В результате дезинтеграции Советского Союза возникли 24 новые границы общей протяженностью более 24 тыс. км, что составляет около 57% от общей длины всех границ постсоветских государств. Приграничное сотрудничество во всех государствах является важным инструментом проведения внешней политики.
Вооруженные силы Силы общего назначения Объединения, части, учреждения, военно-учебные заведения, другие воинские формирования и военные объекты, собственные вооруженные силы государств—участников, которые позже были под-чинены с их согласия Главному командованию Объединенных Вооруженных Сил. Управление собственными вооруженными силами государств-участников входило в компетенцию министерств обороны этих государств. | Стратегические силы Стратегические силы предназначались для обеспечения безопасности всех государств СНГ. Это были силы и объекты, находящиеся под единым командованием, перечень которых определялся каждым государством по согласованию с командованием Стратегическими силами и утверждался Советом глав государств. | |
Азербайджан согласился финансировать лишь часть сил, находящуюся на его территории; |
Армения настояла на отражении в документе особого мнения о том, что имущество Стратегических сил является совместной собственностью всех государств—участников соглашения; |
Казахстан высказался за заключение соглашений по полигонам; |
Украина указала срок выхода из Соглашения — конец 1994 г.; |
Молдова не подписала Соглашение. |
Сложность ситуации, сложившейся в СНГ, заключалась в том, что желание ряда стран—участниц Содружества иметь собственные армии не соответствовало их возможностям с точки зрения финансирования, материального снабжения, кадрового состава, наличия оборонной инфраструктуры и т.д. |
1.Первая модель-создание объединенных ВС СНГ 20 марта 1992 г. Объединенных Вооруженных Сил Содружества (ОВС СНГ) и принятие ряда соглашений: Соглашение об Объединенных Вооруженных Силах на переходный период; Собственные вооруженные силы государств-участников в эту структуру не входили. С согласия государств их могли передавать в оперативное подчинение Главному командованию ОВС. Руководство осуществлялось Главнокомандующим через Главное командование, в состав которого входили Генеральный штаб ОВС Содружества, командование Стратегических сил и командование Сил общего назначения. Отсутствие единой позиции в вопросе создания ОВС проявилось при подписании документов — их не подписали Азербайджан, Молдова, Туркменистан, Украина. |
2.Создан совет министров обороны Отсутствие единой позиции в вопросе создания ОВС сыграло роль в дальнейшей недолгой судьбе ОВС Содружества. Уже 24 сентября 1993 г. (т.е. через полтора года с момента их образования) главы государств СНГ пришли к выводу о необходимости реформирования ОВС. Реорганизация Вооруженных Сил СНГ. К концу 1993 г. Вооружен-ные Силы бывшего СССР были реорганизованы в собственные Вооруженные силы государств Содружества. Однако общий кризис в странах СНГ привел к тому, что реалиями стали такие негативные факторы, как распад единой военной структуры, единого оборонительного пространства, отсутствие современных вооруженных сил в государствах СНГ и их низкая боеспособность. |
3.Договор о коллективной безопасности В настоящее время структура Штаба интегрирована в Организацию Договора о коллективной безопасности. Таким образом, явно прослеживается тенденция передачи решения вопросов военной безопасности специализированной международной организации. Безопасность в Уставе СНГ. Концептуальные положения по основам безопасности можно также найти в Уставе СНГ. В разделе 3 — «Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество» — говорится, что безопасность в Содружестве поддерживается в том числе и с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира и что для устранения возникшей угрозы могут быть предприняты миротворческие операции. Договор о коллективной безопасности. 15 мая 1992 г. в Ташкенте Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 г., Грузией — 9 декабря 1993 г., Республикой Беларусь — 31 декабря 1993 г. В Договоре государства-участники подтвердили свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами, воздерживаться от вступления в военные союзы или группировки государств. В качестве основного механизма противодействия возникшим угрозам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, угрозы международному миру) Договор указывает на «совместные консультации с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы». |
Наши рекомендации