие меры:
- повышение эффективности таможенного администрирования и оперативности применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ввозных пошлин на технику и оборудование, аналоги которой производятся в России;
- создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования российских предприятий за счет субсидирования из средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым российским предприятиям в рамках проектов, ориентированных на внутренний рынок и соответствующих приоритетам развития российской экономики;
- совершенствование действующей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения предприятий, включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате части затрат на лизинговые платежи;
- расширение практики кредитования финансовыми институтами развития инвестиционных проектов развития новых производств;
- создание условий для роста инвестиций в обновление основных фондов и технологическую модернизацию за счет совершенствования амортизационной политики, включая внедрение механизмов ускоренной амортизации;
- использование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации приоритетных направлений промышленной политики;
- стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий;
- содействие разработке новой конкурентоспособной продукции в рамках решения задачи по повышению энергоэффективности российской экономики;
- государственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых и прорывных технологий, соответствующих требованиям рынка и отраслевым стратегиям;
- развитие механизмов частно-государственного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;
- обеспечение поддержки российского экспорта промышленной продукции, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам и использования механизмов предоставления гарантий по рискам при проведении экспортных операций, включая регулярную актуализацию перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка;
- дальнейшее развитие системы технического регулирования.
Транспорт: Целью государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения.
Основными показателями достижения данных целей в долгосрочной перспективе являются:
-сокращение транспортоемкости валового внутреннего продукта (без трубопроводного транспорта) в 2020 году - на 30 процентов по сравнению с 2007 годом;
-увеличение экспорта транспортных услуг (без трубопроводного транспорта) до 41 млрд. долларов США в 2020 году по сравнению с 10,3 млрд. долларов США в 2007 году;
-создание до 2020 года опорной сети скоростного пассажирского движения со скоростью 160 - 200 км/ч, строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, обеспечивающих движение со скоростью до 350 км/час;
-увеличение доли протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения до 52,5 процентов в 2020 году, увеличение строительства автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения в 2020 году в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год) по сравнению с 2007 годом;
-увеличение переработки грузов в морских портах с 451 млн. тонн в 2007 году до 885 млн. тонн в 2020 году.
Технологический процесс: Целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двигателестроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции, достижение 10 - 15-процентного уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020 - 2025 годах.
Целью государственной политики в ракетно-космической промышленности является создание экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Доля присутствия продукции ракетно-космической продукции на мировом космическом рынке увеличится с 8 до 15 процентов.
Технологическое перевооружение ракетно-космической промышленности позволит повысить производительность труда в 2,5 - 3,5 раза.
Объем производства продукции судостроительной промышленности увеличится в 2020 году - в 3,6 раза, производительность труда повысится в 4 - 5 раз. Россия вновь займет место среди государств - лидеров по производству гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение второго места (не менее 20 процентов мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1,5 - 2 раза), объем экспортных поставок гражданской продукции увеличится более чем в 5 раз.
Инновационная политика:Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения, поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики.
Основными показателями достижения данной цели являются следующие:
доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 - 50 процентов в 2020 году (в 2007 году - 13 процентов);
доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах к 2020 году;
удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 процентов в 2020 году (в 2007 году - 0,3 процента);
валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 - 20 процентов в 2020 году (в 2007 году - 10 - 11 процентов);
удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 - 35 процентов в 2020 году (в 2007 году - 5,5 процента);
внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2007 году - 1,1 процента), из них больше половины - за счет частного сектора.
Внешняя торговля: Первое направление - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.
Второе направление - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг.
Третье направление - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.
Четвертое направление - повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.
Пятое направление - формирование интегрированного евразийского экономического пространства.
Шестое направление - создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.